Лента новостей / Общество / 18 июля 2023 15:50

Лукашенко: «Белорусская экономика продолжает работать и находить новые возможности в этих непростых условиях»

Окончательно определиться с тем, что нужно делать для создания портовых мощностей по перевалке белорусских грузов и немедленно начать работу. Такую задачу перед ответственными поставил 18 июля глава государства, сообщили в программе «Беларусь.Новости».

Необходимые решения в вопросе организации экспорта отечественной продукции морским путем были приняты еще в начале 2023 года. Сегодня Президента интересует: на какой стадии находится процесс и какие результаты имеются. Нужно принимать решение: строить собственный терминал или модернизировать существующий. Особое внимание поставкам калийных удобрений. Перестраивать логистику пришлось после того, как Литва в прошлом году объявила Беларуси транзитную войну. Для литовской стороны такие решения обернулись потерями в миллиарды евро. Попытки санкционной блокировки подтолкнули нашу страну к поиску альтернативных путей экспортных поставок.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:

Пришло время сверить часы и, если нужно, подкорректировать и согласовать наши дальнейшие действия и планы. Обстановка и внешнеполитическая конъюнктура сегодня развиваются крайне динамично. Но, надо отдать должное, что белорусская экономика продолжает работать и находить новые возможности в этих непростых условиях. Мы должны оперативно реагировать на все вызовы и гарантированно обеспечивать доставку экспортных грузов покупателям. Ключевой момент – скорость принятия решений. В этой связи хочу услышать следующее. На какой стадии находится вопрос создания собственных мощностей для морских перевозок?

Понятно, мы ушли (не по своему желанию) из традиционных портов и работаем по перевалке всех наших грузов, а это около 20 миллионов тонн, во всех портах Российской Федерации. Есть ли конкретные результаты в этом направлении? Какие порты задействованы для перевозки калийных удобрений и нефтепродуктов, какие есть проблемы в связи с этим? Есть ли у нас понимание, сколько калия мы можем переваливать через порты Российской Федерации на приемлемых условиях? Также мне докладывали об альтернативных вариантах сотрудничества в северо-западном регионе России. Это должно быть главным вопросом. По сути, мы имеем два возможных варианта, каждый со своими преимуществами и недостатками – Мурманск и Приморск.

Необходимо окончательно определиться, что нам нужно строить: терминал, порт или модернизировать какой-либо существующий. И немедленно начинать работу.

Николай Снопков, первый заместитель премьер-министра Беларуси:
То, что касается увеличенного железнодорожного пути, поскольку оно увеличено по определению, это тоже примерно в 2-2,5 раза. И при этом, выполняя поставленные задачи, мы выйдем на 8 миллионов тонн продажи удобрений в этом году. При этом «Беларуськалий» работает с прибылью. Он обеспечивает свою инвестиционную программу, за полгода вложив уже 600 миллионов белорусских рублей в инвестиции. При этом мы сегодня вторые в мире по объему производства калийных удобрений. Поэтому это говорит о том, что, в принципе, система продаж выстроена эффективно, невзирая на возросшие в разы затраты.

Нужно садиться, считать. Президент всегда требует убрать эмоции, сесть – и посчитать. Единственное, что я точно знаю: что мы будем считать не в моменте. А мы будем считать (есть такое понятие) «стоимость жизненного цикла товара». Порт – это тоже товар. И его жизненный цикл определяется 10-15 годами. Конечно, мы будем считать на горизонте жизненного цикла, нужно нам это или не нужно, строить или нет.

Актив важен. Жизненный цикл важен. В моменте минимальная цена важна тоже. Можем ли мы сегодня обеспечить в моменте поставку 12–14 миллионов тонн калия и при этом параллельно заниматься портовой новой инфраструктурой – тоже вопрос, то есть вариативно. Я думаю, что мы окончательно определимся в правительстве и внесем руководителю уже вариант, который выгоден будет и с точки зрения момента (этого года и следующего), и с точки зрения среднесрочной перспективы.

Говорили на совещании и о перспективах транспортировки морским путем нефтепродуктов. Рассмотрели также проект указа о реализации отдельных видов товаров на экспорт.