Лукашенко – чиновникам: обмануть и скрыть какие-либо факты не получится!
Обмануть и скрыть какие-либо факты не получится. Такое предупреждение адресовал Президент участникам селекторного совещания на тему уборочной кампании. На разговор пригласили глав регионов, контролирующих органов, руководителей ведомств и нескольких министерств: энергетики, лесного хозяйства и по чрезвычайным ситуациям, а также уполномоченных главы государства. К слову, 19 июля их состав обновился, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Прежде чем обсуждать главную тему, на совещании разобрали вопросы ликвидации последствий недавнего урагана. Александр Лукашенко потребовал решить все проблемы, вызванные непогодой, за один месяц.
А вопросы уборки урожая, традиционно, находятся под личным контролем главы государства. Поэтому белорусский лидер полностью владеет ситуацией, в том числе по нелицеприятным моментам: хищениям, коррупции, припискам, неготовности техники и оборудования и так далее.
О том, какие поручения отдал Президент по итогам совещания – в материале Александры Качан.
Стратегические вопросы – главная тема сегодняшнего совещания. В центре внимания – продовольственная безопасность. Дистанционно на связи с главой государства все области страны. Начал Президент с планов на урожай. Погода и благоволит и препятствует одновременно. Но с пути нас не сбить. Цель поставлена – к ней идем.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Уже так, как в этом году, сельское хозяйство мы никогда не поддерживали, можно сказать, в истории вообще. И техника была передана, и вопросы финансовые и материальные решены.
Пока с полей убирают небывалый урожай. Валовый сбор колосовых составит порядка 10 млн тонн. Но это минимум – отметил Президент.
Александр Лукашенко:
Но это в теории. Хлеба пока, по большей части, стоят на полях, и их нужно убрать. Причем быстро и без потерь. Как всегда. Тогда и все потребности в зерне на год вперед закроем, кормовую базу обеспечим и на импорте сэкономим валюту. Более того, и резерв определенный создадим на будущий год. Как обычно, у нас есть подводные камни. Мы вынуждены будем убирать одновременно несколько культур, да еще сама жатва накладывается на заготовку трав второго и третьего укосов, а также на сев озимых крестоцветных. Как поступить в этой ситуации? Опыт тоже у нас есть, ничего придумывать не надо. Нужны высокая организация работ, хорошая мотивация аграриев и железная дисциплина. Пока даже то, что я вижу невооруженным глазом, – мы этого не имеем.
Фото: president.gov.by
Экономия средств и времени – тоже важный аспект. Чтобы не гонять технику утром и вечером на мехдвор и обратно, можно обеспечить охрану и ремонт прямо в поле. Меньший расход топлива. Но вот если его еще и воруют... Президент предупреждает самым жестким образом: в подобных случаях ни с кем церемониться не будут. Строгий спрос и за не готовность техники.
Александр Лукашенко:
А завтра вы придете и скажете, что вам денег не хватает. «Давайте из бюджета деньги». Это я говорю для Комитета государственного контроля, помощников и уполномоченных по областям. Два дня на раскачку, а потом жесточайшее наказание, мне не пишите. По результату напишете. Вы знаете, что делать. Я почему так жестко ставлю вопрос. У нас сельское хозяйство не частное. Вы же пришли, просили, плакали, что вам нужны техника, комбайны, удобрения нужны, трактора. Насколько только возможно и не возможно. Мы вам это предоставили. Так имеет государство право спросить? Имеет. Исполняйте.
Главные составляющие эффективной работы – соблюдение технологии и хозяйский подход. Александр Лукашенко привел пример, на что ориентироваться и как поступать.
Александр Лукашенко:
Что касается заготовки кормов. Сегодня, как вы видите, проходят хорошие дожди. Ввели санкции на минеральные удобрения. Ну и хорошо. Давайте мы эти минеральные удобрения (хотя мы их продаем, ну, которые там дешево продаем и прочее) продадим через мясо, молоко. Давайте этими минеральными удобрениями подкормим. Наталья Ивановна на меня смотрит, будто мы с тобой первый день родились. Надо хороший урожай получить. Получим молоко, мясо, сколько хочешь, можем продать. Вот и обход этих санкций красивый.
Мы же прекрасно понимаем, что сегодня в принципе нет проблем по минеральным удобрениям. И помогали даже тем, у кого нет денег. Ну так подкормите травы при таких дождях. Если разумный руководитель, он посеял не только клевер, но и люцерну. От люцерны четыре урожая люди в этом году получат, четыре урожая хороших люцерны. Этого нет. Потому что нет спроса. Все надеются на какой-то рынок. Какой рынок? Уважаемые друзья, очнитесь. Поэтому во многих хозяйствах не проведена подкормка азотными удобрениями многолетних трав после первого укоса, что отрицательно скажется на их урожайности со второго-третьего укоса. Опять же, наблюдаю за агрокомбинатом «Дзержинский». Убрали люцерну, буквально немножко внесли азотного удобрения, сегодня уже по колено люцерна, мимо проезжаю – уже по колено. Надо убирать. Третий укос. Еще четвертый будет.
Общие переживания последних дней – разгул стихии. Ее последствия и действия до и после тоже обсудили таким составом.
Александр Лукашенко:
Люди до сих пор обижаются: то не сделано, это не сделано. Вы знаете, что утром и вечером я постоянно в режиме допроса общался с членами правительства, министрами, которые этим занимались. Вроде бы неплохо. Поручил за вчерашний вечер и сегодняшнюю ночь посмотреть, что не сделано, как реагируют люди. Что Комитет госконтроля, что председатель Комитета госбезопасности сегодня доложили об имеющихся проблемах. Я понимаю, люди разные. Некоторым все плохо, даже если хорошо. Некоторым плохо, даже если какую-то деревеньку подключили к дизель-генераторам. Люди не хотят понимать, что это чрезвычайная ситуация. Война просто, только нет стрельбы из автоматов и пулеметов. То же самое, что на войне. И никто не задается вопросом: «А что ты сделал для того, чтобы преодолеть эту катастрофу?» В телевизоре недавно выложили какой-то ролик, наверное, из интернета, где выступал один из мужиков. Настоящий мужик. Он берет это полено, дерево и пошел, говорит: «Давайте поможем». Чего мы сидим и плачемся, что коммуналка плохо работает, еще кто-то плохо работает. И каждый сидит и ждет, что сейчас все подключат. Ладно, для того, чтобы подключить, восстановить линии электропередачи, нужны специалисты, но подключиться убрать завалы же надо. Это мои претензии как Президента к людям. Но ведь если в целом посмотреть, масса недостатков. И вот эта наша болезнь – бравурные доклады. Там хорошо, там хорошо. Зачем вы мне врете? Я же перепроверю, вы это знаете.
Первый удары непогоды пришлись на вечер субботы. Глава государства в этот день работал на юге страны. из-за грозового фронта ему пришлось сменить свой маршрут возвращения в Минск. Все увиденное для руководителей обернулось критикой.
Александр Лукашенко:
Все произошло неожиданно. Ну а наши люди, белорусы памяркоўныя, сидели сложив руки, в том числе начальники и МЧС. Все сидели ждали чего-то. Случилось. Никакой реакции! До утра и на следующий день Никакой реакции, кроме обычной реакции энергетиков. Ах, порвались провода. Ах, что-то рухнуло. Поеду восстанавливать. Адекватной реакции на это событие – быстрой, четкой, военной – не было. А если война? Отвратительная работа! По предупреждению в первые часы и дни работы. Я это видел, поэтому начал колошматить губернаторов и других. Сколько у вас сел сегодня еще не подключено?
Вадим Синявский, министр по чрезвычайным ситуациям Беларуси:
Товарищ Президент, я должен Вас со всей ответственностью проинформировать о том, что начиная с 11, 12, 13, 14 числа все граждане нашей страны, это более 8,6 млн абонентов сотовой связи МТС, А1, Life, в том числе бегущие сообщения по телевидению, радио, телеграм-каналы, различные другие социальные сети, люди информировались о тех процессах, которые были аномальными. И делалось это оперативно.
Организованное информирование должного эффекта не дало. Все настраивались на жаркие выходные и оказались неготовы к таким погодным испытаниям.
Александр Лукашенко:
Возможно то, возможно это. И за неделю «возможно, возможно» вы людей приучили к тому: «А, возможно, а не было. Возможно, что-то было». Но вот к этой чрезвычайной ситуации люди уже привыкли: как было вчера, так будет сегодня. Вот к этой чрезвычайной ситуации вы ответственно не смогли подойти.
В результате стихии пострадали более девяти сотен населенных пунктов. Погибли шесть человек, из них двое – дети. Различные травмы получили более семи десятков человек. Самый большой удар пришелся на Гомельщину. Обесточенными оказались целые районы – люди остались без света и воды. Ожидали помощи. Но время тратили на бюрократические процедуры.
Василий Герасимов, председатель Комитета государственного контроля Беларуси:
Начали объявлять процедуры по выбору подрядчиков. В результате до сих пор подрядчик не выбран, к работам не приступили. Вместо того, чтобы уже с первого дня приступить к ремонтным работам. И последний вопрос, который был выявлен: это проблема получения помощи из резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В этом случае они требуют правоустанавливающие документы на все объекты, в ряде случаев на фермах таких документов нет.
Александр Лукашенко:
Восстановите нарушенные крыши домов, прочее, а потом будем разбираться. Какие правоустанавливающие документы, если некоторые помещения в этих несчастных колхозах... Документов никаких не будет. Вы что, ждете пока там скот погибнет? Это говорит о том, что не только в МЧС, но и в правительстве не разобрались с этим вопросом. Если не можете принять решение, не хватает чего-то, ну снял трубку, позвонил, согласовал.
Василий Герасимов:
И последний вопрос, на который мы обращали внимание: по цифрам у нас показано, что мы подали электричество во всех населенных пунктах, хотя на самом деле тот трансформатор, дизельный генератор, который есть, у него не хватает мощности. И фактически из трех улиц запитана только одна.
Александр Лукашенко:
Василий Николаевич, вместе с Дмитрием Николаевичем Крутым и другими ответственными, уполномоченными, помощниками определитесь: есть люди, которые героически себя вели, они подлежат награждению. Я вас посылал в Гомель, вы должны были это видеть. А есть люди – расхлябано отнеслись к этому, мы их должны увидеть. Уроки и еще раз уроки мы должны извлекать из любой ситуации. В начале августа вы мне должны положить на стол все эти «уроки». Этих наградили, этих наказали, здесь закупили, в резерв положили, что нам надо, потому что материальные резервы будут расходованы прилично. Надо будет их восстановить, поэтому правительство на контроль, чтобы к началу августа мне было доложено. За подобные вещи у МЧС и других, что дизель-генераторы есть, а там аккумуляторов нет, или еще чего-то. Это что за подходы такие? Что происходит? Должны быть наказаны на всю катушку. Вплоть до отстранения от занимаемых должностей, невзирая на ранги и звания.
Устранить последствия стихии в течение суток – такую задачу Президент поставил еще во вторник. Мобилизовались все службы. Помощь приходила отовсюду.
Александр Лукашенко:
Я вижу, что у нас идет все своим чередом, людей я хочу в очередной раз успокоить и пообещать, что в течение пары дней мы узкие места ликвидируем после этого урагана. Ну и еще месяц будем работать, чтобы обновить, усилить работу по энергообеспечению. Мы видим эти проблемы, уроки извлекли, в течение месяца мы закончим все работы. Они уже проведены, первоочередные, но надо убрать дизель-генераторы из деревень, но для того, чтобы их убрать, надо штатно подвести электроэнергию к каждому дому. Это мы за эту неделю сделаем. А первоочередные работы, как договаривались, до 16 числа они были сделаны.
Тут я реагирую уже на разного рода писания наших беглых и прочих: вот Президент пообещал на 16 число, сейчас на 19-е перенес поручение, но они плохо слышат, уши, наверное, плохо промыли. До 16 числа было поручение обеспечить движение автомобильного, железнодорожного транспорта и прочее. У нас же заторы были такие, что даже поезда ходили с опозданием до 7 часов. Поэтому очень быстро сделали эту работу, даже раньше, чем я поручал. До 19 числа, до сегодняшнего дня, все, как мне докладывают, населенные пункты работают, но есть у нас еще 100 с лишним деревень, деревенек, где работают дизель-генераторы. Вот их надо убрать, эти дизель-генераторы, подключить все эти деревни, ну и решить проблемы с домовладениями. Там, где, грубо говоря, от столба в дом идет провод этот, порван где-то, еще что-то, надо решить и эти проблемы. Казалось бы, мелочь, но их надо решать.
Анатолий Линевич, министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси:
800 тысяч тонн собрали, урожайность свыше 30 центнеров. Поэтому мы в этом году не снижаем посевные площади, 277 тысяч.
Александр Лукашенко:
То есть озимый ячмень сеять будем?
– Да. На уровне прошлого года.
– На уровне прошлого года. Кто-то захочет больше – это их дело, нам не надо указывать на местах что сеять и как сеять, если не госзаказ выполняют руководители предприятий, не надо излишне заорганизовывать. Мы говорим о том, что ожидали большего о том, что ожидали большего от озимого ячменя.
– Условия перезимовки не позволили получить окончательный результат. Плюс недоработки в технологии сева и ухода.
– Значит, вывод один. Озимый ячмень – это культура капризная, поэтому надо тщательная подбирать поля. И он очень плохо переносит морозы и он также выпревает от изобилия снега.
– Если много снега по весне, то происходит выпревание.
– Поэтому выбирайте нужные поля.
И беседа с каждым регионом по отдельности. Витебская область. Губернатор рассказал, в чем отличие показателей у государственных и частных структур.
Александр Лукашенко:
У вас средняя урожайность озимого ячменя 50 центнеров в Витебской области?
– Нет, это у фермеров получилось так.
– Там, где не Субботин руководит процессом – там 50. Там, где Субботин руководит со своими начальниками, там – 22. Отломил. Вот и все. Это можно было и не сеять. Это считай сколько посеял, столько и собрал. Поэтому есть над чем работать.
И снова красноречивый пример от главы государства. Опять же, возвращаясь к тому, что увидел Президент, когда из-за погоды сменил маршрут.
Александр Лукашенко:
От фронта уходил грозового и полетел по другому маршруту, между Белыничами и Круглым. Прилетаю, поле смотрю. Это какой-то ужас у Исаченко. У нас кто уполномоченный по Могилевской области? Заяц практику эту завел. Он был губернатором, ну а у тебя власти хватает. Так у них же поля не вспаханы. Мы о мелиорации – опять Заяц. Вот эти мелиорированные карты, он знает, о чем речь идет, они наполовину распаханы, туда они влезли, дальше, весной, все это брошено, годами. Слушайте, я такого ужаса, как у Исаченко, не видел. Они ж как. Еду я по дороге, или там начальник большой едет – ну любо-дорого посмотреть. Лечу по какому-то маршруту... Откуда они узнают эти маршруты? Любо-дорого посмотреть! Фотографируй, давай в СМИ. Вот Господь заставил неожиданно полететь другим маршрутом. Я такого не видел. Это такие безолаберные отношение и культура земледелия...
Слово Могилевской области. Сделав выводы из прошлого, в этот раз раз сосредоточились на переброске техники.
– То, что касается техники, зерносушильного хозяйства, кадров, та критика, которая прозвучала, она у нас есть. Но она не повлияет на сроки уборки и качество. Мы сделали определенные выводы, делаем переброску техники. Наш меходтряд из 12 комбайнов работает в южных регионах. И, по мере созревания хлебов, будет передвигаться в северном. Плюс будем делать преброску с хозяйств. Мы и в прошлом году это делали, и сейчас, не дожидаясь конца уборки.
К нынешней кампании подготовились. Примечательно, из материального у Президента никто ничего не просил. Только содействия.
Александр Лукашенко:
Михал Иванович, с вашего опыта в Брестской области чего не хватает?
– Уважаемый Александр Григорьевич, здесь есть команда, команда работает. Мы 2 июля все проговорили. Были два узких вопроса. Это уборка солома, потому что на 5 % уборки в день выходят, и надо вовремя посеять, брестчане раньше других. Эти вопросы отрегулированы и приняты решения. По отвозке зерна принято решение Городецким дополнительно с организацией, 49 автомобилей привлечено, 15 погрузчиков, 40 тракторов. Решения принимаются моментально.
В 2024 году Брестская область не демонстрирует таких результатов, к которым все привыкли. С позиции лидера ее готов потеснить Центральный регион страны. Да, в Минской области есть локальные вопросы. Но их решат. На связи вместе с губернаторами – помощники Президента и уполномоченные. Они тоже вовлечены в процесс. И тоже держали слово. Например, обсуждая ситуацию в Гродненской области.
– Также было не готово восемь зерносушильных комплексов. К моменту сегодняшнего совещания остался один. Так как вы требуете, что и один – это тоже преступление, мы давим на них, душим, они восстанавливают. Это в Кореличском районе, птицефабрика «Красноармейская».
Александр Лукашенко:
Вы человек военный, действуйте по-военному. Даже в Гродненской области.
На очереди – Гомельская область. Здесь 19 июля убрали приближаются к экватору по всем культурам. Урожайность в плюсе. Параллельно ведут подготовку к посевной.
– Ежедневно держим на контроле, проверяем готовность комбайнов. И организовали работу облагросервиса, моторного завода. Примерно где-то выходит от 7 до 10 комбайнов в день. За сутки стараемся их отремонтировать. И держим 97-процентную готовность, чтобы обеспечить 3,5 % в день, 10-12 тысяч гектаров. Это обеспечит уборку за 20 погожих дней. Это касается уборки и подготовки к посевной.
Подводя итоги селекторного совещание Президент обратил внимание оперативность и своевременность выполнения работ, на качество и, важно, организованность, которой, к сожалению, не всегда хватает.
Александр Лукашенко:
Мужики, помните одно: спокойно в этом году не будет. Не потому, что мы тут в предвыборный год что-то начинаем. Хотя это тоже важно. Мы сдаем, как я всегда говорил, экзамен белорусскому народу. Не американцам, не полякам, не европейцам. Нам наплевать на их мнение, хотя мы их мнение готовы учитывать. Мы для своего народа работаем. И мы сегодня сдаем экзамен. Кто бы там ни был потом Президентом, народ должен видеть, что система власти, созданная нами, эффективно работает.
Посылы, которые прозвучали 19 июля, адресованы всем, кто задействован в важной для всей страны кампании. Выводы сделаны. В общем и целом, можем многое. Выстроенная и отлаженная за десятилетия система работает. Результаты есть, и неплохие. Планка этого уборочного сезона поставлена, и ее нужно достичь вопреки всем непогодам.
Лукашенко: спокойно в этом году не будет, ведь мы сдаем экзамен белорусскому народу