Лента новостей / Экономика / 19 июля 2024 22:30

Лукашенко – чиновникам: обмануть и скрыть какие-либо факты не получится!

Обмануть и скрыть какие-либо факты не получится. Такое предупреждение адресовал Президент участникам селекторного совещания на тему уборочной кампании. На разговор пригласили глав регионов, контролирующих органов, руководителей ведомств и нескольких министерств: энергетики, лесного хозяйства и по чрезвычайным ситуациям, а также уполномоченных главы государства. К слову, 19 июля их состав обновился, сообщили в программе «Беларусь.Новости».

Прежде чем обсуждать главную тему, на совещании разобрали вопросы ликвидации последствий недавнего урагана. Александр Лукашенко потребовал решить все проблемы, вызванные непогодой, за один месяц.

А вопросы уборки урожая, традиционно, находятся под личным контролем главы государства. Поэтому белорусский лидер полностью владеет ситуацией, в том числе по нелицеприятным моментам: хищениям, коррупции, припискам, неготовности техники и оборудования и так далее.

О том, какие поручения отдал Президент по итогам совещания – в материале Александры Качан.

Стратегические вопросы – главная тема сегодняшнего совещания. В центре внимания – продовольственная безопасность. Дистанционно на связи с главой государства все области страны. Начал Президент с планов на урожай. Погода и благоволит и препятствует одновременно. Но с пути нас не сбить. Цель поставлена – к ней идем.
Александр Лукашенко

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Уже так, как в этом году, сельское хозяйство мы никогда не поддерживали, можно сказать, в истории вообще. И техника была передана, и вопросы финансовые и материальные решены.

Пока с полей убирают небывалый урожай. Валовый сбор колосовых составит порядка 10 млн тонн. Но это минимум – отметил Президент.

Александр Лукашенко:
Но это в теории. Хлеба пока, по большей части, стоят на полях, и их нужно убрать. Причем быстро и без потерь. Как всегда. Тогда и все потребности в зерне на год вперед закроем, кормовую базу обеспечим и на импорте сэкономим валюту. Более того, и резерв определенный создадим на будущий год. Как обычно, у нас есть подводные камни. Мы вынуждены будем убирать одновременно несколько культур, да еще сама жатва накладывается на заготовку трав второго и третьего укосов, а также на сев озимых крестоцветных. Как поступить в этой ситуации? Опыт тоже у нас есть, ничего придумывать не надо. Нужны высокая организация работ, хорошая мотивация аграриев и железная дисциплина. Пока даже то, что я вижу невооруженным глазом, – мы этого не имеем.

Лукашенко

Фото: president.gov.by

Экономия средств и времени – тоже важный аспект. Чтобы не гонять технику утром и вечером на мехдвор и обратно, можно обеспечить охрану и ремонт прямо в поле. Меньший расход топлива. Но вот если его еще и воруют... Президент предупреждает самым жестким образом: в подобных случаях ни с кем церемониться не будут. Строгий спрос и за не готовность техники.

Александр Лукашенко:
А завтра вы придете и скажете, что вам денег не хватает. «Давайте из бюджета деньги». Это я говорю для Комитета государственного контроля, помощников и уполномоченных по областям. Два дня на раскачку, а потом жесточайшее наказание, мне не пишите. По результату напишете. Вы знаете, что делать. Я почему так жестко ставлю вопрос. У нас сельское хозяйство не частное. Вы же пришли, просили, плакали, что вам нужны техника, комбайны, удобрения нужны, трактора. Насколько только возможно и не возможно. Мы вам это предоставили. Так имеет государство право спросить? Имеет. Исполняйте.

Главные составляющие эффективной работы – соблюдение технологии и хозяйский подход. Александр Лукашенко привел пример, на что ориентироваться и как поступать.

Александр Лукашенко:
Что касается заготовки кормов. Сегодня, как вы видите, проходят хорошие дожди. Ввели санкции на минеральные удобрения. Ну и хорошо. Давайте мы эти минеральные удобрения (хотя мы их продаем, ну, которые там дешево продаем и прочее) продадим через мясо, молоко. Давайте этими минеральными удобрениями подкормим. Наталья Ивановна на меня смотрит, будто мы с тобой первый день родились. Надо хороший урожай получить. Получим молоко, мясо, сколько хочешь, можем продать. Вот и обход этих санкций красивый.

Мы же прекрасно понимаем, что сегодня в принципе нет проблем по минеральным удобрениям. И помогали даже тем, у кого нет денег. Ну так подкормите травы при таких дождях. Если разумный руководитель, он посеял не только клевер, но и люцерну. От люцерны четыре урожая люди в этом году получат, четыре урожая хороших люцерны. Этого нет. Потому что нет спроса. Все надеются на какой-то рынок. Какой рынок? Уважаемые друзья, очнитесь. Поэтому во многих хозяйствах не проведена подкормка азотными удобрениями многолетних трав после первого укоса, что отрицательно скажется на их урожайности со второго-третьего укоса. Опять же, наблюдаю за агрокомбинатом «Дзержинский». Убрали люцерну, буквально немножко внесли азотного удобрения, сегодня уже по колено люцерна, мимо проезжаю  уже по колено. Надо убирать. Третий укос. Еще четвертый будет.

Общие переживания последних дней – разгул стихии. Ее последствия и действия до и после тоже обсудили таким составом.

Александр Лукашенко:
Люди до сих пор обижаются: то не сделано, это не сделано. Вы знаете, что утром и вечером я постоянно в режиме допроса общался с членами правительства, министрами, которые этим занимались. Вроде бы неплохо. Поручил за вчерашний вечер и сегодняшнюю ночь посмотреть, что не сделано, как реагируют люди. Что Комитет госконтроля, что председатель Комитета госбезопасности сегодня доложили об имеющихся проблемах. Я понимаю, люди разные. Некоторым все плохо, даже если хорошо. Некоторым плохо, даже если какую-то деревеньку подключили к дизель-генераторам. Люди не хотят понимать, что это чрезвычайная ситуация. Война просто, только нет стрельбы из автоматов и пулеметов. То же самое, что на войне. И никто не задается вопросом: «А что ты сделал для того, чтобы преодолеть эту катастрофу?» В телевизоре недавно выложили какой-то ролик, наверное, из интернета, где выступал один из мужиков. Настоящий мужик. Он берет это полено, дерево и пошел, говорит: «Давайте поможем». Чего мы сидим и плачемся, что коммуналка плохо работает, еще кто-то плохо работает. И каждый сидит и ждет, что сейчас все подключат. Ладно, для того, чтобы подключить, восстановить линии электропередачи, нужны специалисты, но подключиться убрать завалы же надо. Это мои претензии как Президента к людям. Но ведь если в целом посмотреть, масса недостатков. И вот эта наша болезнь – бравурные доклады. Там хорошо, там хорошо. Зачем вы мне врете? Я же перепроверю, вы это знаете.

Первый удары непогоды пришлись на вечер субботы. Глава государства в этот день работал на юге страны. из-за грозового фронта ему пришлось сменить свой маршрут возвращения в Минск. Все увиденное для руководителей обернулось критикой.

Александр Лукашенко:
Все произошло неожиданно. Ну а наши люди, белорусы памяркоўныя, сидели сложив руки, в том числе начальники и МЧС. Все сидели ждали чего-то. Случилось. Никакой реакции! До утра и на следующий день Никакой реакции, кроме обычной реакции энергетиков. Ах, порвались провода. Ах, что-то рухнуло. Поеду восстанавливать. Адекватной реакции на это событие – быстрой, четкой, военной – не было. А если война? Отвратительная работа! По предупреждению в первые часы и дни работы. Я это видел, поэтому начал колошматить губернаторов и других. Сколько у вас сел сегодня еще не подключено?

Вадим Синявский

Вадим Синявский, министр по чрезвычайным ситуациям Беларуси:
Товарищ Президент, я должен Вас со всей ответственностью проинформировать о том, что начиная с 11, 12, 13, 14 числа все граждане нашей страны, это более 8,6 млн абонентов сотовой связи МТС, А1, Life, в том числе бегущие сообщения по телевидению, радио, телеграм-каналы, различные другие социальные сети, люди информировались о тех процессах, которые были аномальными. И делалось это оперативно.

Организованное информирование должного эффекта не дало. Все настраивались на жаркие выходные и оказались неготовы к таким погодным испытаниям.

Александр Лукашенко:
Возможно то, возможно это. И за неделю «возможно, возможно» вы людей приучили к тому: «А, возможно, а не было. Возможно, что-то было». Но вот к этой чрезвычайной ситуации люди уже привыкли: как было вчера, так будет сегодня. Вот к этой чрезвычайной ситуации вы ответственно не смогли подойти.

В результате стихии пострадали более девяти сотен населенных пунктов. Погибли шесть человек, из них двое – дети. Различные травмы получили более семи десятков человек. Самый большой удар пришелся на Гомельщину. Обесточенными оказались целые районы – люди остались без света и воды. Ожидали помощи. Но время тратили на бюрократические процедуры.

Василий Герасимов

Василий Герасимов, председатель Комитета государственного контроля Беларуси:
Начали объявлять процедуры по выбору подрядчиков. В результате до сих пор подрядчик не выбран, к работам не приступили. Вместо того, чтобы уже с первого дня приступить к ремонтным работам. И последний вопрос, который был выявлен: это проблема получения помощи из резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В этом случае они требуют правоустанавливающие документы на все объекты, в ряде случаев на фермах таких документов нет.

Александр Лукашенко:
Восстановите нарушенные крыши домов, прочее, а потом будем разбираться. Какие правоустанавливающие документы, если некоторые помещения в этих несчастных колхозах... Документов никаких не будет. Вы что, ждете пока там скот погибнет? Это говорит о том, что не только в МЧС, но и в правительстве не разобрались с этим вопросом. Если не можете принять решение, не хватает чего-то, ну снял трубку, позвонил, согласовал.

Совещание

Василий Герасимов:
И последний вопрос, на который мы обращали внимание: по цифрам у нас показано, что мы подали электричество во всех населенных пунктах, хотя на самом деле тот трансформатор, дизельный генератор, который есть, у него не хватает мощности. И фактически из трех улиц запитана только одна.

Александр Лукашенко:
Василий Николаевич, вместе с Дмитрием Николаевичем Крутым и другими ответственными, уполномоченными, помощниками определитесь: есть люди, которые героически себя вели, они подлежат награждению. Я вас посылал в Гомель, вы должны были это видеть. А есть люди – расхлябано отнеслись к этому, мы их должны увидеть. Уроки и еще раз уроки мы должны извлекать из любой ситуации. В начале августа вы мне должны положить на стол все эти «уроки». Этих наградили, этих наказали, здесь закупили, в резерв положили, что нам надо, потому что материальные резервы будут расходованы прилично. Надо будет их восстановить, поэтому правительство на контроль, чтобы к началу августа мне было доложено. За подобные вещи у МЧС и других, что дизель-генераторы есть, а там аккумуляторов нет, или еще чего-то. Это что за подходы такие? Что происходит? Должны быть наказаны на всю катушку. Вплоть до отстранения от занимаемых должностей, невзирая на ранги и звания.

Устранить последствия стихии в течение суток – такую задачу Президент поставил еще во вторник. Мобилизовались все службы. Помощь приходила отовсюду.

Александр Лукашенко:
Я вижу, что у нас идет все своим чередом, людей я хочу в очередной раз успокоить и пообещать, что в течение пары дней мы узкие места ликвидируем после этого урагана. Ну и еще месяц будем работать, чтобы обновить, усилить работу по энергообеспечению. Мы видим эти проблемы, уроки извлекли, в течение месяца мы закончим все работы. Они уже проведены, первоочередные, но надо убрать дизель-генераторы из деревень, но для того, чтобы их убрать, надо штатно подвести электроэнергию к каждому дому. Это мы за эту неделю сделаем. А первоочередные работы, как договаривались, до 16 числа они были сделаны.

Тут я реагирую уже на разного рода писания наших беглых и прочих: вот Президент пообещал на 16 число, сейчас на 19-е перенес поручение, но они плохо слышат, уши, наверное, плохо промыли. До 16 числа было поручение обеспечить движение автомобильного, железнодорожного транспорта и прочее. У нас же заторы были такие, что даже поезда ходили с опозданием до 7 часов. Поэтому очень быстро сделали эту работу, даже раньше, чем я поручал. До 19 числа, до сегодняшнего дня, все, как мне докладывают, населенные пункты работают, но есть у нас еще 100 с лишним деревень, деревенек, где работают дизель-генераторы. Вот их надо убрать, эти дизель-генераторы, подключить все эти деревни, ну и решить проблемы с домовладениями. Там, где, грубо говоря, от столба в дом идет провод этот, порван где-то, еще что-то, надо решить и эти проблемы. Казалось бы, мелочь, но их надо решать.

Совещание

Анатолий Линевич, министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси:
800 тысяч тонн собрали, урожайность свыше 30 центнеров. Поэтому мы в этом году не снижаем посевные площади, 277 тысяч.

Александр Лукашенко:
То есть озимый ячмень сеять будем?
– Да. На уровне прошлого года.
На уровне прошлого года. Кто-то захочет больше – это их дело, нам не надо указывать на местах что сеять и как сеять, если не госзаказ выполняют руководители предприятий, не надо излишне заорганизовывать. Мы говорим о том, что ожидали большего о том, что ожидали большего от озимого ячменя.
– Условия перезимовки не позволили получить окончательный результат. Плюс недоработки в технологии сева и ухода.
– Значит, вывод один. Озимый ячмень – это культура капризная, поэтому надо тщательная подбирать поля. И он очень плохо переносит морозы и он также выпревает от изобилия снега.
– Если много снега по весне, то происходит выпревание.
– Поэтому выбирайте нужные поля.

И беседа с каждым регионом по отдельности. Витебская область. Губернатор рассказал, в чем отличие показателей у государственных и частных структур.

Александр Лукашенко:
У вас средняя урожайность озимого ячменя 50 центнеров в Витебской области?
– Нет, это у фермеров получилось так.
– Там, где не Субботин руководит процессом – там 50. Там, где Субботин руководит со своими начальниками, там – 22. Отломил. Вот и все. Это можно было и не сеять. Это считай сколько посеял, столько и собрал. Поэтому есть над чем работать.

И снова красноречивый пример от главы государства. Опять же, возвращаясь к тому, что увидел Президент, когда из-за погоды сменил маршрут.

Александр Лукашенко:
От фронта уходил грозового и полетел по другому маршруту, между Белыничами и Круглым. Прилетаю, поле смотрю. Это какой-то ужас у Исаченко. У нас кто уполномоченный по Могилевской области? Заяц практику эту завел. Он был губернатором, ну а у тебя власти хватает. Так у них же поля не вспаханы. Мы о мелиорации – опять Заяц. Вот эти мелиорированные карты, он знает, о чем речь идет, они наполовину распаханы, туда они влезли, дальше, весной, все это брошено, годами. Слушайте, я такого ужаса, как у Исаченко, не видел. Они ж как. Еду я по дороге, или там начальник большой едет – ну любо-дорого посмотреть. Лечу по какому-то маршруту... Откуда они узнают эти маршруты? Любо-дорого посмотреть! Фотографируй, давай в СМИ. Вот Господь заставил неожиданно полететь другим маршрутом. Я такого не видел. Это такие безолаберные отношение и культура земледелия...

Слово Могилевской области. Сделав выводы из прошлого, в этот раз раз сосредоточились на переброске техники.

Совещание

– То, что касается техники, зерносушильного хозяйства, кадров, та критика, которая прозвучала, она у нас есть. Но она не повлияет на сроки уборки и качество. Мы сделали определенные выводы, делаем переброску техники. Наш меходтряд из 12 комбайнов работает в южных регионах. И, по мере созревания хлебов, будет передвигаться в северном. Плюс будем делать преброску с хозяйств. Мы и в прошлом году это делали, и сейчас, не дожидаясь конца уборки.

К нынешней кампании подготовились. Примечательно, из материального у Президента никто ничего не просил. Только содействия.

Совещание

Александр Лукашенко:
Михал Иванович, с вашего опыта в Брестской области чего не хватает?
– Уважаемый Александр Григорьевич, здесь есть команда, команда работает. Мы 2 июля все проговорили. Были два узких вопроса. Это уборка солома, потому что на 5 % уборки в день выходят, и надо вовремя посеять, брестчане раньше других. Эти вопросы отрегулированы и приняты решения. По отвозке зерна принято решение Городецким дополнительно с организацией, 49 автомобилей привлечено, 15 погрузчиков, 40 тракторов. Решения принимаются моментально.

В 2024 году Брестская область не демонстрирует таких результатов, к которым все привыкли. С позиции лидера ее готов потеснить Центральный регион страны. Да, в Минской области есть локальные вопросы. Но их решат. На связи вместе с губернаторами – помощники Президента и уполномоченные. Они тоже вовлечены в процесс. И тоже держали слово. Например, обсуждая ситуацию в Гродненской области.

– Также было не готово восемь зерносушильных комплексов. К моменту сегодняшнего совещания остался один. Так как вы требуете, что и один – это тоже преступление, мы давим на них, душим, они восстанавливают. Это в Кореличском районе, птицефабрика «Красноармейская».

Александр Лукашенко:
Вы человек военный, действуйте по-военному. Даже в Гродненской области.

На очереди – Гомельская область. Здесь 19 июля убрали приближаются к экватору по всем культурам. Урожайность в плюсе. Параллельно ведут подготовку к посевной.

– Ежедневно держим на контроле, проверяем готовность комбайнов. И организовали работу облагросервиса, моторного завода. Примерно где-то выходит от 7 до 10 комбайнов в день. За сутки стараемся их отремонтировать. И держим 97-процентную готовность, чтобы обеспечить 3,5 % в день, 10-12 тысяч гектаров. Это обеспечит уборку за 20 погожих дней. Это касается уборки и подготовки к посевной.

Подводя итоги селекторного совещание Президент обратил внимание оперативность и своевременность выполнения работ, на качество и, важно, организованность, которой, к сожалению, не всегда хватает.

Александр Лукашенко:
Мужики, помните одно: спокойно в этом году не будет. Не потому, что мы тут в предвыборный год что-то начинаем. Хотя это тоже важно. Мы сдаем, как я всегда говорил, экзамен белорусскому народу. Не американцам, не полякам, не европейцам. Нам наплевать на их мнение, хотя мы их мнение готовы учитывать. Мы для своего народа работаем. И мы сегодня сдаем экзамен. Кто бы там ни был потом Президентом, народ должен видеть, что система власти, созданная нами, эффективно работает.

Посылы, которые прозвучали 19 июля, адресованы всем, кто задействован в важной для всей страны кампании. Выводы сделаны. В общем и целом, можем многое. Выстроенная и отлаженная за десятилетия система работает. Результаты есть, и неплохие. Планка этого уборочного сезона поставлена, и ее нужно достичь вопреки всем непогодам.

Лукашенко: спокойно в этом году не будет, ведь мы сдаем экзамен белорусскому народу

Люди в материале: