Лукашенко на Минской конференции: «Мы каждый день готовимся к войне, чтобы её не было»
Вести диалог, а не смотреть друг на друга через прицел автомата. Александр Лукашенко выступил на III Минской международной конференции по евразийской безопасности. Форум в 2025 году собрал представителей без малого полсотни государств и международных объединений. Среди участников – эксперты, лидеры мнений, сотрудники аналитических центров из стран Европы, Азии и Ближнего Востока, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
За свою недолгую историю Минский форум успел стать одной из видных международных площадок для обсуждения актуальных вопросов региональной и глобальной стабильности. Это подтверждает и тот факт, что интерес, правда, своеобразный, к конференции проявляют и оппоненты. Не все участники из-за препонов на границе должны были добраться до Минска.
Подковерные игры на международной политической арене и здравый смысл, транслируемый Беларусью – в сюжете Ольги Масловской.
Военный конфликт в Украине, вооруженные разборки на Ближнем Востоке – более 80 % населения Палестины находятся в зоне боевых действий. Особую озабоченность экспертов вызывают регионы Африки. В ООН ожидают, что по итогам 2025 года нуждающимися в гуманитарной помощи окажутся 305 миллионов жителей планеты. В прошлом году ее не дождались 60 миллионов человек, которые находились в зоне действия ключевых конфликтов. Война как стихийное бедствие стирает города, уничтожает народы. Разница лишь в том, что у стихии нет сердца и разума, а у вдохновителей вооруженных конфликтов есть.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
На прошлой конференции я приводил пример, что в мире идут порядка 50 вооруженных конфликтов разной интенсивности. Максимальное количество с момента окончания Второй мировой войны! Ну что тут удивляться, что Трамп предотвратил якобы шесть или семь конфликтов и войн. 50 идет! Не так много.
Растут ожесточение, число жертв, беженцев, экономические потери. Отдельным вызовом становятся якобы стихийные революции поколения Z (помните, Бангладеш, Непал, Мадагаскар?).
И главная причина отсутствия прогресса в глобальной деэскалации – последовательное игнорирование принципа неделимости безопасности. В результате международные отношения сегодня приходится характеризовать не в категориях доверия и сотрудничества, а оперируя данными о километрах новых заграждений и мегатоннах смертоносных вооружений. За такой опасной математикой – судьбы уже не отдельных людей, а всего человечества в целом!
Игнорирование простой истины, что безопасность одного государства не может строиться за счет другого, – это трагическая ошибка, если не сказать роковая.
В третий раз Минск становится масштабной диалоговой площадкой. Это говорит о том, что вопросы, которые здесь обсуждают, не теряют актуальности.

Эсен Усубалиев, декан факультета международных отношений и востоковедения Кыргызского национального университета:
Минск является естественной и само й, мне кажется, важной площадкой сейчас, как нейтральная сторона, с учетом сложной международной политической обстановки. И поэтому я думаю, что в ближайшее время и в обозримом будущем Минск будет и дальше укреплять свои позиции как важной площадки для обеспечения и обсуждения вопросов не только региональной безопасности, но и международной.
Международно-правовые и дипломатические методы утрачивают эффективность. Что делать, если разговор с позиции силы стал нормой, а нормы права – разменной монетой?
Александр Лукашенко:
Еще один вопрос, который будоражит отдельных оголтелых политиков, - размещение в Беларуси ракетного комплекса средней дальности «Орешник». Никакой агрессивности! Никакой! В доказательство. Вспомним историю. 1987 год: СССР и США после долгих переговоров подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Этот документ стал важнейшим элементом системы по предотвращению взаимного уничтожения на тот момент противоборствующих блоков. Однако в 2019 году Соединенные Штаты из него вышли. Был сделан трагический шаг назад.
Шесть лет назад, выступая в этом зале на международной конференции, я предложил разработать многостороннюю политическую декларацию о неразмещении ракет средней и меньшей дальности в Европе, сделать ее открытой для присоединения всех заинтересованных государств. К сожалению, предложение Беларуси просто не захотели услышать. И понятно, почему. Еще, может, потому что «ну что там Беларусь…» Это же не Китай, не Индия, не те ресурсы, наверное, не то значение. Мы еще этими категориями мыслим.
Ряд европейских стран уже заявили о намерении развернуть у себя ракетные комплексы средней дальности. Ну чего нас упрекать? А это – один из опаснейших видов вооружений! Подлетное время – минуты. В случае ошибки или провокации времени разбираться просто не будет.
Так что размещение этого оружия в Беларуси не что иное, как ответная мера на эскалацию ситуации в регионе и современные угрозы. Пожалуйста: давайте от этого отойдем, и разговоры об «Орешнике» прекратятся. Но не хотят.
Прогрессивные силы человечества желают мира, спокойствия, возможностей для суверенного развития без диктата и вмешательства. Однако методы противников справедливого мироустройства становятся все изощреннее. Та самая гибридная война. Она не только с оружием. Санкции, несправедливые ограничения, запрет на свободную торговлю. Сегодня это касается России и Беларуси, а завтра может затронуть любую из стран, действия которой перестанут устраивать сильных мира сего.

Фото: president.gov.by
Александр Лукашенко:
Все мы понимаем, что могут эти санкции быть сегодня против других стран. Вот Индия не послушается и дальше будет закупать нефть не там, где надо, – могут и против нее ввести санкции. Полтора миллиарда с лишним человек! Все понимают, что завтра и военным путем (посмотрите на Венесуэлу) могут надавить. Все понимают, что к этому можем прийти. Ну так давайте объединимся, давайте будем создавать какую-то альтернативу, начиная от расчетов и заканчивая определенной демонстрацией наших возможностей. А они есть.
Такие возможности есть, но мы этого не делаем. Все ждем, когда с нами разберутся поодиночке. Поэтому, кивая на Запад, надо сделать соответствующий вывод о том, что и мы не всегда хороши в этом отношении, и мы не делаем то, что нужно сделать сегодня. А если мы не сделаем этого сегодня, завтра будет поздно. Возможно, поздно.
А чего стоит закрытие границ? Литва не может определиться с работой своих пунктов пропуска между нашими странами. Причиной кризиса называют периодическое появление летающих объектов, которые, по мнению литовской стороны, используют контрабандисты для перемещения сигарет. Смешно и неудобно. Особенно, перед гостями конференции. Чей приезд в Минск из-за самодеятельности прибалтийской республики едва не сорвался.
Александр Лукашенко:
Конференцию ждали не только мы, участники, но и, естественно, наши оппоненты, которые внимательно сегодня наблюдают за Минском. Не все сегодня должны были добраться до Минска. Именно такую цель преследовали некоторые наши соседи, провернув эту безумную аферу с закрытием границы. И повод придумали абсурдный – воздушные шары. Даже для такой мелкой страны, как Литва, это мелко.
И уже самые великие от нас требуют извинения. Вот я утром получил подобную информацию. Знаете, если виноват, надо всегда извиняться. И если мы будем убеждены в том, что мы виноваты, нас убедят в этом. Пробуют сейчас убедить. Мы публично готовы это обсуждать. Мы извинимся. Это точно. Но если туда летят какие-то шарики воздушные с сигаретами или еще с чем-то, я полагаю, что надо решать этот вопрос там. Они же не просто полетели неизвестно куда. Их кто-то там принял или принимает. Кто-то в этом заинтересован.
Надо найти и в корне пресечь подобные вещи. Но это так, на злобу, поскольку уверен, что вы этот вопрос отследили. Ответственно заявляю, что ни о какой чрезвычайной контрабанде речи нет. Но это много говорит о политическом потенциале нашей конференции, коль ее пытаются блокировать.
Власти Польши до сих пор подсчитывают ущерб, причиненный национальной экономике за время закрытия границы с нашей страной. Фонд Польского института автомобильного транспорта заявил, что для многих перевозчиков белорусское направление является важным источником заказов. Оно имеет решающее значение для контейнерных перевозок в рамках «Нового шелкового пути». Но польские власти спешили продемонстрировать свою решительность в борьбе с режимом Лукашенко, поэтому за калькуляторы, а с ними и за голову, взялись позже. Когда «подбили» цифры, одумались резать сук, на котором сидят.

Владимир Орловский, председатель Государственного таможенного комитета Беларуси:
То, что Польша закрыла границу, а потом открыла, во-первых, непонятно почему закрыли. То, что отрыли, наверное, все-таки в итоге просчитали те потери экономические, да и политические, наверное, от такой акции. По крайней мере, Польша сама пострадала больше всех в этом закрытии. Поэтому, наверное, на данном этапе все-таки здравый смысл взял верх. Я надеюсь, что и по литовской границе будет такая же ситуация. Конечно, больше всего они проигрывают от этого и себе создают такую вот ауру. И людям мешают пересекать границу, мешают общению. Конечно, это неправильно.
Обсудить будущие правила мирного сосуществования разных государств в условиях многообразия и многополярности. Если дипломаты и эксперты замолкают, начинают говорить пушки. Война – это продолжение политики, но уже другими средствами.

Дитер Райниш, историк, преподаватель, журналист, публицист (Австрия):
Минск между Европой и Россией как центр для миролюбивого диалога. К сожалению, многие страны на западе отказались вести миролюбивую дипломатию здесь. Основные проблемы, которые мы видим сейчас, – это то, что есть реальная опасность конфликта между сильными государствами, а международные организации, полностью не могут решить ситуацию.
При такой диспозиции приходится готовиться к худшему исходу, чтобы его не допустить, Беларусь не угрожает – защищает свое. Это прописано в военной доктрине. И размещение стратегического оружия на границах Союзного государства – не агрессия, а предотвращение попытки вмешательства во внутренние дела государства.
Александр Лукашенко:
Так называемый цивилизованный мир пришел к своему закату. Это точно. Действия не только наших соседей, но и в целом Европы и других сил, не надо обольщаться и по Соединенным Штатам Америки, такой же элемент гибридной войны, как и недавнее закрытие границы Варшавой. Ну к чему это привело? Вот этот XXI век – закрытое небо, колючая проволока, полное неприятие инакомыслия. И это только начало.
Они боятся как огня того, что здесь прозвучит альтернативная точка зрения. Они боятся всех нас. В последнее время нас и Россию упрекают, что вот завтра, завтра, завтра, ну если мы не оттяпаем Польшу, а может быть, Прибалтику, а может быть, все вместе, ну как минимум на Сувалкский коридор, как они часто говорят, не пробьем, я это слышу, сколько работаю Президентом, долго работаю, это все слышу. Чепуха полная. Нам бы разобраться с теми проблемами, если откровенно говорить, которые у нас есть. Никуда мы не нацелены. Никакая Европа, Париж и Лондон нам не нужны, даже Литва и Польша, даже Вильнюс и Варшава. Они нам не нужны. Нам не нужна эта эскалация. Тогда почему до 5 % ВВП тратят на оружие. И даже Литва, мы же видим, какие процессы там внутренние происходят. Они увеличивают, и без того скудный бюджет отрывают на вооружение. Зачем? Наверное, они сами готовятся к этому. Поэтому я вам откровенно и честно говорю, я говорил это и Президенту России, и другим руководителям дружественных государств. Мы каждый день готовимся к войне, чтобы ее не было.
В то же время, если Польша и Прибалтика хотят с нами сотрудничать по-человечески… Не потому, что три шара залетело или беспилотники (как оказалось, украинские), о которых мы предупредили поляков. Мы не смогли их все уничтожить, мало времени было, и это всегда сложно. Мы им сообщили. Они ударили по своим домам своей ракетой. Сначала обвинили нас и Россию, а потом (спасибо американцам) сказали, что нет, это, видимо, не российская ракета. Обнаружили, что не российская. Вот так идет нагнетание. И всегда встает вопрос: ну зачем вы это делаете, зачем нагнетаете? Я на этот вопрос ответил.
Не просто диагноз картине мироустройства, а реальные пути выхода из накаленной ситуации предложил белорусских лидер. Продовольствие и лекарства – вне санкционного произвола, запрет на действия против объектов международной инфраструктуры – это про АЭС, нефтепроводы, интернет-кабели. Контроль за развитием искусственного интеллекта. И еще одна гуманитарная проблема – преодоление миграционного кризиса. По каждому из этих пунктов Беларусь готова к сотрудничеству.
Александр Лукашенко:
Исторический выбор простой – разрядка или эскалация. Поэтому давайте сразу выбирать разрядку. Чем раньше мы это сделаем, тем лучше будет и для нас, и для будущих поколений.
Когда вы дестабилизируете и бомбите другие страны, выкачиваете их ресурсы и ставите под угрозу их будущее, чего вы ожидаете? Что люди останутся на руинах своих домов? Нет, они поедут туда, где, как надеются, есть хотя бы относительная безопасность для них и их детей. И скажите этим несчастным, что они не имеют на это права.
Хочу задать вопрос: назовите мне хотя бы одну причину, почему Беларусь должна защищать Европейский союз, Европу от мигрантов. Ну почему?
Во-первых, в условиях всеобъемлющего санкционного давления у нас нет ни лишних ресурсов, ни моральных обязательств решать проблемы тех, кто эти санкции ввел. Слушайте, нас душат санкциями и говорят: «Защищайте нас!».
Но мы были честны. Как только ввели санкции и разорвали с нами отношения по вопросам миграции, я им честно и откровенно сказал: «Все, ребята, мы ловить здесь никого не будем и защищать не будем». Нет, мы не будем помогать никому – люди найдут свою дорогу сами туда, куда их позвали.
Во-вторых, вся инфраструктура, все проекты приграничного сотрудничества были в одностороннем порядке свернуты нашими западными соседями.
Логика проста: если вы разрушили мосты, не требуйте от нас наводить переправы. Мы не будем вас защищать с петлей на шее. Санкции – это петля на шее белорусского народа, и вы от нас требуете вас защищать. Этого не будет!
Завершая выступление, Александр Лукашенко высказал надежду, что на Минской конференции прозвучит много здравых идей. Но еще важнее, отметил белорусский лидер, чтобы разговоры не превратились в ничто. Потому что одними только словами человечество от катастрофы не удержать.