Александр Лукашенко назвал пять главных проблем в системе высшего образования
Обеспечение качества в высшем образовании. На это ориентирует Президент руководителей вузов. В этой сфере к 1 сентября предстоит принять ряд необходимых решений. Такую задачу 13 февраля поставил глава государства во время совещания с представителями Республиканского совета ректоров, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Для обсуждения во Дворец Независимости пригласили порядка 50 руководителей университетов. Александр Лукашенко назвал главные проблемы, характерные для системы высшего образования. Обратил внимание на разрыв между спросом и предложением на рынке труда. Получая диплом, многие не работают по специальности. Имеют место проблемы уклонения выпускников от отработки, есть претензии и к кадровому составу вузов. 2024 год объявлен Годом качества. И Президент напомнил, что задача каждого – превзойти себя. Вопрос подготовки кадров важен для успешной конкуренции и работы экономики. Проверкой системы высшего образования займется рабочая группа, подобная той, которая проверяла работу отрасли здравоохранения.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии – это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление? Хотел бы услышать, как вы объясните факты уклонения от отработки, а еще хуже – договорняки между нанимателями и вузами. Причем на бумаге не подкопаешься! Где ваш контроль? Получается, выпустили и забыли. Так дело не пойдет.
И напомню, вы не коммерсанты. Вы ректоры вузов. И мыслить обязаны по-государственному. В первую очередь, вы должны готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока системные работы Минэкономики, Министерства труда, образования, да и губернаторов в этом вопросе не видно. Вторая проблема – стремление выпускников получить высшее образование за границей. Есть такая тенденция, не катастрофическая, но есть. Что это за мода? Или это объективный выбор? Хотел бы услышать пояснения на сей счет. Надо понимать, что те, которых мы готовим в вузах, это будущая элита государства, нашего государства. Как вы за них боретесь? Конкретный вопрос, на который я хотел бы услышать конкретный ответ. Конечно, они могут вернуться, эти люди, но с совершенно перевернутым сознанием. Как объясняете дефицит кадров по востребованным специальностям? По моей информации, целевая подготовка не решает проблему. И для чего мы создавали столько профильных классов, если менее 30 % выпускников этих классов поступают по профилю? Менее 30 %!
Итоги работы комиссии подведут в конце августа, когда состоится еще один серьезный разговор. Будут сделаны выводы, с кем дальше работать, подчеркнул глава государства.