Лукашенко: полезные ископаемые – национальное достояние страны!
Перед ответственными Президент ставит задачу: эффективно осваивать месторождения, добывать и перерабатывать полезные ископаемые. В этом направлении есть успешные примеры деятельности. Но сегодня смотреть надо на перспективу и не забывать про хозяйский и качественный подход к делу. В непростых экономических условиях необходимо максимально использовать отечественное, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Порядка 50 различных видов ископаемых – это то, что сегодня дарят недра нашей страны. По обеспеченности отдельными Беларусь занимает 10-е место в Европе. О том, насколько рационально мы используем то, что имеем, шла речь на совещании у Президента. Глава государства ориентирует: пора сверить часы. Какие поручения выполнены, что мешает развитию.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Все полезные ископаемые – наше национальное достояние. Стратегический запас, принадлежащий народу и только народу. Это и калий, и нефть, и самый большой ресурс – пресная вода (бесценный ресурс в последнее время) – и многое другое. Но тем, что мы имеем, надо грамотно и по-хозяйски распоряжаться. Во главу угла государство всегда ставит вопросы интенсивного освоения месторождений – то, что Господь подарил тому или иному государству и народу. Эффективности рационального использования их, а также внедрение самых передовых технологий по добыче, переработке и, особенно, в наших условиях – поиска новых полезных ископаемых. Состояние минерально-сырьевой базы и ее дальнейшего развития мы обсуждали на подобном совещании восемь лет назад. К сожалению, за это время мало что изменилось. Поручения были даны в том числе и при назначении нынешнего министра природных ресурсов и охраны окружающей среды в 2017 году. С тех пор ни ресурсов дополнительно, ни охраны окружающей среды.
Вопросы стратегически важные для страны. И состав участников серьезный: представители правительства, профильного министерства, ученые, губернаторы и контролирующие органы. Сразу несколько важных блоков рассмотрели участники совещания: о работе с полезными ископаемыми. Конкретно о нефтедобыче. И о кадровом потенциале.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Вас, Роман Александрович, устраивает работа Министерства природных ресурсов?
Роман Головченко, премьер-министр Беларуси:
Последний год-полтора она приобрела черты более осязаемые. До этого ключевая проблема, на наш взгляд, заключалась в том, что у нас существовал огромный разрыв между разведкой и использованием. То есть у Минприроды позиция была такая: я занимаюсь только разведкой, за результаты я не отвечаю. А кто отвечает за результаты? Тот, на чьей территории находится то или иное месторождение. То есть исполком. А у исполкома нет ни добывающих предприятий своих, никаких ресурсов. И эта каша крутилась годами. В результате, собственно говоря, работа по разведке полезных ископаемых и вовлечению их в хозяйственный оборот велась исключительно по нефти и калию. Все остальное было не востребовано.
Андрей Худык, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси:
Если в 2017 году мы завозили в страну около 6,9 миллиона тонн полезных ископаемых, то уже в 2023 году это только 1 миллион 150 тысяч тонн. Это существенное снижение. При этом горнодобывающая промышленность растет в объемах производства. Это говорит о том, что мы действительно используем полезные ископаемые отечественного производства.
В нелегкое время считать нужно каждый рубль. Зачем тратить на импорт, когда средства можно направить на поддержку медицины, ремонт дорог и не только. Поиск месторождений и перерабатывающие производства – это еще и рабочие места.
Александр Лукашенко:
Мы вместо того, чтобы шевелиться и взять то, что буквально под ногами лежит, безропотно платим. В результате что мы имеем? Неполная загрузка производств, снижение объемов выпускаемой продукции, что заведомо тащит вниз другие показатели. Вот свежие цифры по некоторым позициям экспорта: в прошлом году предприятие Минстройархитектуры на четверть снизили экспорт щебня, Минэнерго почти в два раза меньше поставило за рубеж торфяной продукции. Разумеется, потеряли и выручку.
В Беларуси неплохо изучены природные богатства. Но в основном те, которые находятся на поверхности. Поэтому Президент обращает внимание: нужно наращивать геологоразведочные работы.
Лукашенко – правительству: «Для вас санкций нет. Ищите другие рынки!»
Строительный рынок – один из главных потребителей импортного сырья. Над снижением его доли активно работают, внедряя производства собственных материалов.
Руслан Пархамович, министр архитектуры и строительства Беларуси:
Первый – это по созданию искусственного гипсового камня на основе отходов химического производства. И второе направление – это производство кальцинированной соды. У нас есть для этого собственные ресурсы. Это и отходы калийного производства, и наша известь, и экспанзерный газ. Мы на более чем 70 % обеспечены тем сырьем, которое необходимо для производства вот этой продукции, которая в первую очередь, кстати, используется для производства стекла.
Нарастить уровень добычи углеводородов – еще одна задача. Белоруснефть в стране считается монополистом. Компания хорошо работает, обладает продвинутыми компетенциями.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Бывало, в советские времена мы добывали максимум сколько миллионов тонн нефти?
– Около восьми миллионов тонн нефти.
– Пусть будет около восьми – по моим данным, девяти. Хорошо. Я не зря называю эту цифру. Наши природные и геологические условия в Беларуси все знают. Девять миллионов тонн, пусть восемь, мы добывали нефти. Сегодня добываем примерно два миллиона, попутный газ и прочее. В чем дело? Мне объясняют: выкачали все. Я в это не верю.
Меня информируют, что на сегодня промышленные запасы белорусской нефти составляют около 45 миллионов тонн. За 2016-2023 годы они приросли на 14 миллионов тонн, в том числе только в 2023-м – на 2,5 миллиона, что является рекордом за последние 40 лет. Применение новых технологий, наращивание объемов сейсморазведки и бурения позволили, начиная с 2017 года, обеспечить рост добычи нефти в среднем на 20 тысяч тонн в год. Что дальше? Какие перспективы по разработке скважин и что будем делать с трудноизвлекаемыми запасами?
Но нужна альтернативная оценка, особенно что касается разведки новых запасов черного золота. И резервы, и потенциал для этого есть. Но не всегда освоение месторождений экономически обосновано. Главная задача – работать лучше и качественнее. Конечно, не добывать в ущерб себе. Надо продолжать геологоразведку, осваивать новые технологии. Но не бездумно, не для отчетов. Главное, чтобы в этой совместной работе каждый приложил максимум усилий.
Александр Ляхов, генеральный директор «Белоруснефть»:
Если 50-60 лет назад это были породы, которые кавернозные, пористые, то сегодня можно добывать нефть из пород, которые уже сегодня обладают низкими емкостно-фильтрационными характеристиками. Чтобы эти породы отдавали нефть, надо производить гидравлический разрыв пласта и строить горизонтальные скважины, что сегодня и делает «Белоруснефть».
Особый акцент, впрочем, как во всем – на качество. Пользоваться природным богатством нужно грамотно, по-хозяйски. Поэтому подходы в работе необходимо пересмотреть. Основываясь при этом на главные принципы – драйверы экономического роста – эффективность, импортозамещение и экспорт.