Лукашенко: в Америке пожизненное заключение можно получить за неуплату налогов. А мы чего телепаемся?
Досконально разобраться в ситуации и установить единые для всех правила игры. Жесткие, прозрачные и понятные. Такое требование озвучил Александр Лукашенко на совещании по вопросам пассажирских перевозок, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Внимание главы государства к работе маршруток и такси было вызвано резким увеличением количества аварий с их участием. Большая часть нарушений связана с правилами перевозки пассажиров. Также в списке – технические неисправности и превышение скорости, вождение без прав, и даже в состоянии алкогольного опьянения.
О проблемах в сфере автомобильных пассажироперевозок и необходимости их оперативного решения глава государства в этом году уже говорил. Сразу после серьезной аварии под Смолевичами. 20 февраля лоб в лоб столкнулись маршрутка и груженый песком МАЗ. Погибли 13 человек, двое из которых дети. Виновным в страшной трагедии суд признал водителя самосвала. Но в ходе следствия выяснилось, что маршрутка была переполнена людьми сверхнормы. И это не что-то из ряда вон выходящее.
Ежедневно тысячи пассажиров буквально штурмуют маршрутки. Оно и понятно, ведь многим иначе в нужное место просто не добраться. А еще важно сэкономить время и деньги. К слову, на рынке пассажирских перевозок деньги решают все. Чтобы заработать лишнюю копейку, водители маршрутных такси выходят на линию на неисправных авто, нарушают ПДД и скрывают реальную выручку. Пришло время навести порядок на дорогах.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Нам нужно разобраться и установить единые для всех правила игры: жесткие, прозрачные и понятные. Надо определить, какие функции берет на себя государство, как будет осуществляться тотальный контроль в этой сфере, какие дополнительные обязанности появятся у перевозчиков.
Комфорт и оперативность. Именно эти критерии в основном отмечают постоянные клиенты маршрутных такси. Причем, как регулярных, так и нерегулярных. И не только в крупных городах, но и на пригородных и междугородних маршрутах. Только вот в погоне за выгодой перевозчики, к сожалению, забывают о самом главном – безопасности тех, кто находится в автомобиле позади водителя. А ведь каждый пассажир заходя в маршрутку, по сути, доверяет свою жизнь незнакомому человеку. Порой даже не получая взамен проездной билет. Сколько бы плюсов не перечисляли постоянные пассажиры маршрутных такси, минусов у этого вида транспорта, а точнее – у его водителей — хоть отбавляй. Цифры статистики не просто говорят, кричат сами за себя.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
За 9 месяцев 2023 года проверено немногим более 10 тыс. автомобилей. Выявлено около 9 тыс. нарушений. Самое страшное, что нелегалы намеренно уходят от требований безопасности, которые предъявляются к регулярным перевозчикам: наличие необходимой водительской категории и стажа. Людей возят все, кто хотят, а потом дикие аварии. Стажа нет, категории нет, допуска в рейс нет, техосмотра нет, режим труда и отдыха не соблюдается. Бомбят с утра до вечера эти водители. Потому что это же деньги для хозяина.
Они кругом, куда ни глянь. Только за текущий год услугами маршруток и такси воспользовались 690 миллионов человек. И никто из нас, садясь в маршрутку или другой общественный транспорт, не проверяет лицензию и права у водителя. Ведь каждый пассажир надеется, что они – эти лицензия и права – есть, и водитель отдохнувший, и машина у него технически исправна. Такая доверчивость день за днем приводит нас в салон нелегальных маршрутчиков, где никто и ни за что не отвечает, в том числе и за то, доедете вы до места назначения живым и здоровым или нет.
Анатолий Сивак, заместитель премьер-министра Беларуси:
За истекший период 2023 года с участием перевозчиков пассажиров произошло 107 ДТП. Погибли 37 человек. В прошлом году погибли за этот период времени 32 человека. 145 раненых, в прошлом году – 136 человек. То есть безопасность перевозок ухудшается.
Выход из этой ситуации один – деятельность перевозчиков в нашей стране должна быть урегулирована. Без двойных трактовок и возможности найти очередную лазейку в законе.
Анатолий Сивак:
Деятельность по перевозке пассажиров в нерегулярном сообщении, она не лицензируется. В этой связи необходимо отметить, что в 2017 году декрет №7, государство пошло на то, чтобы либерализировать этот рынок и этим декретом было принято решение: не давать лицензию на нерегулярные перевозки. Хотя такие лицензии на такси до 2017 года были. Но государство пошло на встречу, а бизнес понял это обратно, понял дозволенность и начал нарушения и законодательства.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Нарушения, не платить налоги, и прочее. Ну, теперь пусть обижаются сами на себя.
Облавы на нелегальные маршрутки столичные инспекторы ГАИ и сотрудники транспортной инспекции устраивают регулярно. Но, к сожалению, ряды нарушителей не пустеют. И пока одним запрещают оказывать услуги по перевозке пассажиров – на их место приходят другие. Ведь отказываться от прибыли сами хозяева микроавтобусов не собираются, а потому готовы на любые уловки, лишь бы их бизнес держался на плаву. А государство в это время недосчитывается десятков миллионов рублей налогов.
Александр Лукашенко:
Думаю нам, Роман Александрович [Роман Головченко, премьер-министр Беларуси – прим. ред.], надо ужесточить, это вас касается тоже, вы знаете, в теме [Василий Герасимов, председатель Комитета государственного контроля – прим. ред.], наказание по реальным вещам: раздробил бизнес – отвечай. Не уплатил налоги… Слушайте, кто нас упрекнет? В Америке пожизненное заключение можно получить за неуплату налогов. Демократичная страна. А мы чего телепаемся? Потери бюджета исчисляются десятками миллионов рублей, а добросовестные перевозчики вынуждены закрывать свой бизнес, увольнять людей. Отсюда недобросовестная конкуренция с легальными перевозчиками, что сказывается на работе и всей отрасли автомобильных перевозок. То есть возят без системы, крадут, воруют, не платят налоги. Конечно, какие автобусы и прочие могут с ними конкурировать?! То есть неравные условия. Мы что, этого не видим?
Немало вопросов у государства и к услугам интернет-агрегаторов такси. Конечно, подобные сервисы быстро нашли своих клиентов. И речь не только и не столько об удобстве, но и отсутствии альтернативы. Сегодня уже никто и не помнит привычных трехзначных цифр для вызова авто с шашечками. Да и необходимость в этом отпала — куда быстрее это можно сделать через приложение в телефоне. Но оказывается не все так просто для безопасности страны. Глава государства поручил взять эту сферу на контроль.
Анатолий Сивак, заместитель премьер-министра Беларуси:
Эти компании заинтересованы лишь в получении дохода невзирая на законность выполнения таких перевозок. Информация о выполненных заказах и сведения о заказчиках перевозок хранятся на серверах, которые находятся за пределами Беларуси, что напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности.
Александр Лукашенко:
То есть ты заказываешь такси, маршрутки, где ты едешь – вот эта вся информация собирается на иностранных серверах и там хранится, да?
Анатолий Сивак:
Если говорить о такси, Александр Григорьевич, то если Вы в него садитесь по этому сервису, то Вы платите деньги за перевозку и платили до санкционного периода, и деньги, и информация о перевозке уходила за рубеж, в данном случае в Голландию. Когда начались санкции, эта картина изменилась, деньги начали уходить в Россию.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Очевидно, что всем, кто хочет работать в Беларуси, необходимо разместить свои информационные системы на нашей территории. Берите на контроль. Это твой хлеб! Кто не выполняет – докладывай немедленно!
Досконально изучив проблему, правительство подготовило проект указа, регулирующий отношения в сфере автомобильных пассажироперевозок. В стране будет создан реестр легальных перевозчиков, диспетчеров и других участников процесса. Каждый водитель или автомобиль, который не будет включен в данный реестр, оказывается вне закона. А значит этим самым законом будет караться.
Анатолий Сивак, заместитель премьер-министра Беларуси:
Не только компания будет включаться в этот реестр, потом мы ее исключим и деятельность будет признана незаконной, но и используемые автобусы в стране. То есть если этот автобус эксплуатировался и были нарушения, то это не даст возможность перерегистрироваться компании и под другой вывеской снова заниматься противоправной деятельностью.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
То есть тебе разрешили перевозить людей такси и маршрутками, ты в реестре – иди и вози. Правила будут тоже установлены. Если тебя там нет и, не дай бог, ты занимаешься этими перевозками - к Кубракову и к Тертелю (речь о привлечении к ответственности уполномоченными правоохранительными органами. - Прим.). Жесточайшим образом надо пресекать это, чтобы понимали.
Президент проект указа поддержал и поручил доработать его в кратчайшие сроки. Затягивать с этим вопросом нельзя ни в коем случае. Ведь речь не только о финансовой стороне проблемы, но и о человеческих жизнях.
Анатолий Сивак, заместитель премьер-министра Беларуси:
Прошло общение с основными игроками и есть понимание основных игроков, если говорить, допустим, о Yandex. Здесь, я думаю, не должно быть у нас проблем, потому что такие же нормы у нас и в российском законодательстве. А это, насколько я понимаю, российская компания. И со второго полугодия следующего года указ должен заработать.
На совещании во Дворце Независимости помимо силовиков и высших должностных лиц присутствовали и губернаторы. Так вот для них отдельное поручение от Президента – оперативно и рационально разобраться с нехваткой транспортных маршрутов в своих регионах. Как выяснилось, подобные жалобы сенаторам и лично Главе Совета Республики поступают регулярно. Потому времени на раскачку нет. В ближайшее время рынок пассажирских перевозок в Беларуси должен заиграть по новым правилам