Лукашенко: воспитывайте молодежь трудом, тогда отношение к школе у них будет соответствующее
Постоянно перекраивать учебные планы и бесконечно издавать новые учебники недопустимо. Об этом 21 сентября заявил глава государства. Президент собрал расширенное совещание по вопросам работы системы образования, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Встреча была анонсирована еще в конце прошлого месяца. Приглашение на нее получили более 50 ответственных лиц. Среди них ― представители власти и профильного министерства, кураторы сферы, а также губернаторы, ректоры вузов, педагоги. У всех ответственных было время устранить недочеты, выявленные в процессе подготовки к новому учебному году. Напомним, тогда глава государства остался недоволен ходом работ, в том числе организацией подвоза детей к школе, организацией питания, состоянием учебных пособий. 21 сентября на встрече в первую очередь выслушали доклад министра образования, который отчитался о работе в белорусских школах мониторинговых групп. Обнаруженные недочеты оперативно ликвидируются. Так, до конца года автопарки школ пополнят более 300 новых автобусов. Но по некоторым вопросам еще предстоит провести доработку.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Чему и как учить волнует, как оказалось, не только меня, но и все общество. Это хорошо. Мы договорились во время доклада vинистра образования о готовности к новому учебному году, что встретимся в сентябре и проведем своеобразную работу над ошибками.
Еще раз повторю, что в августе мной не был принят доклад министра и правительства. Слишком все хорошо было на бумаге, а в жизни оказалось куда прозаичнее.
Да, еще в августе, тоже на совещании у главы государства, обсуждали вопрос готовности системы образования к новому учебному году. И тогда критике подверглось многое. Сроки для работы над ошибками также оговорили. Время подвести черту.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Я хочу, чтобы вы меня правильно поняли. Я как глава государства уже неоднократно говорил: школа – это храм. В этом, если хотите, весь сакральный смысл. Здесь должен быть железный порядок и дисциплина как в организации образовательного процесса, так и в материальном плане. Там, где надо, должно быть подкрашено, заменены окна, двери, облагорожена территория. И обязательно все работы надо проводить с участием детей. Воспитывайте молодежь трудом, тогда отношение к школе у них будет соответствующее.
В преддверии нового учебного года мониторинговые группы посетили все учреждения образования. Недочеты устранялись оперативно.
Андрей Иванец, министр образования Беларуси:
В четвертом квартале будет принято постановление правительства, где будут прописаны четкие критерии готовности школ к началу учебного года, а также составы комиссий, которые будут принимать. Для чего нам это надо? Контролирующие органы должны вместе с нами – со школами, с органами управления образования – проверять готовность школ, а не приходить после того, как проведена соответствующая работа. У контролирующих ведомств к организации приемки школ вопросы остались. Госконтроль указал на факты формализма при подписании паспортов готовности. И не только.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Контролеры должны ходить вместе с нами, когда школы готовятся, я так понимаю, к учебному году. Андрей Иванович, КГК, Министерство образования и даже правительство не подчиненные. У них есть свой план, графики, порядок их работы. И они будут в школы ходить тогда, когда это нужно согласно их технологического процесса – тогда когда им это нужно. Захотят – пускай идут с вами, я не против. Захотят после вас туда пойти – пойдут после вас. Вы это должны знать и отойти от этого правительственного заявления: «контролеры всем мешают». Если бы у нас не было контролеров и прокуроров, у нас бы страну растащили.
А Генеральная прокуратура привела конкретные примеры бюджетного расточительства.
Андрей Швед, генеральный прокурор Беларуси:
В ряде случаев в некоторых школах провели работы, подготовили проектно-сметную документацию, а финансирование строительства отсутствует – деньги потратили, как здесь, в Минске, например. И что дальше? Строительство не идет – значит, деньги бюджетные впустую потратили.
Про эксперименты, в том числе с питанием. К сожалению, надо констатировать и называть вещи своими именами – система полностью не оказалась готовой к завершению этого эксперимента. Даже на сегодня в ряде школ, если брать конкретно, например, город Брест, вместо четырех поваров работает один. Нет необходимого оборудования и так далее. Зачем тогда такие эксперименты? Кормили раньше детей, а сейчас выясняется, что вследствие этого эксперимента в ряде случаев нет возможности обеспечить нормальное питание школьникам.
Глава государства на каждом остром вопросе остановился отдельно. Например, про загрузку школ. К этой теме нужно подойти по-хозяйски. Не строить дворцов – куда целесообразней организовать подвоз детей в те школы, где недобор. И вместе с тем уже создана крепкая база: и материально-техническая, и кадровая. В организации подвоза ребят тоже надо разобраться. До конца года автопарки школ планируют обновить – прибудет более 300 новых автобусов. И использоваться они должны по назначению – только для школьных нужд. Снова вернулись и к вопросу организации питания детей.
Андрей Иванец, министр образования Беларуси:
В целях обеспечения бесперебойной перевозки обучающихся определен резерв из 112 школьных автобусов. Да, есть определенные проблемы: количество вакансий водителя на текущий момент составляет 21, либо 1,3% от общего количества водителей школьных автобусов. На время отсутствия водителей предусмотрено совмещение маршрутов.
Еще один важный аспект, который вызывает много вопросов в обществе, качество учебников.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Меня очень беспокоит, что к их качеству по-прежнему есть вопросы. Мы вынуждены реагировать на обращения граждан и разбираться, что не так с нашими учебниками. Считаю, что это серьезная недоработка Министерства образования на протяжении уже ряда лет. Более того, когда мы готовим учебники, модернизируем, пишем новые учебники, решаем вопрос поступления в вузы и так далее, мы исходим из того, как мы это понимаем. Мы, извините за нескромность, сидящие здесь, продвинутые люди. Неправильно! Надо ориентироваться на тех, кто будет в этом процессе, – ученики школ, абитуриенты, студенты. На них надо смотреть.
Андрей Швед, генеральный прокурор Беларуси:
Из года в год. Мы подняли эти документы. Идут доклады, что создаются какие-то комиссии, что-то перерабатывается и так далее. Но конкретная задача, понятная – должны быть четкие, доступные, всеми признанные учебники. Вместо этого Министерство образования почему-то уходит от критерия «учебники». В этом важный момент, на мой взгляд. Сейчас учебников нет – всего семь. Зато более 200 учебных пособий. Вместо того чтобы заниматься учебниками, перешли на учебные пособия.
Президент ориентировал на активную работу по сфере образования и власти на местах, включая губернаторов. Эти лица отвечают за состояние дел не только в сельском хозяйстве, подчеркнул глава государства, и ориентировал всех внимательно следить за решением проблем в отрасли.