Лукашенко встретился с белорусами Иркутска! За что ценят Президента в России?
Проявить волю и пройти точку невозврата, чтобы усилить кооперацию Беларуси и России в отрасли самолетостроения. О необходимости такого подхода заявил Александр Лукашенко, посещая Иркутский авиационный завод. В условиях, когда импортозамещение является одной из важнейших задач, сотрудничество должно быть без препятствий, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
О вкладе регионов в увеличение товарооборота и углубление белорусско-российской интеграции речь на самом высоком уровне шла совсем недавно, в ходе официального визита Владимира Путина в Минск. Тогда же лидеры Союзного государства ориентировали правительства двух стран на увеличение числа совместных проектов, что важно, наукоемких и высокотехнологичных.
Нынешний визит Александра Лукашенко в Иркутскую область – это, с одной стороны, возможность проконтролировать реализацию ряда поручений и, если нужно, придать импульс к развитию. С другой – выполнение данного несколько лет назад губернатору этого российского региона обещания – побывать на Байкале. Именно на этом озере в неформальной обстановке начались обсуждения совместных вопросов. Продолжились спустя несколько часов при галстуках и на суше. Самое главное и очевидное – белорусов в Иркутске ждут, нам всегда открыты. И чтобы понять это, достаточно увидеть, как встречали Александра Лукашенко на ступенях административного здания.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Сразу видно, что наши. Спасибо вам!
– Вельмі прыемна бачыць вас у Іркуцку.
– Зацягнула вас сюды жыццё. Вы хоть на Родине бываете?
– Бываем. Вот буквально недавно были.
– Ну не все, наверное. Далеко, конечно, но приезжать надо. Мы будем вам рады.
– А можно с вами сфотографироваться?
– А как же? Фотографии все за счет иркутского губернатора.
Беларусь и Иркутская область имеют давние и прочные взаимоотношения. Потому о делах говорили довольно долго. Сегодня взаимный товарооборот вернулся на доковидный уровень, тем не менее, потенциал для сотрудничества огромный. Этот российский регион – опорная область в Сибири. С учетом разнообразия промышленных отраслей, здесь востребована наша техника. Но куда более важно, что закупками дело не ограничивается. Кооперацию с белорусскими предприятиями будут активно развивать.
Игорь Кобзев, губернатор Иркутской области:
Газовый конденсат находится в Иркутской области, близлежащие тоже большие залежи. Перспектива на несколько десятков лет вперед.
Дмитрий Крутой, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России:
Ваше поручение по участию в газификации региона. С Миллером на питерском экономическом форуме подписываем соглашение по Ленинградской области. С Дрозденко мы договорились. Можем также зеркально этот проект и на Иркутскую область распространить.
Игорь Кобзев:
Здесь группа «Илим», картонный комбинат. Я вчера докладывал, что мы хотим заменить пластик на пакетирование. Поэтому сегодня усиленно ведем эти работы, ищем в том числе инвестора, который готов создать это производство на территории Иркутской области. По «Полюсу» я вчера докладывал. 70 тонн золота – мы планируем организовывать добычу и получать в лучшем виде. Конечно, для нас сегодня новая задача – это Федеральный центр химии в Усолье-Сибирском, 25 видов продукции. Это, помните, был «Усольехимпром». Я вам расскажу историю, что это предприятие, которое на Олимпиаду 1980 года… Вся лакокрасочная продукция была только оттуда.
Важной отраслью не только для Иркутской области, но России в целом является авиация. О сотрудничестве по данному направлению говорили уже на профильном предприятии. На заводе Александр Лукашенко ознакомился с этапами производства военной авиатехники. В частности, Як-130 и Су-30, те, что стоят на вооружении белорусских ВВС. К слову, истребитель в миниатюре теперь есть и у главы нашего государства.
– Самолет Су-30СМ2.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Мой любимый самолет.
– Высокоманевренный, эффективный.
– Мы им покажем!
Сегодня перед российской авиационной отраслью стоит задача нарастить производство гражданских самолетов. Реализовывают ее с участием белорусских специалистов. Так, наши предприятия не первый год изготавливают необходимые детали и агрегаты. Мы сохранили компетенции с советских времен, поэтому сейчас обсуждается вопрос создания в Беларуси площадок для ремонта и сервисного обслуживания поставленной в нашу страну техники.
Юрий Слюсарь, генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (Россия):
Неоднократно бывали на заводе в Барановичах, на Минском заводе, в Орше. Нам очень нравятся эти заводы, эти люди, нам нравится культура, потому что за постсоветское время оно не прерывалось и заводы продолжали работать. Профиль сменили, но производственную авиационную структуру сохранили. Поэтому они абсолютно готовы к тому, чтобы сотрудничество сейчас расширить.
Александр Лукашенко детально осмотрел различные этапы сборки лайнера МС-21. Модель задумывалась еще в досанкционный период, сегодня же является необходимостью и качественной альтернативой Боингам. Лучше всего об этом говорят цифры: лайнер еще не вышел в серийное производство, а только «Аэрофлот» уже заказал 210 единиц для себя. «Белавиа» также может рассчитывать на обновление воздушного парка.
Продолжая тему кооперации, Александр Лукашенко напомнил про преграды, которые все еще остаются в Союзном государстве. Но быть их не должно, ведь защищаться стоит не друг от друга, а от тех, кто вводит санкции и продолжает попытки вбить клин между союзниками.
Впрочем, проблемы, которые остаются сегодня, решаемы. Ведь взаимопонимание и на самом высоком, и региональном уровнях – показательно. Иркутская область активно сотрудничает с белорусскими предприятиями, и совместные планы расписаны не на год или два, а исчисляются пятилетками.
Дмитрий Крутой:
Все наши ведущие предприятия успешно сотрудничество с регионом. БелАЗ – это понятно. Иркутская область – добывающий промышленный центр России, центр цветной металлургии, крупнейшее месторождение золота, угля, газа и нефти. Президент Республики Беларусь сказал, чтобы наша и карьерная техника БелАЗа, и грузовики МАЗа активно присутствовала в добывающих и обрабатывающих карьерах. Наши производители, например БелАЗ, планирует в 2024 году поставить в 2 раза больше карьерных грузовиков. МАЗ очень активно присутствует, причем не только в грузовом сегменте, но и коммунальной техники. У МАЗа тоже все здорово. «Гомсельмаш» – единственный из наших брендов, который вообще подписал с регионом 5-летнюю программу. В этом году поставит в 2 раза больше наших комбайнов. «АМКОДОР» тоже начал первые поставки. Иркутские предприятия заказали несколько видов техники.
Да, кооперация в авиастроении сегодня в приоритете. Однако главный показатель белорусско-иркутских отношений – баланс. Мы сотрудничаем по разным направлениям и не забываем о земных вопросах. Кроме того, совместно готовы выходить на рынки третьих стран.
Игорь Кобзев, губернатор Иркутской области:
Обширные встречи дают возможность перспективам в реализации очень многих проектов. Более того, я сказал, что я готов взять представителей бизнеса из Беларуси. Когда я буду посещать КНР, у нас есть своя побратимая провинция, где проживает 38 миллионов человек. С 13 по 18 июня мы будем находиться там. Если коллеги из бизнеса успеют, или мы договоримся на чуть позже, мы готовы брать всех, кто сегодня даст такую возможность.
Как подчеркнул посол Беларуси в России Дмитрий Крутой, несмотря на краткосрочность визита главы нашего государства, программа была насыщенной. Даны конкретные поручения и сроки. Дело за реализацией, что не заставит ждать, ведь экономические и технологические показатели благоволят.