Лента новостей / Общество / 30 января 2026 22:30

Нас не заменит никакой искусственный интеллект. Итоги визита Президента на «Планар»

В современном мире размеры государства, определяются не его площадью, а интеллектом и технологиями. Об этом сегодня, 30 января, заявил Президент во время посещения холдинга «Планар», сообщили в программе «Беларусь.Новости». Он входит в число мировых лидеров электронного машиностроения. А его продукция пользуется повышенным спросом на рынке.

Сегодня же на предприятии открыли Центр специального технологического оборудования для производства фотошаблонов и микрооптики. Компетенциями по разработке и созданию подобных приборов обладают лишь несколько стран во всем мире. Линейка, размещенная в Центре, уникальная. Участие в запуске принял глава государства. 

С подробностями – Александра Качан.

Лидеры электронного машиностроения. Здесь выпускают широкий перечень специального технологического оборудования для производства изделий микро- и нано-электроники. Открытое акционерное общество «Планар». 

Не ускоримся – толку не будет. Президент обратился к сотрудникам «Планара»

Прошлый раз Президента встречали здесь в 2023-м. Тогда речь шла о будущем отечественной микроэлектроники. Сегодня, очевидно, шанс не упустили. 

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: 
И вы создаете это уникальное оборудование здесь. Оно называется... 

Сергей Аваков, генеральный директор ОАО «Планар»:
Это отрасль называется «электронное машиностроение». Оборудование называется по-разному, в зависимости от того, до чего оно предназначено. В частности, сегодня, например, мы отгружаем на «Интеграл» две больших установки, два степера. 
– Это станки своеобразные, на которых будут производить чип.
– Да, с фотошаблона печатать чипы.
– Зачем нам фотошаблоны?
– А фотошаблон – это оригинал топологии. Когда разрабатывают интегральную схему, но она вначале существует виртуально в компьютере, потом ее принципиальную схему перекладывают в топологию, в рисунок. И этот рисунок потом надо в металле сделать.
Его делают в металле, металлизированный фотошаблон, на нем этот рисунок при помощи фотолитографии формируют, а дальше проекционным методом на степере с фотошаблона печатают с уменьшением на кремний. И получается интегральная схема, так послойно. 

Оптика, микрооптика, фотошаблоны и нанометры – «Планар», как минимум, – то предприятие, без которого не сможет работать «Интеграл». 

Размеры государства определяются не его площадью, а интеллектом и технологиями – Лукашенко

За пятилетку выручка предприятия выросла в четыре раза. А экспорт – в пять. Сегодня Президент принял участие в открытии центра спецтехнического оборудования для производства микрооптики и фотошаблонов. Уникального для постсоветского пространства. Построили его с опережением графика. 

И вот новый Центр начал работу. Это вопрос технологического суверенитета страны. И здесь слова благодарности звучат не только тем, кто создал новое производство, но и тем, кто приумножил опыт. 

Александр Лукашенко: 
Мне приятно сегодня с вами встретиться. Когда-то в советские времена мы начали создавать то, что сегодня можно назвать чудом. Начали это создавать. Маленькими шагами, начиная двигаться от простого к сложному, мы сегодня к этому пришли. 
Разговаривая с Президентом Путиным, он мне откровенно сказал, что за времена после распада Советского Союза этот процесс создания от простого к сложному (то чудо, которое мы вершим здесь – вы вершите) был уничтожен, разорван. И Россия очень многое потеряла на том этапе развития микроэлектроники. 
Нас Бог миловал. Я часто думаю: почему? Может, из-за моей жадности такой деревенской. Знаете, когда человек своими руками что-то создает (и очень сложно), это жалко потерять. Это, наверное, в основе моей такой жизненной философии. 
И я цеплялся за все школы, за все предприятия, которые у нас были созданы, понимая, что они нужны будут. Интуитивно понимая. Наше время пришло. Вот то, что мы спасали – мы эти копейки вкладывали, где-то экономили и вкладывали – это сегодня пригодилось. И мы здесь не отстали. И тот же Президент России говорит: вы молодцы, что сохранили. А мы ведь ничего не потеряли. Вы идете впереди. Подробнее тут. 

Генеральный директор «Планара» рассказал о планах по развитию предприятия на перспективу до 2039 года. 

Александр Лукашенко: 
90 нанометров и 7 нанометров. В чем разница?

Сергей Аваков:
Разница в размере. Чем меньше размер, тем большее количество транзисторов на единицу площади можно разместить.
– А где это надо? 
– Везде. Допустим, микросхема памяти. 
– Я, знаешь, так, может быть, по-народному говорю, не разобравшись. Если там в их айфон или еще куда-то, то 7 нанометров, может, и нужно. А в космическую ракету или трактор...
– Совершенно верно.

Так, плавно перешли к теме искусственного интеллекта. Который сегодня выгодно продается. 

Сергей Аваков:
Определение искусственного интеллекта постоянно меняется. Когда-то раньше, в 70-е, 80-е еще годы, считалось, что искусственным интеллектом будет названа та программа, которая докажет все теоремы курса английского колледжа до второго курса по математике. Вот это будет искусственный интеллект. 
Но этот уровень уже давно пройден. И постоянно определение искусственного интеллекта пересматривается. Большинство людей называют искусственным интеллектом то, что работает с интернетом очень активно и по существу информационно-справочная система. Но на самом деле искусственный интеллект более широкое понятие и предполагает систему принятия решений.

Александр Лукашенко:
Искусственный интеллект заменит человека?
– Нет, не заменит. 
– Не заменит? А некоторые говорят, что заменит.
– Еще 50-е годы был один из основоположников технической кибернетики, Эшби. Он написал книжку «Может ли машина быть умнее своего создателя?». Этот вопрос остался до сих пор риторическим. Он обсуждается периодически в литературе.
– Так что не торопитесь, нас не заменит никакой интеллект пока. Это я, чтобы ты журналистам рассказал, как я однажды, Алена помнит, сказал, что не надо нам париться и поститься по поводу того, что «ах, искусственный интеллект, завтра мы будем не нужны». 
Это все, оказывается, они придумали. Правильно он сказал, что определение, то есть название, оно постоянно менялось. Мы подходили, решали какую-то задачу, называлось [это] искусственным интеллектом. Оказалась задача решенной, еще что-то выдумывали и называли это искусственным интеллектом – и определение это менялось. 
Поэтому спокойно надо все это воспринимать, как «прыгать» на беспилотники и что они решат там все проблемы. Вот проверка идет Вооруженных Сил, мы видим, что не беспилотники решают проблемы. Обычный солдат с гранатометом, пулеметом, автоматом, который хорошо бегает.

Все усилия, технологии и модернизация ради точности. Процесс ее достижения порой занимает недели. Но результат оправдывает все затраты. 

– Довольно длительная операция. Линза может полироваться несколько недель. 
– Недель?
– Да, для того, чтобы получить нужную точность и нужную чистоту поверхности.

Кадры решают все. И преемственность – важная составляющая успеха. Глава государства обратился к одному из самых опытных сотрудников предприятия.

– То есть заменить его невозможно? Учеников у него нет, как обычно?
– У него есть несколько учеников, да.
– Виктор, нужны ученики. 
– Учим, учим. 
– Ну мы же не вечные. Мы уйдем, он будет страной руководить, а у тебя должны быть ученики. 
– Есть ученики и несколько. Обучились, многие продолжают работать. 
– Он молодец. Обучает и сам работает.
– Вот о чем я говорю. Виктор Степанович все говорит: «ах, у нас академики такие сякие, никуда не годные старики». Я говорю, ну, без них обойтись не можем. Поэтому не надо говорить о том, что старики ни на что не способны. Еще как способны. Но главное, чтобы за ним 3-4 человека стояли. Спасибо вам. Вот их надо всегда благодарить.

Время конкретных дел – и это не лозунг, а подход в принятии решений. Обстановка заставляет рассчитывать только на себя.

Открытый разговор. И самые актуальные вопросы. Например, о настоящей зиме – эта тема сейчас у белорусов номер один. Понятно, снега ждали давно. И он в радость. Но с ним и некоторые проблемы. Хотя, в мороз и снегопады мы живем в комфорте и мире. 

В этом году наконец-то дождались прекрасной снежной зимы. Печально, что очень многие хайпуют в TikTok, выражая свое недовольство работой наших коммунальных служб. Говорят: «Почему это нам место не расчистили во дворе? Нам некуда припарковаться». 
Когда вы были молоды, когда руководили предприятием, это же было частым явлением? Тогда не было такой супертехники, как сейчас, и ресурсов. Как вы справлялись со стихией? Может, современному обществу есть чему поучиться. Спасибо. 

Александр Лукашенко:
Оля, давай начнем с того, что я себя стариком не считаю. Я увидел человека, ну, внешне он, конечно, не молодой, но душа у него… Виктор его зовут. Может, есть здесь. Молодец, он пришел и работает. 
Поэтому молодой ты или старик – это зависит от тебя. Хотя, конечно, были у меня молодые годы. И тогда мы могли только мечтать о такой уборке снега. Тогда зимы были такие, как в этом году. В детстве все чистили этот снег. И мы тоже, особенно в деревне. Никто не плакался, не рыдал, не страдал, что ему не почистили дорогу, чтобы выехать на автомобиле. Никто не думал тогда про эти автомобили.
Сложности есть, они будут. Вот еще один раунд похолодания. Скоро и бабу слепим, и деда слепим, что угодно. Но пускай дети это почувствуют вместе с вами. Кому тяжело выехать – пусть пешком ходит. Если он не может свой автомобиль очистить, лопату в руки взять – пусть ходит пешком... 
Я не хочу перед вами казаться каким-то уникальным человеком, но, когда я выхожу, ураган этот прошел, беру лопату и очищаю. Да и без меня бы вычистили. Но это поработать, младший сын со мной следом, пусть учится. Это в жизни пригодится. Как Трофимовна говорила: «Трэба вучыцца, гэта за плячыма насіць не будзеш». Я это часто вспоминаю. И такую цитату своим детям и тем, с кем я сталкиваюсь из молодежи, привожу.
Есть очень многие вопросы. Сегодня я не успел прочитать этот обзор СМИ. В том числе в TikTok пишут: где-то кого-то обидели, судьбу пытаются сломать. Я на это реагирую, но на 99 % это вранье. Кто-то чиркнул специально. «Умные» есть такие, в кавычках. Вот они чиркнули. Начинаем проверять. А проверки – это же деньги. Мы тратим деньги. Оказывается, это неправда. Или вообще такого случая не было. Или человек говорит: да нет, меня все устраивает, я не это хотел сказать. 

Обратились в разговоре и к теме объявленного в стране года белорусской женщины. Президент хочет, чтобы он запомнился не только лозунгами. 

Александр Лукашенко:  
Подумайте вместе с союзом женщин, как нам сделать так, чтобы женщины запомнили не только то, что Президент объявил Год женщины, но чтобы они запомнили этот год. Что мы должны сделать, какие мероприятия провести? И на мужиков не смотрите. Они пристроятся. Мы же все подкаблучники. Поэтому подумайте. 
Наталья Ивановна, вы за это ответственны. Что скажете, то будем делать. Это хорошо, лозунги – мы это все помним, но надо для женщин делать, ну не каждый день, но хотя бы в неделю, в месяц значимые мероприятия, чтобы год прошел, а они будут вспоминать этот Год женщины. Потому что следующий год вряд ли будет Годом женщин, поэтому надо в этом году сделать максимум для наших женщин. Это не потому, чтобы понравиться вам, женщинам, вы действительно основа нашей жизни. 

И мужской вопрос – о будущем крупных предприятий в больших городах. 

Некоторые, как вы уже сегодня говорили, умные экономисты и блогеры усиленно продвигают идею о том, что Минск, по примеру мировых столиц, должен выносить производства за свои пределы, в регионы, оставляя здесь лишь IT-индустрию, финансы, сервис, услуги.

Александр Лукашенко:
Если мы все это выбросим на периферию, а здесь у нас будут умные «яйцеголовые» айтишники сидеть и прочее, я ничего против не имею, хотя это уже не тот случай, когда «ах, IT», когда я создавал этот Парк высоких технологий. Сегодня айтишное подразделение, как у нас модно говорить, с подачи нашего министра образования этот «айтишный спецназ» уже есть на любом предприятии.
Поэтому, если Минск способен производить то, что вы делаете на «Планаре», «Интеграле», мотоциклы, велосипеды, мы это будем делать. Но 2 миллиона человек. Мы грязное производство даже за кольцевой дорогой строить не можем. Мы не должны это делать. Нужно создать нормальные условия для минчан, но не перенаселять Минск. 

В завершении встречи Президенту преподнесли тематический подарок, сделанный руками работников «Планара». Он символизирует микроэлектронную промышленность и выполнен из производственных материалов.

Люди в материале: