Лента новостей / Общество / 2 марта 2024 22:20

Не наказание, а сигнал. Как государство помогает семьям, находящимся в социально-опасном положении

Почти две тысячи детей, которые нуждались в госзащите, в 2023 году вернулись в свои семьи. При этом в Генеральной прокуратуре отмечают: больше стало несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, сообщили в программе «Беларусь.Новости».

СОП дети

По словам специалистов, это – не наказание для родителей. А сигнал – пора менять образ жизни. И сегодня педагоги, психологи, правоохранители и прокуроры делают все для того, чтобы неблагополучные семьи справились с трудными жизненными ситуациями.

О помощи, которая спасает детские судьбы, в материале Вероники Белозарович.

СОП дети

Вера Соловей, многодетная мать:
Осталась одна, без мужа. Стало тяжело. Понимала, что уже сама куда-то качусь. Поддержки не было… Еще и друзья такие попались, которые еще хуже делали.

СОП дети

Справиться с трудностями в тот сложный момент многодетная мать так и не смогла. В апреле 2021-го троих несовершеннолетних из семьи Соловей (а на тот момент младшему было всего 9 лет) признали, находящимися в социально-опасном положении. Спустя два месяца детей забирают у матери.

СОП дети

Петр Антоник, заместитель прокурора Московского района Минска:
В ходе выезда в данную семью сотрудниками Генеральной прокуратуры в июне 2021 года, были установлены факты злоупотребления матерью алкогольными напитками и оставления детей без присмотра, что требовало принятия незамедлительных мер реагирования.

Тогда дети нуждались в госзащите, поэтому на время их поместили в районный социально-педагогический центр. Но не с целью наказать мать, а дать ей то самое время, чтобы она смогла решить свои вопросы с зависимостью и навести порядок в квартире.

СОП дети

Вера Соловей, многодетная мать:
Ездила к ним, навещала. Работала, чтобы возместить весь ущерб. Мы сделали ремонт, поменяли мебель. Купили обои, краску – потолки покрасили. Двери поменяли входные.

Детям нужны были кровати, письменные столы и даже самое обычное – школьные принадлежности, одежда, обувь. И тогда особенно активно подключились педагоги.

СОП дети

Ирина Волченкова, директор средней школы № 26 им. З.Г. Колобанова Минска:
Здесь у мамы очень большая привязанность к детям – мы это видели с самого начала. Мама посещала нарколога, трудоустроилась. Мама с помощью школы, тут же опять могу сказать, что наши педагоги работают вместе и показывают: не всегда люди, которые нуждаются, знают этот путь – наши территориальные центры. Территориальный центр Московского района, для того чтобы дети возвратились, оказал этой семье материальную помощь. Она была целевая – чтобы семья приобрела мебель.

До сих пор мама Вера и педагоги «дружат», и теперь это даже не контроль – больше общение и, если необходимо, эмоциональная поддержка. Правда, не все истории заканчиваются хеппи-эндом.

СОП дети

В деревне Негорелое в конце 2023 года на пожаре погиб 7-летний мальчик. Известно, что мать и отец нигде не работали, злоупотребляли алкоголем, а детей уже изымали из семьи. Но это не остановило горе-родителей, и случилась беда.

В 2023 году, находящимися в социально-опасном положении, признали более 25 тысяч несовершеннолетних. А родительских прав лишили порядка 1 300 родителей.

СОП дети

Виктория Финевич, начальник отдела Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи:
Основными причинами семейного неблагополучия остаются: пьянство родителей, ведение аморального образа жизни, противоправное поведение, жестокое обращение с детьми и не обеспечение их основных жизненных потребностей. Проводимая с ними работа дает определенные результаты: практически 19 тысяч детей были сняты с учета, находящихся в социально-опасном положении, в связи с нормализацией ситуации в семье.

СОП дети

Социально-опасное положение – не приговор для родителей, и они могут рассчитывать на помощь. Иногда достаточно попросить поддержки у близких (кстати для нашей героини Веры это и стало стимулом избавиться от зависимости). Она забрала своих детей домой. В прошлом году еще около двух тысяч маленьких белорусов смогли вернуться в семьи.