Объективность на первом месте! Итоги совещания у Президента о ходе вступительной кампании
Принцип равенства, справедливости и прозрачности. Президент 30 мая заслушал доклад о ходе вступительной кампании. Она не претерпела значительных изменений в 2025 году. Выпускники школ уже сдали два централизованных экзамена и по их итогам получат аттестат за 11 лет образования, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Во время совещания глава государства задавал много уточняющих вопросов. В том числе, о контроле за ходом кампании, о том на сколько объективен процесс, о проведении испытаний и предоставлении льгот поступающим.
Как было отмечено, ошибки двухлетней давности исправлены. Тогда родители и абитуриенты довольно эмоционально отреагировали на результаты централизованного экзамена. Недопонимание вызвала система подсчета баллов. Сейчас же она хорошо всем известна и не менялась уже два года. Александр Лукашенко подчеркнул, важно обеспечить такую систему, которая бы убеждала наших людей в справедливости процесса.
Первый значимый рубеж преодолели. 29 мая 11-классники сдали второй централизованный экзамен. Последнее испытание в списке выпускных. Но горячая пора на этом не закончена. Вступительная кампания только набирает обороты. Для 57 тысяч молодых людей – важный этап. Начало профессионального пути. Значим он, как для каждого выпускника и его семьи, так и для государства.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Мы прекрасно знаем, какое значение имеет это событие в ответственной семье. Сами через это практически все проходили. Поэтому очень важно обеспечить такую систему, которая бы убеждала наших людей в справедливости приведения этой кампании. Чтобы люди не волновались, что будет честно. Вот я не сомневаюсь, что будет честно, хотя нечестно и не было. Потому что Комитет госконтроля, он и в этом году будет контролировать процесс.
Просто надо родителям и абитуриентам понимать, что все будет честно. Есть знания, но знаний маловато, надо еще и удача, чтобы было. Вот знания плюс удача – и будешь учиться в вузе. По крайней мере, если какая-то случайность, мы подумаем над тем, чтобы случайностей этих избежать.
Если что-то случится, мы должны видеть и это. Посмотреть на тех людей, которые, может быть, к нам обратятся. Не надо в этой ситуации обидеть семьи и, самое главное, молодого человека, который только что становится на нормальный жизненный путь.
Прозрачно, объективно и справедливо. Такие подходы в основе процесса. Система выпускных и вступительных испытаний за годы претерпела немало изменений. Классические экзамены сегодня сменили централизованные – они проводятся в виде тестирования. Их после 11 класса школьники сдают два.
Андрей Иванец, министр образования Беларуси:
Один предмет по выбору, а второй – это государственный язык, вместо четырех выпускных экзаменов, которые ранее проходили в школе.
Александр Лукашенко:
Ну ты еще раз людям напомни, что такое централизованный экзамен.
– Централизованный экзамен – фактически на сегодняшний день это контрольная работа, но которая выполняется в виде тестовой формы, когда компьютер в последующем проверяет эти работы. И хотел бы отметить, что два независимых человека после компьютера каждую работу перепроверяют.
– По итогам 11 классов.
– Для того чтобы получить аттестат.
– Да, аттестат ты получил, и итоги централизованного экзамена за 11 классов…
– Можно использовать для поступления в учреждения высшего образования.
– Если этот предмет тебе подходит. Чтобы поступать в последующем в университете.
– То есть, если ты сдал за 11 классов историю на отлично и поступаешь, к примеру, на истфак или еще какой-то гуманитарный факультет, где есть история, то ты можешь этот экзамен…
– Берешь сертификат и используешь.
– Если на отлично сдал, конечно, ты его будешь использовать. Если нет, то ты можешь еще сдавать экзамен в вуз.
– Централизованное тестирование, один экзамен. Мы ушли, когда была возможность сдавать четыре централизованных тестирования. Для чего? Чтобы уйти от беготни, товарищ Президент. Когда мы сдаем два централизованных экзамена и одно централизованное тестирование, даже если абитуриент пойдет в различные вузы, но он пойдет по одному профилю, будь то инженер, гуманитарий, либо экономист, либо правовед.
Относительно молодая система вступительных испытаний в действии третий год. Алгоритм уже отработан и для всех участников понятен. Важнейшую тему Александр Лукашенко держит на личном контроле. Сразу после сдачи школьниками централизованных экзаменов – первые итоги и объективная оценка.
Александр Лукашенко:
Как прошел централизованный экзамен в текущем году и оправдало ли это нововведение себя? Если оправдала, то в чем? Только откровенно. Если где-то ошиблись, надо эту ситуацию исправлять. Ни в коем случае нельзя ее ретушировать, потому что очень серьезное это дело.
Из опыта прошлых лет выводы сделаны. На начальном этапе внедрения новаций были вопросы, например, к системе подсчета баллов. Сегодня экзаменуемые могут свою работу оценить не дожидаясь результатов.
Это устраивает семьи наших абитуриентов? – Президент задал вопросы чиновникам о проведении ЦЭ и ЦТ
Система подсчета баллов известна. Она не менялась два года. Переводные таблицы размещены на сайте Министерства образования. Человеческий фактор, с точки зрения влияния на оценку, также минимален.
В некоторых моментах требования стали строже. Например, поменялись подходы к использованию мобильных телефонов.
Андрей Иванец:
Сегодня они запрещены не только в аудиториях, где непосредственно проходит экзамен, но и в целом на пункте проведения централизованного экзамена. Из ЦЭ был удален только один человек за мобильные телефоны и один человек за то, что он продолжал заполнение бланка после окончания времени. Из 56,6 тысячи выпускников, полагаем, это хороший результат.
Александр Лукашенко:
Хороший. То, что вы требования ужесточаете, особенно телефоны и прочее, об этом даже говорить не надо. Ты пришел, главное, чтобы в руках голова была. Пришел – садись, работай. Поэтому здесь не обсуждается жестокость, жесткость и так далее.
Тенденция последнего времени не может не радовать. Школьники проявляют все больший интерес к профтехобразованию. И это вторит запросам экономики – на рабочие специальности есть спрос. Президент интересуется, какие дополнительные меры на его уровне необходимо одобрить.
Лукашенко о вступительной кампании: родителям и абитуриентам надо понимать, что все будет честно
В Министерстве образования поясняют: важно, чтобы структура набора полностью соответствовала кадровой потребности экономики.
Андрей Иванец:
В этом году мы планируем принять 38,6 тысячи ребят для обучения на среднее специальное образование и 28 тысяч – на профессионально-техническое образование. Существенно вырос объем набора на профтехобразование. Это будущие специалисты рабочих специальностей. И мы сегодня видим то, что фактически каждый второй девятиклассник выбирает траекторию поступления в колледж, а не идет в 10-й и 11-й класс для продолжения обучения в школе. Это очень важно для нас. Для таких ребят мы, в том числе работаем над траекторией получения и высшего образования. В этом году планируем 8,2 тысячи принять выпускников в колледжи для обучения в вузах по сокращенной программе.
В то же время появился другой вопрос. На определенные специальности в вузах недобор. Небольшой, до 2% на бюджетные места. А это специалисты, нужные для народного хозяйства. Президента интересует, какие меры необходимы, чтобы избежать дефицита.
Андрей Иванец:
Проблемы в системе образования имеются. В прошлом году мы увидели определенные сложности с набором, в первую очередь на специальности агропромышленного комплекса и по отдельным инженерным специальностям. Президенту было доложено о тех системных мерах, которые приняты. В первую очередь это вопрос структуры набора и определения соответствующих мест учреждения высшего образования. 48,2 тысячи мест сегодня предусмотрено для наших абитуриентов вузов.
Что важно отметить, каждый четвертый фактически – это будущий инженер. Каждый 10-й – будущий педагог либо медик. И в этой связи мы сделали так, что структура подготовки и набора в учреждения высшего образования в полной мере соответствует потребностям в кадрах нашей экономики.
Образование – это больше, чем баллы и тесты, экзамены и оценки. Президент интересуется, не забыли ли еще об одном?
Александр Лукашенко:
Сами мы помним процесс сдачи экзаменов и положительно оцениваем, когда преподаватель и абитуриент сидят друг напротив друга и преподаватель видит этого абитуриента. Все ли сделано для этой прозрачности? Потому что это главный элемент справедливости.
Потому что я вас знаю, вы люди не только образованные, но отличники, сидящие за этим столом. И вы все можете оценивать со своей позиции, что вот, знания-знания, не знаешь – иди вон и так далее. А по итогу вы помните, когда мы заканчивали вузы, те, которые были слабаки, если подходить с этих критериев, они оказывались посильнее тех отличников, которые сдавали экзамены, но особенно приспособлены к жизни и способны выполнять государственные задачи.
Для абитуриентов горячая пора продолжается. Результаты сдачи централизованного экзамена будут известны к 11 июня. Сертификаты ЦТ начнут выдавать 1 июля. Вузы и ссузы ждут своих студентов и учащихся. Все в этот период, проходят своеобразное испытание, итогом которого должна стать достойная профессиональная смена.