Лента новостей / Общество / ВОВ 22 марта 2024 21:30

Огненные сёстры Хатыни. Учащиеся Ивацевичской школы изучают подробности фашистских преступлений

Беларусь, а вместе с ней и весь мир, сегодня, 22 марта, вспоминают жертв Хатынской трагедии. Это лишь один эпизод в масштабном геноциде, развязанном гитлеровцами и их приспешниками на нашей земле. Судьбу Хатыни повторили тысячи белорусских деревень – они ее огненные сестры. Сожженные и не возрожденные. Санитарные операции каратели устраивали даже в самых отдаленных уголках нашей страны, сообщили в программе «Беларусь.Новости».

Подробнее – в репортаже Анны Меркушевич.

ВОВ

Семен Тимошевич, участник Великой Отечественной войны:
Завезли нас в домик такой: 4 на 5. И 13 человек в этом домике. Была большая печь.

ВОВ

Когда началась война, Семену Ивановичу Тимошевичу было 7 лет. Вместе с родными он прятался в землянках на островах среди болот Ивацевичского района. Чтобы выжить. По-другому было нельзя. Отец – партийный работник, секретарь суда – ушел в партизаны. Фашисты не жалели семьи подпольщиков. Мстили за своих. Так, в ходе карательной операции «Болотная лихорадка» они сожгли в районе несколько деревень вместе с жителями. Первой стерли с лица земли Красницу.

ВОВ

Светлана Калиновская, учащаяся средней школы №4 г. Ивацевичи:
Тут жылі людзі, працавалі, радаваліся кожнаму пражытаму дню. Але 10 верасня 1042 года вёска была спалена. У агні загінула 90 чалавек.

ВОВ

Только одна девочка, чудом оставшаяся в живых, добралась до ближайшего хутора и рассказала о трагедии. Уже через два дня каратели пришли в соседние Бобровичи. Кстати, именно из воспоминаний жительницы этой деревни, начинается известная книга «Я з вогненнай вёски».

ВОВ

Роман Чирко, учащийся средней школы №4 г. Ивацевичи:
Мой прадзед пасвіў кароу зранку. Нічога не прадвяшчала бяды. Каля абеду пачалася страляніна. Пайшоў чорны дым. «Мама!» – закрычаў ён і пабег да яе.

ВОВ

Эти ребята – учащиеся средней школы №4 города Ивацевичи. Вместе со своими педагогами они изучают историю родного края, в том числе ее трагические страницы. Они часто приезжают на места сожженных деревень. Убирают территории возле памятников. Родители Елены Омелящик были свидетелями тех страшных событий. Мама часто рассказывала дочери о том дне, когда немцы учинили страшную расправу.

ВОВ

Елены Омелящик, учитель белорусского языка и литературы средней школы №4 г. Ивацевичи:
Бабуля сказала ёй разам з сястрычкай стаць на калені і маліцца. А маму нібыта анёл узяў за руку і вывеў на вуліцу. Калі пачала гарэць хата, яны пабеглі да лесу. Снайпер, які сядзеў на дубе, чамусці не страляў. Але застрачыў кулямёт другога снайпера, які прымусіў іх схавацца ў разору.

К слову, глубокие борозды в огородах тогда стали спасением от смерти для многих. Но не всех…

ВОВ

Алина Козленя, учащаяся средней школы №4 г. Ивацевичи:
Немцы зганялі іх ўсіх у хлеў. А потым, калі ўсе былі там, пачалі растрэльваць. Параненых людзей, якія варушыліся, немцы растрэльвалі.

ВОВ

Анна Меркушевич, корреспондент:
Это деревня Бобровичи Ивацевичского района. В сентябре 1942 года сюда пришли каратели. Чтобы уничтожить ее и стереть с лица земли. И у них получилось. Они сожгли 164 дома, в которых заживо сгорели 676 человек – мирных жителей: женщин, стариков и детей. 10 лет еще люди жили в землянках. Пока возрождали эту деревню.

ВОВ

Бобровичи восстали из пепла. После войны здесь выросло не одно поколение детей. В память о сожженных деревнях Полесского края в населенном пункте возвели часовню. Огненную расправу каратели учинили с жителями еще двух деревень, расположенных за озером Бобровичским. Сегодня добраться туда можно разве что на лодке. Это необитаемый остров. Здесь время остановилось в сентябре 1942-го. Фашистские нелюди добрались и сюда, чтобы заживо сжечь всех жителей деревень Вяды и Тупичицы – 360 человек. Сегодня о той трагедии напоминают лишь мемориальные плиты. И птицы.

ВОВ

Елена Крукович, учитель русского языка и литературы средней школы №4 г. Ивацевичи:
Жители деревни поведали нам такую легенду: это души умерших, погибших в годы Великой Отечественной войны жители деревни Красница, Бобровичи, Тупичицы, Вяда, переселились в души птиц и каждый год прилетают в эти деревни. Сначала они кружат над Красницей, потом кружат над Бобровичами, а ночевать летят сюда, за озеро, в деревню Вяда и Тупичицы.

ВОВ

Даже спустя десятки лет здесь в воздухе замер плач детей и мольба стариков о пощаде. Это земля, пропитана страданиями и кровью. Преклонить колено, почтить память минутой молчания и возложить живые цветы. Это самое малое, что мы, нынешнее поколение, можем сделать.