Подготовка кадров и закрепляемость на рабочих местах. Итоги совещания по вопросам образования
Качество высшего образования. Накануне во Дворце Независимости определили приоритеты в развитии высшей школы страны и обозначили новые задачи. Проблем, на которые не раз обращал внимание глава государства, хватает, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Профессиональные кадры – залог успеха экономики и конкурентоспособности на внешних рынках. В развитии системы за годы становления страны добились многого. Но это не повод самоуспокаиваться. Руководителям вузов в ближайшее время предстоит серьезная работа.
Первостепенное в образовании – качество, а не очередные новации. Накануне во Дворце Независимости прозвучали громкие замечания в адрес высшей школы. В основе работы наших университетов лежит крепкая советская база. Ее не только сохранили, но и приумножили. Но на достижениях прошлого останавливаться нельзя.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Советская высшая школа дала миру гениальные открытия, прославленные на весь мир имена. Тогда полученные в наших вузах знания были на вес золота. И сейчас в Беларусь едут учиться, потому что мы сохранили лучшие советские традиции. Сделано для сферы высшего образования много, созданы условия, научные школы. Интеллектуальный потенциал сегодня бережем как зеницу ока. Поэтому мы все: абитуриенты, студенты, их родители, наши предприятия и организации, да и я в том числе, вправе ожидать отдачи.
Хотя в сфере образования постоянно говорят о совершенствовании, недостатков все же хватает. Первое, на что обратил внимание глава государства, – необходимость подготовки кадров, в которых нуждается наша экономика. Государство тратит большие деньги на это, а по факту получаем уклонения от отработки, низкую закрепляемость на рабочих местах или вовсе уход из профессии. Такие тенденции нужно искоренять.
Алексей Беляев, декан факультета журналистики БГУ:
Не только сегодня человек, отказавшийся от распределения, наносит ущерб. Но бывают у нас сегодня и студенты, которые не доходят до последнего курса, отчисляются. При этом три года на них тратились бюджетные деньги. Но они ничего никому не должны компенсировать. Мне кажется, этот вопрос тоже нужно ставить в более жесткую плоскость и вводить юридическую ответственность. Раз уж взял на себя обязательство учиться за счет бюджета, то, будь добр, закончить.
Есть вопросы и к востребованности отечественного образования. Некоторые выпускники стремятся получить диплом за границей. Ситуация не катастрофическая, но соцопросы подтверждают тенденцию. Хотя и у нашей высшей школы потенциал огромный: за знаниями в Беларусь готовы ехать за тысячи километров. Сейчас у нас обучаются порядка 30 тысяч иностранцев.
Наталья Лаптева, ректор Минского государственного лингвистического университета:
Это тенденция XXI века. Попробовать многое, побывать там, где ты еще не был. Cтуденты, которые пробуют себя в рамках программ мобильности, в рамках договоров о сотрудничестве, – когда они возвращаются к нам, мы чувствуем свою уверенность в том, что качество образования, которое мы предлагаем, не уступает, а даже, без ложной скромности, где-то превосходит.
Качество высшего образования напрямую зависит от преподавательского состава. Сегодня в наших вузах работают люди с большим опытом, но им также нужна и достойная смена. Пока молодежь в науку идет неохотно. И это еще один момент, который нужно решить.
Юрий Голубев, ректор Брестского государственного университета имени Пушкина:
У нас практически 70 % студентов участвуют в научной работе на протяжении срока обучения. Те из них, которые показывают хорошие результаты, мы берем на карандаш. И не просто берем на карандаш – создаем комфортные условия. Закрепляем за ними наших маститых ученых, которые могут повести за собой.
Университеты – это не только про знания, но и про воспитание. Идеологическая работа с молодыми людьми должна проводиться регулярно. По-другому сложно получить специалистов, осознающих свою ответственность перед страной. На устранение недоработок Президент всем ответственным дал время до сентября. Никакого формализма, отталкиваясь от реальных проблем, ответственным предстоит выработать эффективную стратегию дальнейшей работы.