Президент: финансы и банковская сфера – кровеносные сосуды в любом государственном организме
«Прозрачные правила игры»: определить механизмы контроля в области криптовалют поручил Александр Лукашенко. Президент 5 сентября провел совещание по вопросам развития сферы цифровых знаков. Для этого в Беларуси есть и компетенции, и потенциал. Важно не потерять технологическое лидерство. Во всем мире криптовалюта стала источником инвестиций и дохода, как компаний, так и простых людей. Некоторые страны даже начали создавать госрезервы в криптовалютах, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Вместе с тем, это отрасль высоких рисков. Обеспечить здесь безопасность для государства сложно, но необходимо. В нашей стране сферу регулирует декрет Президента. В свое время его назвали революционным. Отдельные положения документа заимствовали другие страны. Но сегодня важно актуализировать законодательство. Об этом и шла речь на совещании.
Подробнее расскажет Александра Качан.
«Цифровое золото» – биткоин, бычий рынок и блокчейн. Крипторынок – прогрессивная сфера. Эксперты называют монету главной макроинвестицией на ближайшие годы. Страны развитие криптосферы обозначают, как приоритетное направление, а крупные корпорации инвестируют в ее развитие. Криптовалюты меняют ландшафт, предлагают новые возможности, одновременно порождая и новые вызовы.
Кирилл Залесский, министр связи и информатизации Беларуси:
Сегодня каждый человек и каждый гражданин Республики Беларусь должен понимать, что сфера криптовалют, по сути, для тех, кто в этом разбирается, понимает, знает, что делает. На самом деле даже те негативные истории, которые действительно попадаются, неисполнение эмитентами токенов своих обязательств – это тот риск, на который осознанно идет инвестор, покупающий этот токен, и который он должен просчитывать самостоятельно. В принципе изначально вся наша регуляторика именно из этого и исходит.
Беларусь – одна из первых в мире на госуровне создала условия для развития сферы цифровых знаков, узаконив смартконтракты и криптовалюты. В 2017 году подписан Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики». Многие тогда скептически воспринимали это решение. Сегодня же виртуальные деньги – альтернатива традиционным и источник инвестиций.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Параллельно идет создание и развитие соответствующей инфраструктуры с приставкой «крипто-» – биржи, брокеры, консультанты и так далее. У нас в Парке высоких технологий в конце 2024 года было 14 таких компаний, а сейчас их 18. В прошлом году они обслужили почти 260 тысяч клиентов по всему миру, а в этом – уже более 300 тысяч. Ну что ж, молодцы. Что от этого поимели? Запишите, доложите. Объем внешнеторговых операций в сфере цифровых знаков в прошлом году превысил 1,2 млрд долларов. За семь месяцев 2025 года оборот достиг 1,7 млрд долларов, а по итогам года может составить 3 млрд долларов. То есть вроде бы у вас и компетенции там есть, и потенциал. Нам же важно, как считают некоторые, не упустить тренды из виду и не потерять наше технологическое лидерство. Естественно, кто задает тренды, тот и получает максимальную выгоду. Дай бог, чтобы у нас получилось этот тренд задать и в этом плане не поставить телегу впереди лошади
Понятные и прозрачные правила игры, эффективные механизмы контроля – в сфере надо навести порядок. Соответствующее поручение Президент давал еще два года назад.
Александр Лукашенко:
Если это неисполнительность, то господин Крутой [Дмитрий Крутой, глава Администрации Президента Беларуси – прим. ред.] сегодня доложит, кто в этом виноват. Предупреждаю на будущее. Любое неисполнение закончится катастрофой для кого-то. Особенно после моих переговоров в Китае, когда я договариваюсь конкретно, у людей горят глаза (и у тех, и у других), а на выходе результат через пять лет. Это хорошо. А то и вообще нет.
Опасный бизнес. В криптосфере практически никаких гарантий ожидать не стоит. И риск есть даже для тех, кто в теме разбирается. Проверки, кстати, это подтверждают.
Фото: president.gov.by
Александр Лукашенко:
Фактически, сегодня цифровая жизнь начинает опережать право, а точнее, инициирует создание его новых отраслей. Можно и так сказать. Поэтому, по результатам совещания, мы должны четко определить задачи госорганов и Парка высоких технологий в сфере криптотехнологий с учетом имеющегося опыта и компетенций. И еще раз хочу предупредить: не дай бог, тут кто-то хвостом начнет вилять, под кого-то подстраиваться. Я полагаю, что вы пришли к единому мнению. Ну, посмотрим. Или в очередной раз ко мне пришли для того, чтобы засветиться и высказать тысячу позиций.
Лукашенко: сегодня цифровая жизнь инициирует создание новых отраслей права
Это до меня надо было высказывать, а ко мне приходить с каким-то мнением. Может быть альтернатива, это обязательно в данном случае, но так, чтобы могли принимать решение. В противном случае зачем собрались? При этом хочу еще раз подчеркнуть: вопрос архиважный, наиважнейший!
Финансы, банковская сфера – кровеносные сосуды, как вы всегда говорили, в любом организме, прежде всего – в государственном. И не дай бог, мы здесь в эту кровеносную систему вольем алкоголь через сосуды – все это лопнет. И устроим такой хаос в стране, что потом не разберемся или будем бегать. Будут люди Янчевского [Всеволод Янчевский, руководитель управляющей компании Парка высоких технологий] черт знает что творить, а мы будем их потом через Комитет госконтроля, прокуратуру искать, чтобы вернуть деньги государству. Или людям.
Гарантия безопасности – важный аспект. Как раз ее криптовложениям дать пока не могут. Предложение Нацбанка – создать небанковскую коммерческую финансовую организацию. Своего рода эксперимент. С ней смогут взаимодействовать только инвесторы. Похожие институты есть в Швейцарии, Сингапуре, одном штате США.
Александр Егоров, первый заместитель председателя правления Национального банка Беларуси:
Сложность возникает, во-первых, что надо обеспечить сохранность денег граждан. Если он кладет обычные доллары США, то государство должно гарантировать, что он назад эти 100 долларов возьмет. А этот криптобанк не возьмет эти 100 долларов, вложит в какую-то криптовалюту, и через день эти деньги обнулятся.
Вторая сложность заключается в том, что криптовалюта – это очень волатильный рынок. Ежедневно очень высокая волатильность цен на токены, на криптовалюты. Почему это происходит? Потому что этот рынок пока еще не такой глубокий, как рынок обычных денег: долларов, евро и всего остального. Поэтому очень большие риски.
Александр Лукашенко:
Что значит «не такой глубокий»?
Александр Егоров:
Если говорить простым языком, недостаточно развит. Поэтому мы и предлагаем провести эксперимент, потому что понятного выстроенного законодательства нигде в мире нет. Соответственно, наша задача, как мы ее видим, создать определенную законодательную юрисдикцию, в рамках которой совместно с инвесторами с точки зрения безопасности работы этих институтов, прозрачности их работы, обеспечения сохранности средств инвесторов, кто туда будет вкладывать, чтобы они развивались. И мы видим эти 3 года эксперимента как эволюционный режим, когда мы вместе с инвестором будем это законодательство в том числе корректировать.
На проработку предложения о создании криптобанка Александр Лукашенко отвел месяц. Сегодня предварительный проект указа содержит белые пятна, отмечает Комитет госконтроля. Этого быть не должно.
Александр Егоров:
С точки зрения граждан Республики Беларусь – резидентов у нас действует четкий механизм. Если они вкладывают деньги в банк, то у нас есть специальный гарантийный фонд, из которого потом эти деньги можно возвратить.
Понимая, что криптобанк – это все-таки несколько более рискованная вещь, чем в целом обычные банки, которые уже исторически существуют столетия, подвергать такому риску наших граждан и гарантийный фонд, который бы в рамках криптобанка полностью бы выплатил эти деньги, мы не можем. Поэтому существует три варианта.
Первый – это средства физических лиц – нерезидентов. Второй – средства физических лиц – резидентов, но исключительно в форме криптовалюты. То есть не в белорусском рубле, в долларе из США или в евро. И третий вариант – средства физических лиц – резидентов, которые будут размещаться в криптобанке, 100% будут размещаться в резервах в Национальном банке.
Криптосфера стремительно развивающаяся. И остановить этот процесс невозможно. А значит, надо направлять его в выгодное и полезное русло.
Всеволод Янчевский, руководитель управляющей компании Парка высоких технологий:
Пришло время для перезагрузки, и сегодня глава государства очень четко, очень ясно, очень понятно и очень справедливо определил несколько приоритетов – защитить белоруса, каждого гражданина, чтобы ни один мошенник, ни одна какая-то структура непонятная, «левая» не могла залезть в карман белорусу, ограбить его, обворовать и обмануть. Все препоны на пути мошенничества, и прежде всего защиты граждан, должны быть подставлены. Естественно, полная свободная дорога прогрессу, технологиям, инновациями и так далее. Все, что способствует движению страны вперед – пожалуйста, надо делать, надо осуществлять, и он готов это поддерживать. Собственно, всегда Президент придерживался ровно такой политики. Будет и перезагрузка Парка высоких технологий, потому что несколько этапов было в его развитии, и у нас, я думаю, очень скоро будет следующий.
Спокойно работать в нашей цифровой гавани и белорусам, и иностранным инвесторам. К таким условиям должно привести новое правовое регулирование. Это гарантирует и финансовую стабильность и безопасность для государства, граждан и бизнеса.