Президент: откровенно говорим о наших недостатках
Если объявлено время конкретных дел, то за их отсутствие будет конкретный спрос. 17 февраля глава государства заслушал отчет правительства о работе в 2025-ом году. Событие не рядовое, ведь за цифрами – качество жизни людей и даже суверенитет страны. Экономика стала реальным полем боя. Экономическими инструментами достигаются цели классической войны. Поэтому давать результат несмотря на санкционное давление – требование Александра Лукашенко. Получается не у всех, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Лукашенко призвал более активно работать на внутреннем рынке
В прошлом году спад был в промышленном секторе. При этом растут складские запасы товаров. А успехи в АПК меркнут на фоне хронической закредитованности отрасли. Нарекания вызвали способы хозяйствования на земле в регионах и рост падежа крупного рогатого скота. Началась новая пятилетка, и правительству предстоит оперативно принять действенную стратегию, которая позволит выполнить принятые делегатами Всебелорусского народного собрания показатели.
За отсутствие конкретных дел будет конкретный спрос – Лукашенко. Подробнее тут.
Встреча не торжественная – разговор конкретный. Президент обозначил сразу: успехи всем известны, поэтому делаем акцент на просчетах и проблемах. По-другому их не решить. А действовать надо быстро и четко. И в качестве положительного примера Президент привел реакцию министра внутренних дел на вчерашнее ЧП.

Фото: president.gov.by
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Откровенно говорим о наших недостатках. И я в том числе. Что вообще никогда не принято делать ни в одном государстве. Если вы видели, вы должны, если анализировали, должны были заметить. Что бы ни случилось, всегда говорят хорошо. Но когда начинается конфликт или война, тогда все видно наяву. Ни на кого не намекаю, но вы это должны видеть и понимать. Я посмотрел на Кубракова [Иван Кубраков, министр внутренних дел Беларуси – прим. ред.]. Ну, молодец. То, что произошло, то произошло. Но через несколько минут, раньше скорой помощи, был министр там и на месте разбирался кто в чем виноват. Так должно быть, если мы хотим считать себя народным государством.
Резонансное преступление – вооруженное нападение на жилой дом совершили иностранцы. Все задержаны.

Даже стабильную ситуацию могут испортить недоброжелатели. Их хватает. Хватит и тех, кто в злорадстве потрет руки, услышав некоторые не самые приятные цифры, иллюстрирующие работу отечественной экономики. Но цель Президента именно такая: оголить, чтобы решить. На календаре вторая декада февраля. Уже сведены дебет и кредит 2025-го и известны итоги января. Буксует промышленный сектор: с середины минувшего года спад производства, который продолжился и в начале 2026-го. На ключевом, российском, рынке только Минпром не добрал в прошлом году миллиард долларов.

Василий Герасимов, председатель Комитета государственного контроля Беларуси:
Для создания видимости экспортной активности без оплаты осуществляются отгрузки продукции на склады в Россию – МТЗ, «Гомсельмаш», «АМКОДОР». Задолженность за технику годами не погашается. Не обеспечивается защита внутреннего рынка. Под видом продукции отечественного производства частники реализуют на десятки миллионов рублей строительную, пассажирскую, дорожную технику, собранную полностью из импортных комплектующих, при этом они же еще пользуются льготами. Так резидент Научно-технологического парка, поставляя китайские автобусы, уплачивал налог на прибыль поставки вдвое ниже, чем МАЗ. Поставщик строительной техники не уплачивает налог на прибыль, поскольку он числится производителем товаров в сельской местности, что позволяет успешно конкурировать с «АМКОДОРом».
Интегральный итог прошлого года – скромный рост экономики регионов и страны в целом. ВВП за 2025-й составил чуть больше 101 % при задании в 104 %. Проблема не только в производстве, но и в реализации: склады остаются заполненными продукцией на внушительные суммы. Часто, по мнению Президента, продажи замыкаются в основном на одном-двух рынках. При том, что страна имеет устойчивые экономические и дружественные связи в Африке, Азии, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Но туда поставляем только пятую часть нашего экспорта. А ведь это настоящий резерв, в который раз подчеркивает Александр Лукашенко.

Александр Лукашенко:
Наша многовекторность проистекает из экономики. Наиважнейший вектор всегда был и останется. Никто после нас, после меня или еще как-то, никто рынки свои никому не отдаст. Каждый борется за свои рынки, потому что это способ выживания того или иного государства. Многое как-то получается, приходится решать на личных контактах. Но везде сопротивление, везде борьба. Даже если кто-то что-то обещает, через месяц снова и снова надо пробиваться. Особенно в Африке это вижу. Они не хотят иметь дело с бывшими колониальными государствами и стремятся найти себе новых партнеров. Вот тут мы должны поработать. Здесь наше место. Мы высокотехнологичная страна. Мы многое можем делать. Я уже говорил, что страна определяется не размерами и численностью населения, а своими возможностями, прежде всего технологическими.
Мы проводили многовекторную политику и будем ее проводить. Только единственный заключается вопрос в том, что один вектор у нас остается, вы знаете его. Второй вектор у нас смещается южнее, на Африку, Азию, ну и в те страны, где нас ждут. При этом я хочу заметить, постоянно вам говорю об этом, ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов Европу.

При том, что склады забиты собственной продукцией, внутренний спрос на ряд товарных позиций не удовлетворен. Так, в прошлом году массово импортировались автобусы, грузовая, дорожная и строительная техника. Причем счет идет на тысячи единиц. Хотя все такие машины производятся в стране. Только по этим товарам можно записать себе в минус почти 400 миллионов долларов!

Александр Лукашенко:
При модернизированных «Камволе» и «Льнокомбинате» продолжаем завозить ткани-аналоги. Еще минус 35 миллионов долларов. К слову, по концерну «Беллегпром» это повсеместная картина. Доля отечественных товаров легпрома на внутреннем рынке менее 10 %. Зато поток импорта товаров легкой промышленности вырос почти на треть. В вашем распоряжении все рычаги. У вас и у губернаторов. Вплоть до административных. Почему не принимаете меры? За пять лет доля отечественных товаров на внутреннем рынке снизилась с 60 % до 54 %.
Чтобы твою продукцию покупали, нужны две составляющие: цена и качество. На первое напрямую влияют издержки. Тенденция прошлого года: почти в каждой отрасли они не просто не уменьшались – росли. Почему тема снижения затрат, себестоимости и экономии ушла из повестки правительства?

Александр Турчин, премьер-министр Беларуси:
Конечно, хотелось бы много сказать, но когда не выполняешь показатели, лучше помолчать. Как будем решать задачу по выполнению параметров 2026 года? Очевидно, здесь традиционно два направления – это экспорт и внутренний рынок.
Первое – экспорт. Задача – рост 103,7%. В основе – диверсификация поставок на рынки стран дальней дуги и СНГ. Соответствующие матрицы задач на 2026 год утверждены. Кроме того, мы закрепили конкретных должностных лиц за странами (77) и регионами (80 регионов) России. До послов довели персональные задачи в стране пребывания – от наращивания поставок до создания сборочных производств. Дифференцировали размеры финансовой поддержки по принципу: чем дальше рынок и сложнее продукция, тем больше поддержка из бюджета.
Запустили новый механизм экспортного кредитования отечественной техники через российскую дочку «Промагролизинга». В ближайшее время по этой схеме планируется первая отгрузка порядка 100 троллейбусов в Санкт-Петербург на общую сумму до 90 миллионов рублей.

Что до качества, то к нему в тематической пятилетке нареканий быть не должно. А пока так: в прошлом году у крупного белорусского производителя электротранспорта количество поставленных на линию дефектных единиц увеличилось почти на 40 %. У каждого второго гарантийного комбайна, выпущенного на юге Беларуси, разные причины отказа в работе.

Александр Лукашенко:
Одно время у нас стало модно рассуждать, что надо учитывать не только количественные, но и качественные показатели. Давайте рассмотрим некоторые из них, пятилетка качества же продолжается. Сегодня министр промышленности провалил качество техники, а завтра из-за его недоработок будет страдать министр сельского хозяйства, у которого спрос за посев и уборку урожая.
Самая острая для каждого белоруса тема – инфляция. На 15 % выросли цены на свинину, на 12 пунктов – на говядину, на 11 – на рыбу. Подорожало и молоко, и сливочное масло, и гречка, и морковь с капустой. При том, что Президент привел пример: некоторые фермеры в Лунинецком районе не знали, куда девать эти овощи.

Александр Лукашенко:
Люди кушают продукты, а не статистику. Поэтому контроль за ценами должен быть жестким, а их формирование справедливым. А вот действительно, то, что жалуются люди на продовольственные товары, – вот это прежде всего проблема.
Николай Снопков, первый заместитель премьер-министра Беларуси:
А на что с продовольственными? Жалоб нет, сеть наполнена.
Александр Лукашенко:
Нет? Уже все хорошо? Ну так и не будем систему по продовольствию вводить твою.
Николай Снопков:
Александр Григорьевич, по насыщению жалоб нет, а цену-то контролировать надо.
Василий Герасимов:
Есть. По четырем областям. Из 44 объектов, которые посмотрели с утра, в 14 не было наших огурцов и в 14 наших помидоров.
Александр Лукашенко:
Помидоры подорожали на 111 % в январе, огурцы 106,6 %, даже соль 105,3 % подорожание. Ну на что соли не хватает? А вы мне обещали еще при, Заяц работал. «Мы досветим», досветили?
Николай Снопков:
Александр Григорьевич, а у нас нет сейчас того, что огурцы белорусские огурцы превысили предельные цены, которые установлены. Инфляцию дал российский. Потому что на данный момент есть недостаток с одной стороны, с другой стороны, и я просил КГК и ФБ, чтобы включились они не в розницу, а к нашим теплицам, которые на данный момент лукавят и везут огурец в Россию, потому что там ценник больше.
Александр Турчин:
Александр Григорьевич, мы на прошлой неделе были вот в «Доросе», значит, у нас сегодня по тепличному огурцу потребность в межсезонье закрыта более чем на 140 %. Мы обеспечиваем огурцом отечественным в межсезонье полностью потребность внутреннего рынка.
Александр Лукашенко:
Будем сидеть в кабинете по телевизору, видеть там цены и так далее, а люди в это время жалуются.
Николай Снопков:
Александр Григорьевич, мы реагируем сразу же.
При том, что продуктов питания Беларусь производит с избытком. В прошлом году невзирая на погодные катаклизмы, аграрии сумели собрать рекордный урожай. И заработать на продаже продовольствия за рубеж, впервые в истории суверенной страны, 10 миллиардов долларов. Только эти успехи смотрятся не так внушительно, когда знаешь, что отрасль сильно закредитована, а производители никак не могут уйти на «свои хлеба»: государство по-прежнему направляет в АПК значительные финансовые ресурсы на покупку техники, удобрений, горюче-смазочных материалов. К слову, Комитет государственного контроля предложил ввести административную ответственность за неэффективное расходование бюджетных средств. Правительство возражает, но у контролеров убедительные аргументы.

Василий Герасимов:
При падении объемов производства и экспорта в 2025 году на многих предприятиях зарплаты отдельных руководителей и ответственных за сбыт наоборот выросли к уровню 2024 года. Свыше 150 госорганизаций израсходовали около 30 миллионов рублей на аренду техники. При этом в ряде случаев купить технику было дешевле, чем арендовать.
К примеру, чем руководствовались филиалы Минского «Облгазстроя», когда выплатили частнику более 6 миллионов рублей за аренду самосвалов? Хотя могли купить свыше двух десятков таких самосвалов сами. Переплачивают и за услуги. За три года 150 госуреждений выплатили не менее 45 миллионов рублей за найм персонала.
Нельзя было найти работников самим. Жесткая экономия средств проводится слабо. В 2025 году по всем отраслям регионов только комитетом выделены резервы экономии свыше 185 млн ₽. Куда только не тратят средства наши госпредприятия? Автомобили в люксовых комплектациях, дорогостоящие фонтаны, услуги дизайнеров, приостанавливаем и отменяем эти закупки.
Например, Мингаз. Закупил одиннадцать минивенов электромобилей, имеющих просторные салоны сдвижные задние двери за 1 миллион рублей. Для обхода ограничений из автомобилей был просто демонтирован второй ряд сидений и установлены специальные полки.
Бесхозяйственность – тема, которая, кажется, уже набила оскомину. Исправить ситуацию с падежом скота – поручение, которое неоднократно в 2025-м звучало от Президента. И вот очередной анти-рекорд – более 19 тысяч павших голов только за один месяц.
Глава государства обратил внимание на недостатки в севе озимых. В прошлом году в трети хозяйств под новый урожай не внесли минеральные удобрения или, если внесли, то всего 20 % от потребности. Не говоря уже о том, что в установленные сроки этот сев не завершили ни в одной области. Под нынешние весенне-полевые работы накопление удобрений опять буксует: на 200 тысяч тонн меньше, чем годом ранее. Как с такими подходами получить запланированные 11,5 миллиона тонн зерна?

Несмотря на поручения Президента, земли зарастают кустарниками. Ежегодно в неудобицы превращаются 800 тысяч гектаров. А это территория 22 городов, сравнимых с Минском! И цифра не меняется в меньшую сторону уже минимум пять лет. Президент поручил убрать кустарники, завезти органику, торф и сделать эти угодья землями сельхозназначения. А без указки даже в таких элементарных вещах никак?

Александр Лукашенко:
Правительство тонет в бюрократии и грешит отсутствием оперативности. Ну, я уже говорил, как министр закупал регулятор роста рабства. Рапс под снегом, а он еще проект указа какой-то готовит. Президент распорядился, надо бегом бежать привозить эти химикаты в страну, а он зимой пишет указ, как Как регулирует? Что он будет регулировать?
Капуста, как он говорит, выросла на поле вместо рапса – капуста, листья вот такие. Ясно, что перерастает. Регуляторов нет в половине. Почти каждый крупный системный документ требует повторного обсуждения или доработки. Но я уже не доверяю правительству, особенно по денежным, экономическим вопросам, вы видите, постоянно собираю исполнителей и членов правительства и обсуждаю у Президента тот или иной указ.
И почти все указы Президента возвращаются на доработку. То есть мы вместе, обсуждая, находим слабые места в этих проектах.
Такой подход чреват последствиями и мы о них помним.

Александр Лукашенко:
Кто-то будет плакаться, кто-то будет завывать, как я говорю. Кто-то еще что-то будет говорить. Премьер-министр будет показывать, как героически мы трудились, но ничего не получилось. А может быть, будут себе приписывать что-то доброе, хорошее и так далее. Я с этим не согласен. И часто, очень часто говорю, кто поближе тут. Вы забыли 2020 год. И если вы думаете, что 2020 год – это там внешние враги какие-то… Да нет, если бы не было внутренней нашей соответствующей ситуации, никакие бы враги сюда не влезли. А если б влезли, то мы бы их пресекли в первые дни.
Заскорузлость и нежелание смотреть шире – вот частая причина неудач. Вместо результата – показуха.
Александр Лукашкенко:
Вы что, так будете и дальше жить? Увидел где-то, что там Президент пнул, не пнул, ну и хорошо.
Недавно еду к военным на полигон. Следом, уже с большой злостью, направил туда председателя Комитета госконтроля. Это ужас какой-то. Как будто у нас нет дорожников. ДУ есть? Есть. ДРСУ есть? Есть. Их же никто не ликвидировал. И деньги они получают от вас, губернаторы. Еду – корыто. Очистили снег, налево-направо сбросили. Потом дождик, и получился барьер «железобетонный».
Что произойдет: вот сейчас пойдут дожди, оттепель и образуется корыто – вода будет на асфальте. Мы разрушим все дороги. Неужели нельзя было столкнуть снег не на обочину, а туда в откос, чтобы вода стекала всю весну, когда будет таять снег. У нас что, дорожники этого не знают? Или у нас вице-премьера нет, который этим занимается?
Разрыли Жодино это. Тоже – показуха, Президент же будет ехать. Трубы таскают, кабель тянут какой-то и прочее. Я думаю: ребята, а вы что, в октябре-ноябре не могли?
В чужом глазу соломинку видим, а в своем… И на наш, журналистский, счет принимаем конструктивную критику от Президента. Пятилетка качества – она и про СМИ.

Александр Лукашенко:
Наша самоуспокоенность, наблюдаю это и сейчас, везде. На первое место выдвигаются средства массовой информации. Вы знаете мое отношение к СМИ. Война идет на поле СМИ. И я вот смотрю новый канал, БТ-1, 2, 3 и прочие… Слушайте, новый новостной канал: неделя прошла, новость была неделю тому назад (к примеру: Трамп еще не решил, что делать с Ираном). Ребята, да это он неделю тому назад сказал. Неужели это главная новость? И везде так. Вот эта заскорузлость, безответственность людей.
Легко не будет. Зато и на хлеб заработаем и мир обеспечим. Так что раздеваемся и работаем. Без пафоса, концентрируясь на ошибках и равняясь на лучших.