Лукашенко: мы должны не кланяться немецким автомобилям, а достигать этого уровня

Сделать все, чтобы удовлетворить спрос населения на отечественные авто. Такое поручение правительству сегодня озвучил Александр Лукашенко в ходе рабочей поездки в Борисовский район. Президент посетил завод «Белджи», сообщили в программе «Беларусь.Новости».

ПРБ Белджи

Предприятие работает успешно. Объемы продаж растут как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Главная задача, на которую Президент ориентирует производителя – локализация. Во время посещения завода обсудили планы выпуска электрокаров и в целом перспективы развития отечественного машиностроения.

Продолжит Александра Качан.

Огромная парковка под открытым небом. Авто только с конвейера. Отсюда и начинается экскурсия для главы государства.

Ровно столько автомобилей завод выпустил за три дня. Продукция на складе не задерживается. На эти машины большой спрос. А ведь 2017-м, когда «Белджи» открывали, мало кто верил в то, что этот автомобиль станет любимым и народным. Глава государства тогда ставил задачу продавать хотя бы 60 тысяч единиц в год. Сегодня реализуют больше.

ПРБ Белджи

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Мы птица, летящая, может быть, не на одном крыле, а на полутора крыльях. Грузовики, самосвалы и прочее, автобусы – классно, мы делаем. В этой линейке не хватает одного – легкового автомобиля, который мы начали делать. Это Geely. Очереди бешеные. Люди хотят покупать этот автомобиль. Правительства главная задача и министра – кровь из носа удовлетворить спрос. Надо, насколько это возможно, увеличивать производство легкового транспорта. У нас два направления, насколько я понимаю: Geely (база здесь) и Hongqi (ЮНИСОН). А то мы сейчас бросимся на все эти марки в мире, завтра и Ford, и Mercedes что-то предложат, и Toyota, и Nissan. И пошло-поехало. Надо определяться и действовать.

ПРБ Белджи

«Белджи» начинал с выпуска трех моделей. Сегодня ряд расширили до пяти – четыре вида кроссоверов и один седан. В прошлом году завод успешно получил лицензию на выпуск популярного Х50. Кстати, именно этот продукт – хороший пример работы производителя в области импортозамещения автокомпонентов и материалов.

ПРБ Белджи

Геннадий Свидерский, директор СЗАО «БЕЛДЖИ»:

Рынок легковых автомобилей такой, что каждые три года нужно менять модели.

Александр Лукашенко:
Что значит менять модели?
– Мы запустили три модели. Мы запустили завод на трех моделях: 1 седан и 2 кроссовера. В 2020 году мы все эти машины сняли с производства и запустили новые.
– Но это новые кузовы или полностью…

– Новый кузов, новая начинка, новые функции, то есть это абсолютно новый автомобиль. А в 2022 году еще столкнулись и с санкциями. Пришлось в 2022 году поменять материалы и автокомпоненты, чтобы сохранить здесь производство. Поэтому спасибо за вашу поддержку в 2022 году. Там было все «или-или». Но это позволило нам провести комплекс работ по модернизации и выйти в 2023 году даже с превышением тех задач, которые вы нам обозначали в мае.

Продажи на внутреннем рынке выросли втрое. Объемы поставок в Россию увеличились в два раза. Главная задача, на которую ориентирует Президент – локализация производства и выпуск собственного автомобиля.

Геннадий Свидерский:

Мы собрали здесь всех. Фактически раздали, что необходимо, сказали, какие есть цены, что мы готовы проводить испытания, если они готовы. И чтобы не оставаться в стороне от этого процесса, мы посмотрели, что у нас на заводе есть лишнее – дополнительные земельные участки, поэтому решили, что пластмассовые детали мы сделаем еще у себя, чтобы фары и бамперы, крупногабаритные детали сразу поступали на конвейер.

Спрос рождает предложение. Сейчас на заводе планируют модернизацию. Объемы выпуска расcчитывают увеличить почти в два раза – до 120 тысяч автомобилей в год.

Для расширения производства нужно больше рабочих рук. За последний год штат расширили – коллектив вырос с 1 200 до 1 500 человек. Но и этого мало. Отсюда – обращение к Президенту о регулировании Трудового кодекса. Сотрудники и хотели бы работать больше за дополнительную плату, разумеется. Но профсоюз занял принципиальную позицию.

Геннадий Свидерский:
Мы столкнулись с такой проблемой, что Трудовой кодекс даже при согласии работника, даже при двойной оплате ограничивает нас, и я хотел бы поддержать здесь, потому что наши работали один день в выходной.
– Значит вносите срочно предложение.

В этом году «Белджи» планирует лицензировать еще две модели – Х70 и S50. А образец 2023 года Х50 передали в НАН для создания на его базе отечественного электромобиля.

ПРБ Белджи

Петр Пархомчик, заместитель премьер-министра Беларуси:
В этом году произведем опытно-промышленную партию, есть такая договоренность в пределах 5-10 машин, чтобы подтвердить все те заложенные технические решения конструкторов.

Александр Лукашенко:
В этом году вы сделаете 10 машин с этими комплектующими?
– С этими комплектующими… Параллельно запускаем создание технологических мощностей на тех предприятиях, к которым мы с министром вместе обратились.
– Когда запустите?
– Постараемся этот вопрос решить…
– Короче, не знаешь!
– Знаю-знаю!
– Так ты говори, что ты мне тут…
– Александр Григорьевич, приобретение оборудования…
– Я спрашиваю, когда?
– В первом полугодии 2025-го года должны завершить все работы.
– Раз вы знаете, ваша задача 1 января 2025 года вы должны в основном это все сделать, а через год в это время мы с вами вернемся уже на новом могилевском заводе, где будут все это изготавливать и будут ваши машины. А то вы мне будет тут гадать, рассказывать, какие-то зазоры. Вот вам год, покупайте станок, который вам нужен, ставьте и начинайте делать.

ПР

Производство электротранспорта – перспективное направление в развитии машиностроения. О нем говорили уже в электробусе МАЗ. На организованной выставке последние образцы отечественного автопрома. Здесь и электрокары и гибриды.

ПРБ Белджи

Это чисто аккумуляторная машина с запасом работы от 2 до 4 часов в зависимости от конфигурации…

Александр Лукашенко:
То есть четыре часа отработал…
– Пошел на быструю заправку, 20 минут постоял и опять поработал. Экономия около 400 тысяч долларов в год по 
разнице в стоимости дизельного топлива и электроэнергии.
– Сколько?
– 400 тысяч долларов! То есть она стоит дороже обычной дизельной как раз на 400 тысяч.
– Есть заказы из Российской Федерации. А здесь окупаются.

В целом отечественный автопром демонстрирует хорошие результаты. В прошлом году показали рекордный за последние 20 лет объем экспорта.

Геннадий Свидерский:

В прошлом году – это самая дешевая машина, 49 500. И ее купили и сельсоветы...

Александр Лукашенко:
– Коробка какая здесь?
– Здесь есть две модификации… Есть механика и робот. Но сейчас мы сделали машину, где уже будет автомат и будет подогрев сидений. То есть мы сделали кое-какие вещи, которые для нашего рынка нужны.
– Привод полностью разработан в нашем институте [НАН Беларуси – прим. ред.], батарея и электроника тоже сделана специально…
– 400 километров пробег.
– Сколько?
– 400 километров пробег, стоит он пока что 156 тысяч.
– Это экспериментальный образец.

В этом году произведем опытно-промышленную партию, есть такая договоренность в пределах 5-10 машин, чтобы подтвердить все те заложенные технические решения конструкторов.

ПРБ Белджи

О будущем завода, его развитии говорили в ходе общения Президента с коллективом. Александр Лукашенко обозначил – приехал обсудить именно перспективы.

Александр Лукашенко:

Цель моего приезда – перспектива. Пока я Президент, мы этот завод не бросим. Это мой ребенок отчасти, мы с вами родили его. Будем его совершенствовать, растить, обучать и так далее. Это достояние нашего белорусского человека. Мы это сделали, и будем двигаться вперед. Предприятие состоялось. Не будем себя перехваливать и захваливать: большой путь нам еще надо пройти, чтобы не таскать комплектующие со всего мира и прежде всего из дружественного нам Китая. Спасибо им, что помогли нам создать такое предприятие. Сейчас мы уже созрели, чтобы делать автомобиль по максимуму белорусский.

Поэтому главная цель – куда будем двигаться со своим автомобилем. Но то, что у нас легковой автомобиль будет востребован, на него будет большой спрос, и мы его будем производить как Mercedes, BMW и прочие с той же локализацией... Я не говорю там по качеству достигнем. Может, мы лучше будем производить автомобили. Чего тут нам кланяться немецким автомобилям? Они хорошие. Надо достигать этого уровня. Поэтому мы будем идти в этом направлении. Локализовывая настолько, насколько можно.

ПРБ Белджи

Интересовались работники и перспективами продления программы льготного кредитования для покупки отечественных авто. Она и сейчас в действии. А принималась для того, чтобы в свое время раскрутить производство. Александр Лукашенко откровенно признался, что не в восторге от этой идеи. Товар люди должны покупать за реальные деньги.

ПРБ Белджи

Александр Лукашенко:

Чтобы создать это предприятие и раскрутить спрос, я пошел на то, чтобы предоставить эту программу. Пока мы не отменяем ее [программу кредитования – прим. ред.]. Будем смотреть, как вы будете работать, будем считать деньги. И если ситуация будет более-менее терпимой, мы будем этой программы придерживаться. Но в данной ситуации, по отношению к нашему населению и когда очередь стоит за автомобилями, это неправильно. Нигде в мире этого нет. Цель моя была дать деньги (льготы фактически) и раскрутить спрос. Мы этой цели и достигли – спрос бешеный. Надо эти механизмы отменять. Пока не будем. Да, это выгодно для людей, но это не ахти какие огромные деньги. Пока экономика наша терпит.

А следом – неожиданный вопрос от многодетного отца.

Сегодня Интернет все больше втягивает наших детей в свою сеть. Они вообще задействованы, все время сидят в сети. Как нам...

Александр Лукашенко:

Как вытащить детей из сети?

– Не из сети, из Интернета. Вы как отец, глава государства...

– Лучше не вспоминай, как отец. Такой, как и ты. У меня тоже сидит. Ну старшие – меньше. А младший постоянно там, но пользы от него много. Он мне приносит всю информацию. Папа, посмотри, народ пишет. Надо, чтобы ребенок твой был в жизни задействован так, чтобы у него времени не было для этого. Ты сам должен показать своему ребенку, каким он должен быть. Делай как я: ты впереди – он за тобой. Ни в коем случае не балуйте детей. Сделайте так, чтобы они были заняты, чтобы они трудились.

Продукция Белджи нравится людям и пользуется спросом. Производство будет расти качественно и количественно. Сегодня Президент ставит перед коллективом уже новые задачи. С полным пониманием: то, что было задумано – выполнено. И, вопреки всем сомнениям и скептическим прогнозам, успешно работает, строя амбициозные планы на будущее.