Работа антикризисных управляющих и заработная плата. Какие темы Лукашенко вынес на обсуждение с Совмином?
Ключевые экономические вопросы 6 февраля были на повестке дня во Дворце Независимости. Президент провел совещание с руководством Совета Министров. Спектр тем широкий: от выплаты заработной платы и ужесточения торговли электронными сигаретами до падежа скота. В каждом из этих злободневных вопросов глава государства требует от исполнительной власти конкретных, ответственных решений, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Особый фокус внимания на работе антикризисных управляющих и их персональной ответственности за то, чтобы предприятия, которым грозит банкротство, оставались на плаву и сохранялись рабочие места.
Александра Качан продолжит.
Важные экономические вопросы и широкий состав участников. На совещании у Президента сегодня руководство Совета Министров и губернаторы. На повестке три темы, которые касаются каждого белоруса и целых коллективов.

Фото: president.gov.by
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Во-первых, Институт управляющих. Очень хотелось бы, чтобы докладчик по этому вопросу, министр экономики, доложил нам, откуда сие явление пришло в Беларусь, что оно означает. И самое главное – зачем оно нам.
Вторая тема сегодняшнего разговора – заработная плата и вознаграждение. Я работал директором, многие здесь руководителями работали. А какая была проблема вообще-то с начислением заработной платы и получением вознаграждений? Вроде никаких проблем не было.
И третья тема – нетабачные изделия. Какие-то новые системы курения.
Работа антикризисных управляющих, выплата заработка. Темы совещания Лукашенко с Советом Министров
Тему выплаты зарплат и вознаграждений подняли не случайно. В понятной всем и отработанной схеме, оказалось, есть проблемы. А любые сбои в этом процессе – вопрос финансовой стабильности людей.
Александр Лукашенко:
Казалось бы, в стране выстроена четкая система, благодаря которой каждый получает плату за свой труд. И если мы что-то пообещали и не выплатили, куда человеку идти? Как защитить тут вот свои интересы? Он вынужден идти в суд, искать на это деньги, отрываясь от семьи, детей, тратить нервы, время и прочее. Как меня информировали, в парламент внесены инициативы, предусматривающие усиление мер ответственности за невыплату заработной платы.
В зоне риска чаще оказываются те, кто работает по договорам подряда. Обратиться за помощью, не только консультативной, работник, которому не выплачивают зарплату, может в Департамент госинспекции труда. Такая система в стране действует уже несколько лет. И эффект от нее есть: за время действия указа восстановлены права 226 тысяч работников, на сумму 68 миллионов рублей. Сегодня речь и о дополнительной защите.

Андрей Лобович, министр труда и социальной защиты Беларуси:
Мы видим тенденцию к увеличению обращений граждан в Департамент госинспекции труда по вопросам необеспечения выплаты вознаграждения в результате таких договоров. Соответственно, назрела необходимость регулировать и в рамках гражданско-правых договоров вопросы невыплаты вознаграждений по аналогии, как и невыплаты заработной платы. Вот это предложение рассматривается. Также практика показала, что отдельные недобросовестные юридические лица злоупотребляли нормами указа в плане того, что сами заявляли в органы Департамента о том, что они не могут своевременно обеспечить выплату заработной платы, хотя при этом имели на то возможности. Тем самым уходили от ответственности в форме штрафа за несвоевременное обеспечение. Эти нормы мы тоже подкорректировали. Сегодня Президентом были поддержаны эти предложения. В любом случае, даже если само юридическое лицо сообщит о фактах несвоевременности, оно будет все равно привлечено к административной ответственности.

Еще одна тема сегодняшней повестки – урегулирование неплатежеспособности организаций. Два года назад в этой сфере был принят закон. Который предоставил госорганам дополнительные возможности для более активного применения инструментов антикризисного управления. Ключевой целью этой меры было из банкротства выйти на оздоровление предприятий. Пришло время ответить на вопросы: как институт антикризисных управляющих работает на практике? И эффективен ли контроль?
Александр Лукашенко:
Юрий Адамович, если просто говорить, есть предприятие, работало, работало, доработалось до того, что дальше не то что в расширенное воспроизводство, как у нас, у экономистов, простое производство не могут осуществлять. Это предприятие у Кухарева, в Минске, допустим, много, у какого-то главы администрации района. И мы сегодня думаем – а что с ним делать? А иногда не думаем. Ну, допустим, думаем. Пришли к выводу, что туда, на это предприятие, чтобы оно дальше работало, мы же не заинтересованы, власть, в том, чтобы предприятие уничтожено было. Мы направляем некоего представителя власти. Чеботаря, допустим. Представителя направили. В закон это мы записали. Чеботарь туда, когда у него есть время или устал, чтобы как-то разгрузиться, когда-то съездил, когда не съездил. Он же представитель, а не директор. Встает вопрос. Я не управляющий, я не директор. Я непосредственно за это не отвечаю.

Антикризисные управляющие проходят обучение на базе БНТУ, регулярно подтверждают и повышают свою квалификацию, есть своя градация по категориям. И работать они должны в тесной связке с местными органами власти.

Юрий Чеботарь, министр экономики Беларуси:
За два года работы закона в новой редакции мы посмотрели, практика показала, что во многом управляющие, антикризисные управляющие, к ним появились вопросы со стороны различных органов, и контролирующих, в том числе и нашего Министерства, где-то злоупотребление, нарушение законодательства. Поэтому этот вопрос и был вынесен сегодня на рассмотрение у главы государства для того, чтобы, первое, навести порядок, и второе – выработать четкие, понятные требования к таким управляющим. И с помощью местных властей приводить предприятия в порядок. Крайний случай – это ликвидация предприятий. И здесь самое главное – это удовлетворение требований, прежде всего по заработной плате, перед бюджетом. Это святое. И, конечно, на это мы тоже будем смотреть, когда будем вносить предложения по проекту закона.
На каждом проблемном предприятии, по сути, должен работать антикризисный управляющий. На совещании звучит конкретный пример – сельхозпредприятие «Городец» в Могилевской области, где Президент поручил навести порядок.
Александр Лукашенко:
Все гадают, что делать с «Городцом». Премьер предложил, давайте энергетики, пусть за них отвечают, за это хозяйство тем более. Во времена Кушнаренко они хорошо себя показали, энергетики. «Сипаково-Агро» в Шкловском, это твое было. Где я и увидел первый раз Кушнаренко, посетив это хозяйство. Идеальное. В советские времена такого не было. Ну вот он говорит, давайте отдадим, там есть возможность, это же энергетики. Назаров уперся, это мое, дело моей чести, я тут это сделаю, я покажу как надо. Зачем мне эта показуха? Вчера я допрашивал Исаченко, или позавчера. У него совсем иная точка зрения. Третья точка зрения. Но он там на месте, ему виднее. Кстати, он работал там, в этом «Городце» несчастном. Но дело не только в «Городце». Но «Купаловское», там лучшие земли и лучшее хозяйство объединены. Чего вы туда управляющего не направили? Вот вам управляющая компания, управляющий антикризисный и прочее. Нахомутали под какую-то рыночную экономику, которой никогда не было и не будет. Везде нужно управлять, контролировать.

На совещании затронули и тему, которая все также остается актуальной для агропромышленного комплекса страны – рост падежа скота.
Александр Лукашенко:
Губернаторы, по-моему, все здесь. Мы сейчас и послушаем после всех этих рассуждений антикризисных управляющих. Это значит, что надо антикризисных управляющих везде назначать. А чем заниматься будет губернатор Гродненской области, который аж 20 % добавил падежа? Почти 1 000 голов добавил к прошлому году в январе. Вы что там, или в армии не служили? Присаживайся. Я с тебя спрашиваю. Это у тебя не самый тяжелый показатель. У нас есть еще гвардейцы, дай бог. Но как это, в Гродненской области падеж скота с плюсом? Я только о плюсе говорю. Или вы меня, ребята, не слышите, или вы устали от работы? Ну так вы скажите. И как Исаченко говорит: Александр Григорьевич, мы по году выровняем. Как выровнять, если уже тысяча погибла? Как? Я вот не понимаю, как тут выровнять можно?
«Или меня не слышите, или вы устали от работы». Лукашенко – губернаторам о проблеме падежа скота
Рачительно к работе нужно подходить в любой сфере, не только в АПК. Так и по-хозяйски, и эффективно. Это про страну, отдельный регион и каждое предприятие. Важен такой подход и в отношении собственного здоровья. Об этом сегодня тоже говорили. Только не в разрезе медицинской составляющей, а личной ответственности. О привычках тех, которые губят.
Александр Лукашенко:
Медики бьют тревогу из-за растущей популярности электронных сигарет, особенно среди нашей молодежи, студентов и школьников. Все чаще звучат призывы ограничить и даже тотально запретить их производство и оборот. Не сформируем ли подпольную какую-то торговлю? Помню, когда мы вводили эти электронные, стоял вопрос, что в России эта зараза уже существует. Границ у нас нет. Мы можем не вводить. Но кому мы добро сделаем? Оттуда завезут. Уже завозили сколько хотели и сколько надо. Ну, решили выровнять ситуацию. Или нет? И вдруг появляется эта тема. Я так понимаю, что мы должны сегодня принять решение, быть или не быть.
Я вообще-то в куреве слабо разбираюсь, как и в алкоголе. Поэтому хотелось бы от специалистов, которые или курят, или вникли в эту тему, чтобы объяснили, что это такое. Говорят, что это хуже, чем табак. Послушаем и примем соответствующее решение. Самое главное, я категорический противник как алкоголя, так и курения. Но курение – это ужас. Ну выпил там 100 грамм… Кто не пьет? Пьют. А курить – гробить свое здоровье, когда медики уже точно знают, что рак легкого – первопричина – это курение. Попробуем найти равновесие. Давайте обсудим и примем, как я уже сказал, соответствующее решение.
Здоровье, в первую очередь, – забота каждого из нас. И каждый волен выбирать. Потому запрещать электронные системы в Беларуси на будут, но вот продажу их упорядочат.

Артур Карпович, министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси:
Мы на стадии ввоза изделий сюда, в страну, жесткий фильтр включаем. Мы запрещаем широкому кругу заниматься оптовой торговлей этих изделий. При этом по максимуму сохраняем рабочие места и ужесточаем лицензионные требования. Этот процесс еще обсуждается, какие требования будут ужесточены в части реализации в розницу. Но на сегодняшний день не секрет, что у нас в этой сфере имеются проблемы. Масса островков, зачастую очень сложно с ними бороться. За прошлый год только Министерство антимонопольного регулирования и торговли промониторило порядка пяти сотен этих островков. 70 % реализовывают товары ненадлежащего качества. Есть вопросы, конечно, но меры ответственности, которые применяются к субъектам хозяйствования, они недостаточно жесткие, поэтому через два дня субъект опять начинает продавать то, на чем зарабатывает хорошие деньги.
От выплаты заработной платы до лицензирования торговли электронными сигаретами. Вопросы, которые сегодня звучали во Дворце Независимости, на первый взгляд, имеют мало общего. Но вот решения по ним напрямую скажутся на благосостоянии и комфорте людей.