Вы были настоящим мужиком – Лукашенко поблагодарил Гросси за поддержку во время строительства БелАЭС
«От нового технологического уклада – к новому мировоззрению». «Мировая атомная неделя» проходит в Москве. Это крупнейшее международное событие в индустрии. В 2025 году его приурочили к 80-летию атомной промышленности России. Участие в форуме 25 сентября принял и наш Президент. Вместе с другими высокими гостями, еще до начала пленарного заседания, глава государства осмотрел экспозицию павильона «АТОМ». И провел встречу с премьер-министром Эфиопии Абием Ахмедом Али, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Каковы мировые перспективы развития атомной отрасли и появится ли Беларуси вторая АЭС? Подробности насыщенного дня – в сюжете.
Когда-то Советский союз первым в мире запустил атомную электростанцию. Сегодня ядерные реакторы для электроэнергии используют чуть более 30 стран. И Беларусь входит в этот элитный клуб. На Глобальный атомный форум приехали представители более 100 государств. И такой масштаб дает возможность поговорить не только о центральной теме.
Первая встреча на полях Глобального атомного форума с премьер-министром Эфиопии Абием Ахмедом. Сегодня этому африканскому государству нужна модернизация селхозпроизводства. И здесь мы можем взаимовыгодно посотрудничать. В прошлом году товарооборот между нашими странами превысил 26 миллионов долларов. Но потенциал куда больше. Эфиопия с населением около 130 млн человек – это огромный рынок. И для нас он может стать воротами торговли со всей Восточной Африкой.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
У нас выстраивается по нашей программе, и даже не программе, а по нашим предположениям, неплохая повестка наших взаимоотношений. Мы вроде бы обозначили направления, по которым мы можем и должны сотрудничать. Мы знаем, в чем нуждается Эфиопия, то, что есть у нас. Мы хорошо знаем, в чем нуждаемся мы, и это есть в Эфиопии. Надо нам углубляться, надо доводить товарооборот до серьезных объемов, потому что наши экономики на это способны.
Мы с вами договорились, и это надо оперативно сделать, может быть, до конца года, надо создать план. Или, как у нас модно говорить, дорожную карту нашего сотрудничества – Беларуси и Эфиопии. И прописать не только направления, но и конкретные цифры, на которые мы должны выйти, начиная от общего товарооборота до поставки нашего оборудования, техники в штуках, единицах. И наоборот – поставках Эфиопии в конкретных измерениях в Беларусь.
Александр Лукашенко принимает участие в Глобальном атомном форуме в Москве
Сам форум проходит в знаковом месте: музее «АТОМ» на ВДНХ. Там находится самая большая и современная в России экспозиция, которая рассказывает об истории освоения атомной энергии от начала советского атомного проекта и до наших дней. Площадь павильона как три с половиной футбольных поля. Есть и белорусский стенд, где главное место занимает проект по сооружению и вводу в эксплуатацию БелАЭС. Глава «Росатома» лично провел экскурсию для руководителей государств, рассказал о нюансах. А уже за круглым столом лидеры делились своим видением развития энергетики.
Владимир Путин, Президент России:
Первое решение в Советском Союзе по развитию атомной энергетики состоялось 28 сентября 1942 года, когда шла Отечественная война и еще не были известны результаты самого, может быть, драматического периода Великой Отечественной войны. Шла Сталинградская битва, она не закончилась, а Государственный комитет обороны принял решение об организации работы по урану. Работа началась.
Заинтересованность мирным атомом – глобальный тренд. Буквально накануне на Генеральной ассамблее ООН Дональд Трамп дал понять: Америка больше не будет финансировать зеленые проекты. И намерена вернуть себе лидерство в мировой атомной энергетике.
Дональд Трамп, Президент США:
Мы избавляемся от так называемых возобновляемых источников энергии, ложно называемых. Это просто насмешка какая-то. Они не работают, они слишком дорогие, их недостаточно для того, чтобы работали заводы, чтобы восстановить величие вашей страны. Ветер не дует в таких объемы, эти ветряные мельницы – это просто смешно. Их дорого обслуживать.
Ветер перемен подул и в сторону наших ближайших западных соседей. Хотя в 2012 году Литва устроила информационную войну против Беларуси. БелАЭС еще не построили, а ее уже объявили угрозой безопасности всего европейского пространства.
Фото: president.gov.by
Александр Лукашенко:
И хочу вас, господин Гросси, поблагодарить за то, что вы были настоящим мужиком, настоящим человеком. Наша станция, Вы помните, была серьезно политизирована. И не там строим, и не то строим, и американцы против, а европейцы вообще были в бешенстве. Вы много раз бывали на этой станции, но вы в открытую перед журналистами говорили: не нападайте на Беларусь, они строят с россиянами самую продвинутую станцию. Вопросов нет! Но, если вы ставили перед нами вопросы, мы их всегда реализовывали.
Вот сегодня присутствует здесь бывший министр, ныне вице-премьер нашего правительства, который отвечал непосредственно за строительство этой станции. Вы сделали огромное дело. Вы никогда не подставляли нас с россиянами, не заставляли нас оправдываться. Вы были искренним и порядочным человеком. Поэтому Владимир Владимирович сказал: если господин Гросси захочет быть руководителем ООН, почему мы будем возражать? Спасибо Вам огромное за все то, что вы сделали. Все, что прожил человек в прошлом, работает на его будущее. Это касается прежде всего Вас.
А Вам, Владимир Владимирович, спасибо за науку, спасибо, что Вы сделали нашу страну по-настоящему ядерным государством. Не жалея никаких секретов, соблюдая международное право, принципы. Готовы действовать и дальше, не только в Беларуси, но и на международной арене, помогая строить станции. Мы умеем уже делать все.
И пусть громкие заявления не подкреплялись никакими доказательствами, обиженная прибалтийская соседка демонстративно отвернулась от нашего экспорта. И решила тянуть по дну Балтийского моря сверхдорогие кабели из Швеции и Финляндии. Но самое главное: эти две страны ведь тоже получают большую часть своей электроэнергии на атомных станциях. Получается, политические интересы оказались выгоднее дешевых киловатт? Впрочем, когда атомные страсти поугасли. Литва, громче всех кричавшая о ядерной опасности, поменяла свои принципы. И даже задумалась о строительстве собственных реакторов. В общем, пришла к тому, с чего начинала. А Беларусь, тем временем, полностью обеспечила себя электроэнергией.
Фото: president.gov.by
Александр Лукашенко:
Мы создали самую современную (я этим горжусь), самую красивую атомную станцию. Она сегодня работает. Всякое было, и отладка, и наладка, и новое, и западники прекращали нам поставлять какое-то оборудование. Россия на марше делала замену, и мы совершенствовали работу станции уже, с Алексеем встречаясь там не единожды.
Поэтому, Владимир Владимирович, огромное спасибо за принятое решение. То, что творит сегодня Россия в этом плане, в хорошем смысле слова, это неподвластно, невозможно ни одной другой стране. Это великое дело, которое Россия сегодня осуществляет, и за это в мире ее уважают.
Работа атомной станции позволила заместить больше 13 миллиардов кубических метров природного газа. А выбросы углекислого газа уменьшились на 20 миллионов тонн. Электрификация жилого фонда, электротранспорт, инновационные проекты – своя атомка зарядила многие сферы нашей жизни.
Денис Мороз, министр энергетики Беларуси:
Появление Белорусской атомной электростанции создало очень мощный стимул на использование электрической энергии в промышленности, в быту, в цифровых технологиях. Я обозначу так: за период после ввода Белорусской атомной электростанции в эксплуатацию, объем электроэнергии в стране увеличился на шесть миллиардов киловатт-часов. Это большая цифра. И в прошлом году мы достигли исторического максимума – 43,2 миллиарда киловатт часов, что говорит нам о том, что промышленность и население почувствовало, что электрическую энергию гораздо удобнее и эффективнее использовать для тех или иных процессов.
Что касается развития сетей, конечно, появление источника электрической энергии требует соответствующего развития и энергосистемы. За последние пять лет объемы реконструкции электросетевой инфраструктуры в нашей стране увеличены в два раза. В этом году мы будем выполнять реконструкцию электросетевой инфраструктуры в объеме 3 450 километров. Это очень большая цифра, но и на этой величине мы не останавливаемся. Мы видим, что запрос от населения, от предприятий на использование электрической энергии постоянно растет.
Из такого запроса – вопрос: быть ли в Беларуси второй атомной электростанции? Ответ, возможно, станет известен уже завтра, во время встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина. Что же касается «Росатома», то готовность продолжить сотрудничество есть.