Беларусь – государство – партнёр БРИКС. Итоги саммита в Казани
Три дня Казань встречала и провожала самолеты. Саммит БРИКС собрал 20 тысяч участников, прилетели представители более 40 стран. К столице Татарстана приковали внимание все континенты. Заявления расходились на цитаты и попадали на первые полосы, сообщили в программе «Акценты» на «РТР-Беларусь».
С трапа самолета гостей угощали особенным блюдом. Чак-чак – символ теплоты, радушия, единства, семейного благополучия. Ради общего будущего когда-то и создавалась большая семья БРИКС.
Дальше пришлось часами вести переговоры и отвечать на вопросы журналистов. Они хотели спросить, Лукашенко готов был уделить время каждому.
Это были два дня насыщенной работы белорусской делегации. С Россией, Китаем, Индией и так давние и стратегические связи, но когда-то пелось «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Это полмира фактически по производству, населению, территории. Почти полмира. Что надо для компактной небольшой европейской Беларуси? Нужны контакты, договоренности.
Стоять в стороне не стали и ждать, когда дадут слово. Три интервью и три встречи с лидерами стран. И это было только начало форума. А журналисты не деликатничали, спрашивали и про и последствия 2020 года, и об украинском конфликте. Фронт пришел в движение, градус заявлений растет. Опять намеки о «красной кнопке».
Александр Лукашенко:
Не такой смелый Володя Зеленский, как нам порой кажется. «Вот я ядерную бомбу, вот я разработаю, вот я там ударю даже по Кремлю…» Слушайте, не такой он смелый. Для того чтобы нажать красную кнопку, надо обладать определенной смелостью. Во-вторых, надо думать о том, что будет потом. Ну нажал, дальше что? Что, Россия рухнет от того, что ты «грязную бомбу» сбросишь, даже на Москву? Нет, Россия не погибнет, но ударит так, что Украина исчезнет.
От украинской темы – сразу в Латинскую Америку, в графике и встреча с Президентом Венесуэлы. Там недавно принимали наше правительство. Задача перезагрузить экономические связи.
Александр Лукашенко:
Осуществить ревизию нынешних отношений, отбросить то, что уже не работает, оставить то, что нам нужно, и выработать новое. То есть мы сейчас работаем над тем, чтобы выработать новую дорожную карту наших отношений.
Еще один аргумент, зачем Беларуси БРИКС. Ведь за такой короткий промежуток времени можно сделать сразу несколько шагов навстречу друг другу.
Александр Лукашенко:
Мы хотели бы углубить наши отношения, иметь на юго-востоке Азии какую-то точку опоры для Беларуси.
И такой континентальный марафон всего за считанные дни. Тут звучат языки всего мира, в соседнем зале уже гости из Африки. Кажется, возможностью заявить о себе страна на площадках форума воспользовалась на все 100 %.
Максим Рыженков, министр иностранных дел Беларуси:
Итог такой, что нас в этих странах ждут, с нами хотят сотрудничать, хотят видеть наши технологии, наших специалистов. С другой стороны, готовы предоставить доступ к своим полезным ископаемым и к совместному производству в машиностроительной сфере.
18 лет назад к новой международной организации все только присматривались. Начиналось все как клуб стран по интересам. Давние деловые связи объединили четыре крупных государства. В 2011 году к ним присоединилась Южная Африка. Тогда и сформировалось полное название по первым буквам стран-участниц. В 2023 году в сообщество единомышленников приняли еще 5 стран и вот уже эта десятка по объему ВВП обогнала страны «Большой семерки».
Юлия Абухович, старший научный сотрудник предприятия ОАО «Гипросвязь»:
Страны БРИКС демонстрируют сегодня колоссальный рост, стремление, чтобы их голос услышали. Судя по отзывам сегодняшних экспертов, первым отзывам о саммите БРИКС, им это удается. По мнению экспертов, БРИКС сегодняшним собранием доказал, что это те страны, которые вскоре будут доминировать. Их голос будет звучать все громче.
Сергей Жук, аналитик БИСИ:
Позиция БРИКС – необходимо уважать интересы каждого национального государства, уважать интересы интеграционных объединений и, безусловно, не предлагать эти модели развития, которые будут навязываться всем. В этом и фундаментальное различие между моделями военно-политического альянса НАТО, между G7, между Европейским союзом и странами БРИКС.
Экономика стран участниц БРИКС растет выше средних мировых значений. Объединению предрекают уже через пару десяток лет доминирующее положение в планетарной экономике.
Василий Колташов, экономист, директор Института нового общества (Россия): В мире произошли фундаментальные изменения, происходят дальше. Нужно, чтобы эти изменения носили характер управляемый и равновесный. И для Беларуси это означает устойчивость экономического роста, устойчивость торговых связей, и чтобы экономика была стабильной. Естественно, также важно, чтобы была обеспечена безопасность, чтобы в БРИКС было понимание, как мы относимся к агрессивному поведению Запада.
БРИКС продолжает продвигать экономические интересы стран-участниц. Сейчас говорили о создании целой инвестиционной платформы. Она не будет заменять известный электронный механизм SWIFT, но может стать альтернативой для финансовых расчетов. А это уже как раз элемент независимости от сильных мира сего. Вопрос, которым задавались многие эксперты: именно так выглядит изоляция?
Такие площадки, как ШОС, БРИКС, – это и новые партнеры, инвестиции, технологии. Но первыми дорогу прокладывают политики. У нас это хорошо знают по примеру отношений с руководством Китая.
Из этого небольшого белорусского городка несколько раз в год партии товара отправляются в Китай. Пока в списке главная позиция – сухое молоко, но здесь знают, что аппетиты на Востоке растут. Поднебесная покупает этого товара уже больше, чем Россия, и наши производители строят перспективный план с учетом экспортного спроса.
Екатерина Лаптева, заместитель генерального директора «Слуцкого сыродельного комбината»:
Мы ставим себе достаточно сложные и амбициозные задачи. Мы хотим покорить Китай молоком и сыром. Потому что традиционно, конечно, китайский рынок не потребляет эти продукты, но все больше и больше китайцев, вернувшихся из Европы, либо много путешествующих. Они привыкают к потреблению сыра. И потребление там, на той стороне, оно растет значительно. Поэтому мы ставим себе цель отгрузить туда и сыр.
Экономические проекты двигают гуманитарные – в БГУ уже обучается 3 000 студентов из Китая. За последние годы экспорт образовательных услуг вырос почти в 3 раза. Они остаются у нас и в аспирантуре, многие получают дипломы сразу двух вузов – белорусского и китайского.
Андрей Король, ректор БГУ:
Мы, если брать уровень образования, ведем подготовку по совместным образовательным программам с выдачей двух дипломов с восемью китайскими университетами. И это крупнейшие университеты. Это Пекинский университет, это Даляньский университет, это Чэндуский университет, Хунаньский университет. То есть достаточно такое представительное количество, именно локализованное в одном вузе. Для Китая даже это достаточно редкость.
Еще громче Беларусь зазвучала на втором дне саммита БРИКС. Полтора десятка стран пожелали стать партнерами крупного объединения. С какими предложениями мы идем в ряды организации, озвучил Президент. Всего четыре пункта, но какие. Безопасность – мы за взаимное уважение и развитие без конфликтов и противостояний. Дальше – устойчивое развитие – поможем соседям становиться сильнее вместе с нами. Еще одно направление – борьба с голодом, бедностью и последствиями изменения климата. Готовы делиться знаниями в аграрной сфере. И важный пункт – гуманитарная сфера. Наши вузы востребованы, и учиться приезжают студенты из 110 стран.
Александр Лукашенко:
БРИКС – это сообщество будущего. По своему потенциалу оно может приблизить конец истории доминирования коллективного Запада, который оказался неспособным нести ответственность за цивилизованное развитие международных отношений.
В силах государств – участников БРИКС сделать так, чтобы реальные рычаги влияния перешли в руки прогрессивного мирового большинства. Мы полностью разделяем философию БРИКС.
Владимир Путин, Президент России:
Уважаемый Александр Григорьевич, спасибо вам за ваше выступление. Беларусь демонстрирует хорошие темпы и качество развития в сфере экономики, социальной области и, конечно, безусловно, внесет свой вклад в работу нашей организации.
По ходу заседания в объективы телекамер попали лидеры Азербайджана и Армении, которые очень активно что-то обсуждали. В территориальном конфликте стороны намерены поставить точку. И готовы в ближайшие дни даже подписать мирный договор. Для этого и нужны встречи, чтобы разговаривать и слышать друг друга. Саммит помог прилично сэкономить во времени. Сколько бы стоило дипломатических хлопот состыковать графики президентов. А на саммите даже завтраки рабочие.
Александр Лукашенко:
Вот мы с новым Президентом Ирана познакомились, договорились о его визите, о работе межправкомиссии, о плане, дорожной карте, которую мы будем реализовывать, и как мы ее модернизируем сейчас. Что-то устарело – выбросим, что-то новое добавим, что-то будем реализовывать. Это полноценные переговоры – вопросы, которые подняли. В ближайшие месяц-два мы будем над этим работать.
Все переговоры уже после заседания Беларусь проводила как страна-партнер БРИКС. Новый статус появился у 13 государств. Никакого противостояния, только работа на общий результат.
Александр Степанов, программный директор Академии политических наук (Россия):
Беларусь, действительно, набирает, во-первых, свой суверенный потенциал, как по линии внешнеэкономического сотрудничества. Но и следует отметить, что торгово-экономическое взаимодействие – это всегда диалог. Активность Минска, она, конечно же, фиксируется на многих континентах. Мне известно о взаимодействии Беларуси со странами Латинской Америки. Безусловно, отмечается присутствие в Африке.
Второй день, хоть и заключительный, но в графике лидера снова международные встречи и интервью. Процессы, которые раньше затягивались на десятилетия, сейчас двигаются куда стремительнее, и Беларусь не ждет у моря погоды, а активно рулит в открытом международном океане.
Юрий Шевцов, политолог:
Американо-центричный мир еще не рухнул, но он уже пустил трещины. И то, каким будем мир после того, как США перестанут иметь то однозначное лидерство, которое они имели в мире после распада СССР, то как будет, это для Беларуси важно. Важно и не выпасть из проектов создания альтернативной доллару финансовой системы, важно иметь возможности дипломатии.
Для Беларуси новая роль – это возможность стать тем мостом, который объединит страны Евросоюза и глобального Юга. Организация по историческим меркам молодая, и есть в чем улучшить работу объединения.
Александр Лукашенко:
Наша мечта в том, чтобы БРИКС стало мечтой для многих государств. Давайте откровенно, вы это видите не хуже меня, что в самой организации есть проблемы. Даже основатели, пять стран и те, кто стал постоянными членами БРИКС, сегодня исходят из того, насколько это меня будет касаться. Каждый видит там себя. А организация для того, чтобы видеть общие проблемы. Вот чего пока не хватает БРИКС.
Говорил Президент, и о том что БРИКС сейчас испытывает и сильное внешнее давление, азарт на многополярность пытаются задушить. Ждут страны-участники и скорейшего разрешения украинского конфликта. Лукашенко недавно провел переговоры со странами Запада. Как результаты? Спросили журналисты напрямую.
Александр Лукашенко:
Недавно, встречаясь с представителями Запада, я понял, что они хотят мира. Но они не могут надавить на Зеленского, потому что было обещано, что давления не будет, будет всяческая поддержка.
– Совсем, что ли, свой народ не жалко?
– Ему плевать на это, исходя из его поведения.
– Сейчас же ситуация в мире еще острее. Вот, как вы думаете, как у вас пройдут выборы, предвыборная кампания?
– Я тебя приглашаю на выборы, ты все увидишь. Хорошо пройдут. Я в этом нисколько не сомневаюсь. Да, наверное, ты и сам не сомневаешься, что мы справимся в этой сложной ситуации, разобраться с этими сложными политическими вопросами.
Конечно, обсудили и события в стране. Беларусь входит в электоральную компанию. Какие выводы сделаны с прошлых выборов? Президент поделился фактами, установленными в последнее время. Пазл сложился, когда стали известны роли всех участников.
Александр Лукашенко:
Если они придут к власти, это – война! Почему война? Потому что мгновенно, уже в Польше и Литве были подготовлены части. И Украина бы тоже в стороне не осталась. Ведь санкции они первыми ввели, и дальше пошло бы так. Они искали повод ввода натовских войск. А тут к власти пришли, позвали – под Смоленском войска. Россия бы на это спокойно смотрела? Она сегодня воюет, чтобы НАТО не было в Украине, а то НАТО в течение суток там бы вышли, законно вышли, власти суверенного государства пригласили. Россия бы ответила. И это началась бы война.
О мире, которого так ждут на всей планете, шла речь и с руководителем когда-то главной организации-миротворца – ООН. Сегодня в поисках скорейшего пути в разрешении конфликтов авторитетно звучит и голос Беларуси.
Александр Лукашенко:
Нам, Антониу, очень нужен мир.
Подарок от Президента летит в Нью-Йорк в штаб квартиру ООН. А Беларусь берет курс на БРИКС.