«Боец как погиб в окопе, так и остался в нём». Останки бойцов 232-й стрелковой дивизии нашли на Гомельщине

Поисковые отряды открыли сезон раскопок. Вместе с бойцами отдельного специализированного 52-го батальона Министерства обороны они отправляются на места боев Великой Отечественной войны.

Сегодня в нашей рубрике «Вернувшиеся герои», посвященной приближающемуся Дню Победы, ошеломительный результат первого дня работы поисковиков в Гомельской области.

Проект «Вернувшиеся герои» в программе «Беларусь.Новости» на РТР-Беларусь. 


– Налево! Шагом марш!

По команде поисковики расходятся в разные стороны. Несколько небольших групп должны определить свое место работы. Основной инструмент на этом этапе – металлодетектор.

Александр Лесун, боец поискового отряда «Эстафета памяти»:
При каждом бойце было все что угодно: пуговицы, ножики перочинные, ложки – все металлическое. По этим предметам находим.

– Что-то металлическое. Проводим шурфовку этого места.

Минута-другая – и уже можно увидеть останки.

– Глубина залегания – сантиметров 50-70, металлодетектор сработал на солдатскую каску, боец находится в горизонтальном положении. В одиночной ячейке. Поднимаем каску.

Это даже не захоронение. Боец как погиб в окопе, так и остался в нем, едва присыпанный песком.

Николай Васильев, ведущий:
232-я стрелковая дивизия вступила в бои в Гомельской области 13 июля 1941 года и на протяжении недели активно и успешно наступала. Ее бойцы даже смогли отвоевать две переправы через Березину. Но немцы подтянули резервы, и 232-я была вынуждена отступить и занять оборону в районе деревни Паричи. Эти ямы – это все воронки и окопы тех времен.  

Останки бойцов находит каждая группа поисковиков. Особенность участка в том, что погибшие здесь рассредоточены на небольшом расстоянии друг от друга. Значит, они держали оборону в одиночных окопах.

Николай Гаврильчик, боец поискового отряда «Эстафета памяти»:
У каждого своя была точка обстрела. Сложный рельеф был, позиционные окопы копать было неудобно, поэтому люди распределялись. Где-то возвышенность – вот он и оборудовал себе место ведения боя. И здесь героически погиб.

Сверхзадача поисковиков – установить личность каждого бойца, что с годами становится только сложнее. Помочь может каждая мелочь: ложка, перочинный нож, бритва, часть противогаза. Но главная надежда на документы.

– Медальон!
– Хороший знак!

Чтобы не нарушать привычную для старого медальона среду, его упаковывают вместе с грунтом и отправляют на экспертизу. В день начала поисковых работ специалист выехал на место раскопок.

– Состояние хорошее, без повреждений.

Записка выпала из этого медальона достаточно легко. А дальше ветхую бумагу разворачивают с помощью хирургического инструмента миллиметр за миллиметром. И удача: этот бланк оказался заполненным.

Александр Дударенок, эксперт поисковой группы «Батьковщина»:
Адрес семьи, фамилия, имя, отчество родственников сохранились замечательно. И фамилия бойца будет сейчас.

Едва эксперту открываются данные солдата – раздается крик с другого участка работы.

– Медальон!

Второй медальон приходится расколоть. Иначе записку было не достать. Опять же, выручает набор хирурга.

– Визуально записей не видно, теперь только сканировать и с помощью компьютерных программ смотреть, найдутся ли здесь остатки красящего вещества.

Что касается предыдущего бланка. Рядовой Иларион Андреевич Потий. 1906 года рождения из села Слободка Талалаевского района тогда Сумской, сейчас Черниговской области Украины. До сих пор он считался пропавшим без вести, теперь поисковики установили место и примерную дату гибели.

Роман Терещенко, руководитель поискового отряда «Эстафета памяти»:
Началось все с того, что я искал своих двух погибших дедов, искали мои родители, и были найдены, когда мы уже работали в поисковом отряде, то есть, в прошлом году. Мы нашли его по спискам: сержант, погиб в Гродненской области, награжден медалью «За отвагу» – один из двух моих погибших дедов.

Летом 1941-го 232-я стрелковая дивизия на участке от деревни Романищи до поселка Паричи задержала двукратно превосходящие силы немцев на неделю – с 21 по 28 июля. В прошлом году поисковики нашли здесь останки 11 красноармейцев, имена четверых из них удалось установить, и теперь 52-й батальон и отряд «Эстафета памяти» вышли на этот участок снова.

Александр Лугин, ведущий специалист управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Беларуси:
Особенностью этого года является то, что полевые поисковые работы начались 3 апреля. Это для нас рано. Мы обычно начинаем в середине апреля приступать к работам. Но большой объем предстоящих работ – много поисковых объектов – вынудил нас начать немножко пораньше.

В этом году на карте Беларуси 132 поисковых объекта в районах боевых действий времен Великой Отечественной и в предполагаемых местах массового уничтожения мирных жителей. Всех, кого найдут во время вахты памяти, спустя годы достойно предадут земле. Независимо от того, удастся ли поисковикам установить имена павших или вернувшиеся герои останутся безымянными.