Как в Беларуси наркоманам со стажем помогают вернуться к нормальной жизни
Кстати, о здоровье нации. Уже давно известно, что наркозависимость – настоящий бич современного общества. И как с этим бороться? Вопрос ни одного месяца и даже года. По данным Всемирной организации здравоохранения, лишь один человек из 10 на протяжении пяти лет не употребляет наркотики, сообщили в программе «Акценты» на «Россия-Беларусь».
Ольга Колосовская, заведующая амбулаторным отделением № 3 по лечению и профилактике наркомании Минского городского клинического наркологического центра:
Люди, начавшие употреблять, продолжают употреблять дальше. Плюс ко всему, любое психоактивное вещество, попадая в наш организм, начинает взаимодействовать у нас и вызывает в первую очередь изменения в центральной нервной системе.
Причем физическую потребность подавить проще, чем психологическую. Сильнейшая тяга – вот что заставляет принимать, распространять и даже калечить чужие жизни в поиске заветной дозы.
Дмитрий:
Когда я понял? Когда уже все, когда я в тюрьме оказался в очередной раз.
На игле Дмитрий со школьных лет, а сейчас ему 42. Признается, даже учиться было некогда, ведь все мысли были заняты изготовлением наркотиков. Печальный, но факт: пробовал практически все виды «запрещенки».
Дмитрий:
На метадоне тогда можно было сниматься, так как он крепче в пять раз героина и всего остального. Да, его достаточно было по чуть-чуть. Мы так не работаем. Мы работаем сразу, чтобы много и голова к полу. Если голова пола касается – значит, наш наркотик.
И в этом интервью откровенно признается: сознание «а что я делаю не так и как жить дальше?» пришло лишь пару лет назад. После очередной ходки.
Дмитрий:
Я опять освободился, прошел вот это все, начал торчать. И я понимаю: ну этот кордебалет начинается сначала, это тюрягой пахнет. И я маме говорю: «Мне надоело. Я хочу уйти от наркотиков. Я не хочу ездить в лес. Мне надоело копать, искать, шукаць. Сегодня есть, завтра – нет. Кого-то бить надо или что».
Работать, жить, строить семью – можно. И Дмитрий тому пример. Конечно, полностью уйти от наркотиков сейчас тяжело, зависимость остается, это и понятно, тем более с таким-то стажем. Радует одно...
Медики видят выход, хоть и временный – в амбулаторных отделениях страны применяют опиоидно-заместительную терапию. Под контролем врача пациент принимает определенную дозу наркотика. И вроде бы такое лечение противоречиво, но что здесь важно – снизить вред и дать возможность жить дальше.
Ольга Колосовская:
Мы ему даем медицинский препарат, который купирует его желания и физическое состояние, он не получает эйфории. При этом он уходит от криминальности, то есть у него нет необходимости воровать, заниматься распространением либо еще какими-то запрещенными действиями.
То есть получаем работающего социального человека, который постоянно находится под наблюдением профильных специалистов, состоит на учете. Многих, как и героя нашего сюжета Дмитрия, такой подход устраивает.
Дмитрий:
Самое главное знаете что? Это устраивает маму мою.
Ведь не звонит участковый, не приходят с обысками, потому что сын больше не делает ничего противозаконного, он сделал выбор – оставаться с близкими дома.
Подробнее в видеоматериале.