Лукашенко: обеспечение нацбезопасности – это наша общая задача, каждого гражданина Беларуси
О безопасности в последние годы говорим все чаще. И нам, обычным белорусам, можно было бы закрыть глаза, сослаться на военных, ведь это их обязанность – охранять рубежи, следить за небом. Словом, оберегать нас и наши мысли от самого понятия войны. Но это неправильно, потому что война в современном мире – это некая химера. Она ведется сразу по всем фронтам: политическому, экономическому, продовольственному, биологическому, идеологическому и информационному, конечно. Потому и безопасность зависит от всех и каждого на своем месте, что теперь, к слову, закреплено в Военной доктрине страны, сообщили в программе «Акценты» на РТР-Беларусь.
Виктор Хренин, министр обороны Беларуси:
В новой Военной доктрине четко обозначено, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все, начиная от Президента Республики Беларусь и заканчивая каждым гражданином страны.
Извините за такое сравнение, но безопасность, как табуретка – уберешь одну ножку, и положение станет неустойчивым. А там недалеко и до падения, читай, присоединения к Западу. В Украине так и начиналось – с малого, на первый взгляд. Что имеем сегодня? Сам факт существования Украины уже под вопросом, к сожалению. На совещании у Президента 16 января, по сути, подводили промежуточные итоги. Важнейший документ – Концепция национальной безопасности – прошел долгий путь, в том числе общественные обсуждения. Почему его надо было пересмотреть и доработать? Это вопрос времени. Последний раз редактировали концепцию в 2010-м. Сами понимаете, многое изменилось.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
С того момента, как в 96 году прошлого века вывели из Беларуси ядерное оружие. Чем все закончилось? Расширением НАТО на Восток, учебной отработкой в 2016 году сценария нанесения ядерного удара по Беларуси. Причем, по замыслу учений, Беларусь даже не была вовлечена в конфликт.
Тем не менее наша страна настроена мирно. И это очевидно, исходя из Военной доктрины, которую редактировали вслед за Концепцией национальной безопасности. Коренной ревизии не предусмотрено, сохраняется оборонный характер.
Виктор Хренин:
Обновленная Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе и запуска мирного диалога. Прежде всего, мы продемонстрировали в ней заинтересованность Республики Беларусь в восстановлении влияния международных организаций по безопасности, таких как ООН, ОБСЕ и другие. Республика Беларусь открыта к сотрудничеству в военной сфере с любым государством, в том числе с государствами НАТО. Мы готовы возобновить прагматичный диалог при условии прекращения ими агрессивной риторики и действий в отношении нас.
Возвращаясь к оборонному характеру документа, важно вспомнить поездку главы государства на один из военных полигонов. Общаясь с журналистами, Президент тоже говорил про оборону и какой она должна быть.
Президент ознакомился с одним из учебных объектов Минобороны в Брестской области
Но важно не допустить ситуации, когда реагировать на угрозу будет уже поздно. Потому упор в документе сделан в том числе на сдерживание от развязывания военных конфликтов. Яркий пример – ситуация на границе. Провокации западных соседей не расцениваются как военные действия, тем не менее, пускать все на самотек нельзя. Так, белорусские военные делают ставку на стратегическое сдерживание: к ним относятся, например, учения. Мы демонстрируем, что нам есть чем ответить, если до этого дойдет. Ядерное оружие – также метод превентивного сдерживания. Из этого вытекает еще одно положение Военной доктрины – соразмерность противодействия той или иной угрозе. Об этом Президент говорил и 19 января, общаясь с людьми.
Александр Лукашенко:
Мир дорого стоит. За него надо платить. Но вы можете не переживать. Мы никогда, наш народ и государство, не были так защищены, как сейчас. Система выстроена, есть Вооруженные Силы, мобилизационный резерв, территориальная оборона, народное ополчение. Все выстроено. На данном этапе всего достаточно.
Возвращаясь к тому, что оборона страны – дело каждого. Но все-таки в первую очередь военных. И можно быть уверенным: не подведут. Ведь случайных людей в белорусской армии нет. И здесь хочется вспомнить картину Джона Пойнтера «Верен до смерти». Стражник у ворот в Помпеях в день извержения Везувия стоит до последнего на своем посту. Потому что приказ отступать никто не давал.