Лукашенко: «Война, только нет стрельбы». Всё о последствиях урагана в Беларуси
Мрак, в который погрузились белорусские деревни после разрушительного урагана. Такие керосиновые лампы добавляли лишь проблески света. Без электричества и воды оказались 900 населенных пунктов, некоторые деревни и агрогородки все еще питают генераторы. И даже старожилы не вспомнят, бушевала ли так стихия когда-нибудь прежде. Заметнее всего прошлась по Гомельской области, там был введен режим ЧС. Сейчас он снят, но восстановление продолжается, сообщили в программе «Акценты» на «РТР-Беларусь».
Буря показала свою убийственную силу, погибли 6 человек, двое – дети. Шквалистый ветер вырывал с корнями деревья, косил целые леса, поднимал и уносил все, что попадалось на пути. А вместе с этим по интернету разлетались кадры.
А все, что после – «Война, только нет стрельбы». Так описал весь ход восстановительных работ после разгула стихии Президент. Он лично с первых дней держал ситуацию на особом контроле. Для многих служб ураган стал проверкой на прочность: одни проходят героически. Глава государства отметил и энергетиков, и специалистов лесхозов. Но вместе с тем обнажились проблемы: где-то явно не хватило ресурсов, а где-то уж очень были увлечены бумажками и бюрократией, когда требовались оперативные решения. Из этого ответственным следует сделать выводы на будущее и провести работу над ошибками.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Никакой реакции до утра и наследующий день никакой реакции, кроме обычной реакции энергетиков. Ах, порвались провода. Ах, что-то рухнуло, поеду восстанавливать. Адекватной реакции на это событие быстрой, четкой, военной не было. А если война? Отвратительная работа по предупреждению в первые часы и дни работ. Я это видел, поэтому начал колошматить губернаторов и других.
Около полутора миллиона кубов леса – это лишь предварительные цифры пострадавших массивов. Как быть с деревом? Ведь столько заготавливать не планировали, но и просто потерять не можем. Все решено передать в распоряжение облисполкомов.
В Гомельской области самые большие объемы лесного бурелома. Туда уже направили около сотни единиц харвестеров и форвардеров, спецтехники для заготовки лесофонда. Работать только в этом регионе придется около трем месяцев, ведь потерять ценный материал никак нельзя.
Александр Кулик, министр лесного хозяйства Беларуси:
Как глава государства сказал обеспечить облисполкомы, то есть хозяйства, организации строительные древесиной, чем мы сейчас и занимаемся
Порядка 6 тысяч гектаров, полтора миллиона кубометров – лишь ориентировочные цифры. Оценить точно лесные потери пока сложно, главное – успеть все заготовить. Причем выжившая после бурелома деловая древесина должна дойти до людей. Сейчас самый сезон строительства, и дерево по льготным ценам попадет не только к тем, чьи дома пострадали, но и к тем, кто начинает строиться. Уже известна стоимость за кубометр порядка 65 рублей.
Александр Кулик:
Есть мощности по заготовке и есть мощности по переработке. Я вам простую цифру назову: если в 2013 страна готовила 10 миллионов древесины, в прошлом году 18 миллионов.
Сельское хозяйство потеряло не меньше, чем лесное. Полеглица зерновых культур на полях, полуразрушенные фермы, убитые непогодой животные. В этом хозяйстве индивидуальные боксы вместе с телятами в прямом смысле поднимало и разбрасывало по территории. Причем стихии хватило 6 минут, чтобы полностью разрушить ферму.
Виктор Дияк, главный зоотехник КСУП «Баума»:
Восемь зданий и все пострадали. Пострадал больше всего молочный блок, где находится доильный зал, и пострадал телятник, где находится молодняк наш. Полностью видите фронтон удален. Вся кровля, включая с балками, подшивкой и шифером, все удалено.
Оценить весь ущерб пока сложно, да и не до этого. Нужно оперативно восстанавливать молочный блок и телятник. Своих рук мало – помогают наемные рабочие.
Как и в других разрушенных районах – 11 аварийно-восстановительных бригад выехали на помощь энергетикам Могилевской и Гомельской областей.
Ведь главная задача, исполнение которой постоянно на контроле Президента, – вернуть людям свет и воду, и, конечно, не оставить социальные объекты без электроснабжения. На Гомельщине напряжение было подано во все населенные пункты, в некоторые пока с помощью дизельных генераторов.
Вадим Синявский, министр по чрезвычайным ситуациям Беларуси:
Все объекты соцобеспечения: больницы, детские сады, обслуживание населения. Все включены в электроснабжение и обеспечены устойчивой работой.
Стихия проверила в деле, насколько мы готовы к подобным чрезвычайным ситуациям и есть ли ресурс? Как раз с ним есть проблемы – дизель-генераторов хватает не везде. Закупки будут производить постепенно.
Дмитрий Крутой, глава Администрации Президента Беларуси:
Всю систему снабжения дизель-генераторами наших критичных объектов, начиная от здравоохранения и молочно-товарных комплексов, каких-то критичных промышленных предприятий, мы, конечно, будем серьезным образом пересматривать. Все новые проекты и объекты, которые сейчас проектируются, немедленно должны быть пересмотрены все технические задания и запроектировано наличие вот этих дизель-генераторов.