От Курской области до Берлина – ветеран ВОВ поделился своими воспоминаниями о войне
О том, как важно беречь мир, точно знают те, кто в годы Великой Отечественной потерял близких и свой дом.
Он дважды шел в атаку и одним из первых советских солдат получил Орден Славы за арест немцев под Кишиневом. Николай Ильич Лагуткин был призван в артиллерийский полк в 43-м – тогда ему было всего 17 лет. Красноармеец прошел от Курской области до Германии. Но и после войны продолжил армейскую службу: в ГДР, Чехословакии, Бресте и Гродно, сообщили в программе «Акценты» на РТР-Беларусь.
Современное поколение – последнее, которое может увидеть и пообщаться с реальными героями Великой Отечественной. И мы, журналисты, часто выступаем здесь проводниками. Стараясь сохранить каждое слово, каждое драгоценное воспоминание.
Плачут ли мужчины на войне и каково это – чувствовать себя освободителем родной земли? В материале Вероники Белозарович.
Николай Лагуткин, ветеран Великой Отечественной войны:
В 43-м году, в июне, нас привезли в Старый Оскол Курской области. Так я и оказался в артиллерийском полку. Я за свою бытность два раза ходил в атаку, когда я бежал вот так на живого противника. Наши войска утром начали подготовку. Немцев сбили с боевых порядков, и они отступали, бежали. Наши мобильные части пошли вперед. Мы шли и обнаружили большую группировку. Около 100 человек. И пошли в атаку. Они стали нас отстреливать, но увидели, что силы неравные, стали бросать оружие. Мы их окружили, обезоружили и доставили в штаб дивизиона.
Я однажды попал под бомбардировку самолетами. Готовились к наступлению наших войск, а командир подошел ко мне и говорит: слушай, Коля, ты самый молодой среди нас, возьми ведерочко, сходи, принеси холодненькой водички – жарко.
Взял я ведро и пошел. Только опустил, слышу «ууууу» – летят самолеты. Я смотрю: 3, 6, 9, 12, 15, 21 самолет у меня над головой. Выкопал окопчик солдат какой-то мне неизвестный и кричит: ты что смотришь, бросай ведро, прыгай ко мне. Промолотили нас минут 20. Но что интересно, у нас было три лошади, и третья нашла такую же щель, в какой сидели солдаты. Как она туда протиснулась и уцелела?!
На территории Германии мы совершали марш. Раздается крик: слушай, радист, ты не слышал ничего, говорят, что война кончилась, говорят, что наши союзники по радио сообщили, что подписали акт о капитуляции.
Утром получаю команду из штаба бригады: передайте командиру дивизиона, что война закончилась, поздравляю всех с Победой.
Мы прокричали «Ура!», постреляли вверх от радости.
– Скажите, а мужчины плачут?
– Конечно, конечно!
Мы осознать не могли, что нас впереди ожидает. Но знали только единственное, что война закончилась и мы дожили до Дня Победы.
Нас уже дважды пропахали немцы своими танками – от Берлина до Москвы и обратно. Мы не должны допустить того, чтобы это снова получилось. Мы должны быть готовы.