Погибшему защитнику Отечества удалось вернуть имя спустя 80 лет! Как поисковики установили личность воина?

До Дня Победы – ровно два месяца. Наша редакция начинает специальный проект «Вернувшиеся герои» о том, как родственники, поисковики и военные ищут и находят информацию о бойцах, когда-то не вернувшихся с полей Великой Отечественной войны.  

Эта история о рядовом Мине Куксарове из Могилевской области. Ровесник века, ему был 41 год, когда нацисты вероломно напали на нашу страну, мужчина в первые дни войны отправился на фронт, а 17 июля 1941-го пропал без вести. Осенью 2022 года военные поисковики обнаружили бойца, а их коллеги-общественники совсем недавно смогли найти родственников Мины Куксарова в России и в Могилевской области.

Проект «Вернувшиеся герои» в программе «Беларусь.Новости» на РТР-Беларусь. 

В этой деревне когда-то проживал бабушкин дядя, который ушел на войну. Здесь когда-то был его дом. Но не сохранился дом, к сожалению. Даже фотографии у нас нет.

Мошенаки – родная деревня Валентины Александровны, хотя сейчас она живет в соседних Макаренцах. Здесь же, в Мошенаках, в 1900 году родился и ее двоюродный прадед – Мина Дмитриевич Куксаров. В конце июня 1941-го его призвали в армию, и уже 17 июля его жена Аксиния получила от мужа последнюю весточку.

Валентина Кубайтес, внучатая племянница рядового М. Д. Куксарова:
Семья была у него, трое деток. Работал в колхозе. Колхоз тогда же был, поднимали колхозы. Но так вот случилось, что началась война, пришлось уйти на фронт. Через некоторое время пришло извещение, что он без вести пропавший. Конечно, горе.

О судьбе рядового Мины Куксарова после июля 1941-го не было известно вообще ничего. Но летом и осенью 2022-го бойцы отдельного поискового батальона Министерства обороны Беларуси работали на территории бывшего печально известного «Шталаг-352» – концентрационного лагеря для советских военнопленных в Масюковщине. Из немецких документов этого лагеря сохранился лишь журнал учета пациентов лазарета – но там записаны далеко не все, кто погиб здесь от изнурительного труда, тифа, голода или обморожений.

Александр Лугин, ведущий специалист управления по увековечению памяти ВС Беларуси:
Подняты останки 852 погибших в этом лагере. Обнаружено 46 медальонов, 4 фанерные бирочки военнопленных. И в общей сумме удалось по вкладышам этих медальонов удалось установить сведения о 12 погибших.

Иван Кривда, Яков Ковалев, Наум Пишчиков, Остоне Эгамов, Федор Трухан, Михаил Целищев, Иван Карпович, Яков Исаченко, Василий Лобанов, Григорий Гавриков, боец Антропов (других данных которого установить не удалось) и Мина Дмитриевич Куксаров – каждый из опознанных бойцов до сих пор числился в списках без вести пропавших. И удача, что хотя бы этим 12 защитникам получилось вернуть имена. Спустя более 80 лет прочитать надписи на вкладышах медальонов получается в очень редких случаях. И рядовой Куксаров – именно такое исключение.

Александр Дударенок, руководитель поисковой группы «Батьковщина»:
Текст сохранился частично, но очень хорошо помогло прочитать имя Мина. То есть, имя редкое, оно сразу первое, что бросилось в глаза. То есть при невидимых фрагментах текста можно было, прочитав область и район (Могилевская область), завести имя Мина и конкретно посмотреть по буквам, какой выпадает список бойцов, и установить, что это действительно был Куксаров Мина Дмитриевич 1900 года рождения из Могилевской области.

– Имя Мина откуда такое необычное? 
– Его здесь в деревне так звали. Так получается он Дмитрий, а так уже сокращенно, получается, Дмитрий – это Мина. Ну, Мина, Мина – вот его все величали так. Да вот он и записал сам себя, наверное, так. Может, сокращенно тоже быстро писали, кто их там знает, как они там писали.

Как именно рядовой Куксаров оказался в концлагере и когда именно он погиб, установить пока не удается. По месту обнаружения останков поисковики предположили, что скончался он в промежутке между ноябрем 1941-го и мартом 1942-го – в ту зиму в крупнейшем нацистском лагере для советских военнопленных умерли около 55 тысяч заключенных. Всего же с июля 1941-го по июнь 1944-го «Шталаг-352» унес жизни не менее 80 тысяч советских бойцов.

Николай Васильев, ведущий:
Почти на каждой братской могиле в Масюковщине – только веточка лавра и звезда. То есть большинство погибших узников «Шталага» так и остались неизвестными солдатами. И только на этом участке памятные камни с указанием фамилий. Летом здесь появится и имя рядового Мины Куксарова.

Поисковые работы на месте бывшего концлагеря будут продолжены, ведь где-то кто-то продолжает искать и других без вести пропавших, как более 80 лет искали Мину Куксарова его родные.

Валентина Кубайтес:
Надеялись и ждали, что когда-то… Все-таки проходят эти раскопки, вот это все делают. И мне кажется, ждали, да. Не только я, но и все родственники, у нас очень много родственников. И я думаю, у каждого в душе что-то было и есть. Все очень рады будут и благодарны за эту работу. Нет слов просто, слезы накатываются.

Потомки рядового Куксарова живут сегодня в Мурманске, Сарове и в его родном Могилевском районе. Теперь они смогут вместе поклониться не безымянной братской могиле, а своему родному вернувшемуся с войны герою.