«С оружием в руках останавливал врага». Родственники наконец-то нашли своего предка-героя! Кем он был?
Город Гродно стал очень близок одной московской семье. Там похоронен их родственник, защитник Беларуси, которого в 1941 году замучили в плену захватчики. Останки бойца поисковики обнаружили еще в начале 2008-го, но в старых военных документах были неточности. Понадобилось более 15 лет, чтобы достоверно установить его имя и найти родных, а до последнего времени рядовой Владимир Пуговкин оставался без вести пропавшим.
Проект «Вернувшиеся герои» в программе «Беларусь.Новости» на РТР-Беларусь.
Александр Кавун, председатель Гродненской областной организации Белорусского союза офицеров:
Еще один человек, у которого родственники знают, где он погребен. Могут приехать, поклониться, возложить цветы.
Рядовой Пуговкин – один из тех, чья фамилия есть на мемориале «Аульс» в Гродно. Здесь покоятся 1452 узника нацистских лагерей для советских военнопленных, и каждый второй солдат – неизвестный.
Александр Кавун:
Здесь люди, которые не изменили присяге. Здесь в основном даты пленения людей. Это где-то июль, август, сентябрь, немножечко октября 1941 года.
В первые дни войны захватчики создали в Гродно 353-й концлагерь для военнопленных и 125-й пересыльный лагерь. К осени 1941-го вместо них сформировали Шталаг-324 – фабрику смерти, которая действовала до марта 1943-го. По последним данным, в лагере были убиты до 18 тысяч советских солдат и мирных жителей.
Николай Васильев, ведущий:
324-й концентрационный лагерь располагался на нынешней территории 6-й механизированной бригады Вооруженных Сил Беларуси. Где сейчас казармы, были землянки, в которых содержали советских военнопленных. А хоронили погибших бойцов прямо здесь, где в итоге и нашли рядового Пуговкина. Причем никаких документов об этих могилах нацисты не оставили. То есть очевидно, что оккупанты стремились всячески скрыть основные свидетельства своих злодеяний.
В начале 2008 года военные поисковики обнаружили здесь останки 1330 узников. Установить имена удалось у 12 из них, но одного, Всеволода Пуговкина, не оказалось ни в одном архиве.
Окончательные данные о нем были установлены недавно из-за того, что разночтения. В документах он числился Владимиром, а во вкладыше он проходил как Всеволод.
Экспертам Управления по увековечению памяти и поисковикам понадобилось 15 лет, чтобы установить точные данные о погибшем. Шаг за шагом, в архивах, в том числе немецких, удалось сопоставить дату рождения (21 февраля 1921 года), домашний адрес (подмосковный город Бабушкин, теперь это Москва) и имена родителей (Федор и Анфиса). В итоге данные Всеволода Пуговкина из одного лишь медальона абсолютно совпали с информацией о Владимире Пуговкине из всех остальных документов.
Вячеслав Раманенко, военный комиссар Гродненской области:
Это уроженец Москвы и Московской области, но он находился на территории Республики Беларусь. С оружием в руках останавливал врага. Он не спрятался, не скрылся, не убежал никуда. Он не переметнулся на другую сторону, не изменил свои взгляды, до конца был предан своей стране и своей родине. По-другому, как герой, и нельзя сказать.
Родственники героя нашлись в Москве, им поисковики и вручили документы бойца.
Вот сам медальон, мы поместили его сюда. И капсулу от медальона я вам отдаю отдельно.
Ольга Додатко, супруга племянника В. Ф. Пуговкина:
Сразу сердце заныло, потому что всегда приятно. Бабушка, мать Владимира, все время посылала запросы, искала, но не дожила, так и не пришлось им встретиться. Она в 1968 году умерла.
Владимир Пуговкин с первого дня войны сражался с врагом в составе 96-го авиационного полка, который бомбил наступающие части гитлеровцев в Беларуси. В плен он попал 15 сентября и погиб в концлагере 21 декабря 1941 года. Защитнику родины было всего 20 лет.
Александр Кавун:
В плен попал, скорее всего, как и все. Не пережил первую зиму, потому что был раздет. Не было у него ни шинели, возможно, даже сапог не было.
Родные Владимира Пуговкина показали поисковикам фотографию с собственноручной подписью бойца в апреле 1941-го. И стало понятно, откуда возникла путаница: вкладыш медальона явно заполнял другой человек, который и сделал ошибку с именем. Впрочем, родственники вернувшегося героя легко найдут место его упокоения – по фамилии и инициалам «В. Ф.».
Александр Кавун:
Для них теперь Гродно является родным городом.