Стали известны подробности помилования Президентом гражданина Германии Рико Криегера
«Казнить нельзя помиловать». Как многое здесь решает запятая, мы все могли еще раз убедиться на этой неделе. Причем, под этим «мы» имеем ввиду не только белорусы. За делом немца Рико Криегера многие следили на протяжении полугода. Точку поставил Президент, решение принял в пользу осужденного. Гражданин Германии, совершивший теракт в Беларуси, уже вернулся на Родину, сообщили в программе «Акценты» на «РТР-Беларусь».
Кто такой Криегер? Бывший охранник в посольстве США в Берлине. Прошлой осенью решил поехать воевать в Украину. Предлагал свои услуги всем возможным формированиям. Первые, кто откликнулись, обещали хорошие деньги после тренировки на территории Беларуси. Уже в Минске немец фотографировал объекты, которые интересуют СБУ, а затем взорвал ж/д пути на станции Озерище.
Позже его задержали, суд вынес приговор – исключительная мера наказания (смертная казнь). Вот что сразу же начали строчить одна за другой печатные машинки европейских СМИ.
Криегер мог стать жертвой провокации высшего белорусского агентства безопасности, которое до сих пор работает под советским названием КГБ.
В этой истории очень мало неопровержимых фактов.
КГБ имеет опыт фальсификации доказательств и получения признаний под пытками, что ставит под сомнение достоверность заявлений.
Страшно представить, если бы в момент взрыва двигался пассажирский поезд, если бы пострадали и погибли люди? Чтобы тогда говорили европейские власти, эксперты и СМИ? И проводили бы параллели со своими странами?
Томаш Грыгуч, польский публицист, писатель:
Любая другая страна – Австрия, Португалия, Норвегия – среагировала бы на подобные диверсии абсолютно также, как и Минск. Да даже та самая Польша поступила бы также. Беларусь не могла бы поступить по-другому. В противном случае это было бы проявлением слабости.
6 тяжких уголовных статей. Среди них – «акт терроризма», «агентурная деятельность», «наемничество». Когда с таким увесистым делом суд вынес приговор, Криегер сразу же походотайтствовал о помиловании на имя Президента.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
По нашей Конституции и законам последнее слово всегда за Президентом. Обращается, не обращается. Я уже как-то говорил, что самое тяжелое в судьбе Президента – это подобные дела, связанные с исключительной мерой наказания. Но решение нужно принимать Я хочу просто с вами в этом плане, может, и посоветоваться. Но услышать ваше мнение. Вы люди, непосредственно причастные к рассмотрению этого дела.
На этом, как оказалось, решающем для судьбы немецкого преступника разговоре, были все, кто глубоко погружен в процесс. От главы белорусского КГБ до журналистки, которая присутствовала на судебных заседаниях по делу Криегера. Президенту важно было услышать объективное и компетентное мнение каждого. Через несколько часов после разговора Александр Лукашенко принимает решение.
Решением главы государства, его указом, Вы помилованы.
Новость о помиловании, ожидаемо, разлетелась по миру. В экспертном сообществе решение Александра Лукашенко назвали неожиданным, но мудрым и дальновидным.
Младен Иванов, председатель «Содружество Болгария-Евразия»:
Решение Александра Лукашенко помиловать Криегера свидетельствует о том, что Президент Беларуси не тот страшный и опасный человек, которого пытаются представить здесь, в Европе. Лично я сомневаюсь, что кто-либо из западных лидеров совершил бы такой благородный акт, если бы какой-либо террорист планировал убийство как минимум десятков человек в его стране.
А вот реакция официальных лиц Германии была сдержанной. Кстати, от немецких представителей Криегер все это время не получал никакой поддержки.
Как сам признался, единственные, кого беспокоила его судьба, были родители. Они пытались уговорить немецкое правительство предпринять хоть какие-то шаги. Но это, видимо, не вписывалось в интересы власти. Тоже самое можно считать и в поведении представителей федеративной республики на судебных заседаниях.
Людмила Гладкая, обозреватель издательского дома «Беларусь Сегодня»:Когда был вынесен приговор, прошло минут 5, они вышли из зала суда, адвокат и представитель консульства Германии, они обнимались, улыбались, и мне странно. Думаю: только что гражданину вашей страны вынесли смертный приговор – исключительную меру наказания, а у вас улыбки.
1 августа Россия и США провели один из самых масштабных обменов заключенными в аэропорту Анкары. Всего в сделке числятся 26 человек. Среди них также и Криегер. Для операции по обмену в столицу Турции прибыли два российских самолета. Среди заключенных, которых обменяли, – американский журналист, морской пехотинец, российский диссидент, а также офицер ФСБ.
Да, Криегер – террорист. Им был и остается. И никакие помилования не смоют это клеймо в глазах общественности. Но его история – еще один пример отношения евровластей к своим людям. Сейчас он дома, но вернули его не потому, что Германия так слезно просила. Чужую страну, в которой он, на секундочку, совершил настоящий теракт. Даже при таких обстоятельствах Беларусь его судьба дальнейшая судьба заботила больше.