Проекты / «Акценты» / 12 ноября 2023 21:29

В Беларуси создадут электронную платформу по бронированию билетов для разных видов транспорта

Дорожные войны разгораются на белорусском рынке перевозок. Чтобы получить как можно больше клиентов, таксисты-нелегалы сбивают цену и тем самым создают неравную конкуренцию, сообщили в программе «Акценты» на «Россия-Беларусь». Из-за обкатанной серой схемы страдают водители, которые работают честно и платят налоги. Похожая ситуация и в маршрутном такси. Порядок должен навести новый проект указа о пассажирских автоперевозках.

Общественное обсуждение прошло в июне: на сайт Правового форума прислали больше полусотни предложений. Честная конкуренция, равные условия, безопасность пассажира и водителя – за это выступают и участники рынка и государство. Пришли к основной мере – создать реестр учета и включить туда сведения обо всех участниках перевозок. Правда, некоторые считают, что могут появиться противоречия. Ведь на рынке сегодня работают и иностранные владельцы онлайн-систем, которые до сих пор не признаны диспетчерами и не знают или не хотят знать, как работают их водители.

Екатерина Станкевич

Екатерина Станкевич, председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров:
Мы предложили разработать некую единую ставку от выручки для того, чтобы можно было взыскать вот эти вот налоги, если у нас вот этот вот диспетчер автомобильных перевозок – это интернет-площадка, она становится налоговым агентом. Она вот эту некую ставку не просто предоставляет в налоговую – сколько нужно уплатить, какая была выручка, а сразу же за него этот налог выплачивает.

Для легальных компаний не изменится практически ничего, кроме обязательной видеофиксации в салоне. Уйдут лишь те, кто работают нечестно. 

Корреспондент Вероника Белазарович провела свое расследование и сама стала пассажиром, чтобы узнать, как обманывают перевозчики.

Корреспондент

Открываем приложение, бронируем авто и спустя пару минут садимся. Перед поездкой просим у водителя чек, но, увы, разочарование. Таксометров нет.

Но мы не теряем надежды и кликаем на оформление следующей поездки. Подъезжает старенькая иномарка, спрашиваем сразу перед поездкой:

– Чек дадите в конце?
– Чек? Нет.
– Нужно будет в конце чек обязательно, потому что заказ будет за наличные.
– Вопросы к организации моей.

Звоним перевозчику, ведь водитель здесь лишь наемное лицо и пришел в такси всего три недели назад и, мол, спрос не с него. Слышим:

– Скажите водителю пусть он вас завезет бесплатно.
– А как же чек?
– Штрафуют меня постоянно, много плачу.

Оказывается, схема «требуют чек, не даем, но везем бесплатно» – стандартная на рынке «черных» перевозок. И очередной водитель уже согласен доставить нас безвозмездно.

– Кассового аппарата нет, так как все в основном едут по безналу.

Мужчина, который сидит на пассажирском сидении, знает всю кухню такси изнутри. Больше 10 лет работает водителем и который год борется с нелегалами.

Таксист

Они конкурируют нечестно, конкуренция неравная, поэтому в какое то время суток у них цена может быть ниже.

Похоже брать пассажира «рублем» – главный девиз нелегалов. Оно и понятно, снижение цены особо не сказывается на выручке, ведь доходы от поездок не видит никто, они уже в «чужом кармане» или выведены на счета иностранных банков.

Екатерина Станкевич, председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров:
Недобросовестные участники уже научились настолько обходить закон, что налоговая цифры эти видит, предоставляются документы, а взыскать невозможно, потому что фирмы оформлены на  нерезидентов, на подставные лица, на подставных лиц. По факту цифры есть, денег нет.

Водители твердят в один голос, все поездки проходят по безналу. А что тогда с расчетом наличными? Тут уже вопрос! И еще один – кто тогда отвечает за качество и безопасность поездки? Водитель, который отправляет к перевозчику? А перевозчик?

– Сейчас по-человечески объяснил, у меня и так проблемы.
– Я понимаю. Так будет еще больше, ты скажи как называется перевозчик.

А перевозчик, и в приложении он указан как партнер, прекратил деятельность еще в прошлом месяце. Но электронный сервис до сих пор дает возможность заказать эту машину. Куда обращаться тогда пассажиру в случае форс-мажорных ситуаций?

Юрий Костюк

Юрий Костюк, первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси:
Когда кто-то пытается защитить свои интересы и права, будучи неудовлетворенным оказанной услугой, он не может осуществить защиту своих прав в связи с тем, что ему просто некому предъявлять свои требования.

В одной из главных норм нового проекта указа о пассажирских автоперевозках прописано: иностранные компании, которые оказывают услуги диспетчера нерегулярных пассажирских перевозок и такси, должны находиться на территории нашей страны и создать здесь юридическое лицо. Сегодня государство достаточно четко регулирует вопросы пассажирских перевозок. Но комфортные условия для работы многие восприняли как возможность обойти закон.

Юрий Костюк, первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси:
Прошли определенные стадии либерализации в законодательстве, и, к сожалению, ряд перевозчиков воспринял это как возможность для нарушения законодательство. Таким образом они пытаются использовать какие-то послабления для недобросовестной конкуренции и получения дополнительной выгоды.

Владелец электронной системы и диспетчер (часто это одно лицо), дальше – перевозчик, затем водитель и как получающее услугу звено – пассажир. Это замкнутый круг, здесь один зависит от другого. Проект указа готов четко регламентировать работу первого – диспетчера, ведь от него, как говорится, «все и пляшут».

Юрий Костюк, первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси:
Регулировка дополнительная именно диспетчерской деятельности позволит распределять в законном русле те заказы, которые наши пассажиры в настоящее время осуществляют, в том числе посредством сети Интернет.

Активисты акцентируют: здесь было важно признать и владельцев электронных систем диспетчерами, ведь так можно будет полноценно урегулировать деятельность перевозчиков. Но пока речь идет лишь об обязанностях диспетчера хранить и предоставлять государственным органам информацию о переданных заказах в автоматическом режиме. Вот здесь-то логично и подходим к реестру.

Мужчина, опытный водитель такси

Все водители такси, которые работают легально, ждут этого реестра, ведь там есть главный момент, где будет добавлена ответственность диспетчера за передачу заказов нелегальным автомобилям.

В реестр включат сведения о всех диспетчерах нерегулярных маршрутов и такси, самих перевозчиках, водителях, транспортных средствах. По сути, этот ресурс «даст зеленый свет» и ГАИ, и налоговым службам, и транспортной инспекции. Ведь сегодня они не видят все машины, которые работают в городе и не могут в полной мере наказать нарушителей.

Павел Ангарьян

Павел Ангарьян, начальник отдела ГАИ Ленинского РУВД г. Минска:
Они, по сути, не являются такси, это больше аренда авто с водителем, поэтому к категории таких участников не распространяется наличие путевого листа. Вот в чем загвоздка. У данной категории водителей проверяем стандартные документы. У таких водителей достаточно часто отсутствует допуск к участию в дорожном движении. Это, как правило, одни и те же марки автомобилей, неприметный цвет и, как правило, установлен на ветровом стекле авто мобильный телефон с приложением.

Отсутствие специальной оклейки «от борта до борта», конечно, усложняет работу. Но зоркий глаз и опыт позволяют быстро увидеть нарушителя в потоке. Негласный контроль на дороге – к такой мере преследования таксистов часто прибегают автоинспекторы. Ведь одно нарушение – лишь капля в море, часто таксисты действительно «жестят» на дороге. 

маршрутное такси«Минск – Марьина горка». По этому нерегулярному маршруту, как утверждает перевозчик, следовал водитель. На деле оказалось – обманывает. Долго и упорно прикрывались регулярным сообщением, но не вышло обойти закон. Хотя сам водитель до сих пор уверен: не виновен. И стоит на своем.

Водитель маршрутки– Конечно, заказная машина.
– А куда везете людей?
– Я следовал по маршруту «Минск – Марьина горка».
– Вы знаете и осведомлены, как работают нерегулярные маршруты и какие должны быть документы. Как у вас документами?
– С документами у меня все хорошо.

Уже позже поймет: попал, так попал. За нечестную игру на рынке забирают машину. За нарушения будет отвечать уже сам перевозчик, но все могло быть гораздо хуже, если бы сам водитель был хозяином микроавтобуса.

ШтрафЕсли бы вы осуществляли данную перевозку, то административная ответственность была бы на вас  и там уже не просто изъятие, а конфискация машины в пользу государства.

Изъять авто у нерегулярных перевозчиков – крайняя мера, которую приняли еще в апреле. Но, как показала практика, действенная – в течение двух месяцев нарушитель не может работать нелегально, а значит терпит убытки, что государству лишь на руку. Порядка 160 машин, из них 100 микроавтобусов с тех пор побывали на штрафстоянке.

Юрий КостюкЮрий Костюк, первый заместитель начальника транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси:
Деятельность нерегулярных перевозчиков наносит вред нам всем – и перевозчикам в регулярном сообщении, и тем лицам, это мы все сегодня, которые платят налоги.

К слову, о нездоровой конкуренции. Один из последних громких случаев – среди регулярных и нерегулярных перевозчиков в направлении «Минск – Логойск» разгорелась настоящая война. У последних в конце прошлого месяца забрали машину – а значит, работать по этому маршруту в ближайшее время не получится. Что же делают нарушители – угрожают, создавая на дороге аварийные ситуации.

Подрезали автомобиль

От комментария перевозчик, который нарушал, отказался. Уже в который раз звоним владельцу электронной системы по онлайн-бронированию на этом маршруте, чтобы узнать как диспетчеры контролируют работу своих перевозчиков.

– Ну слушайте, бог его знает, я никого и не нашел, все как то боятся.

Екатерина Станкевич, председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров: Регулярный перевозчик, если он вносит изменения, за три дня предупреждает, а если отменяет, то за 15

Зато регулярный перевозчик быстро объяснил ситуацию, им нечего скрывать. Они достаточно давно, а главное честно работают на маршруте и сегодня это даже дело чести защищать интересы организации и своих водителей.

Чем закончится вся эта дорожная война, пока остается загадкой. Но, возвращаясь к теме реестра и самого проекта указа, становится понятно, что закон теперь прижмет и нелегалов, и нерегуляров. И все для безопасности и прозрачности таких перевозок.

Юрий Супранович

Юрий Супранович, директор ГП «Столичный транспорт и связь»: 
Когда цена – самое главное, а не обеспечение условий перевозок. Здесь становится тогда обязательна ключевая роль государства. Мы должны определять эти правила и контролировать их соблюдение.

Более того, сегодня государственные службы начали создавать собственную, белорусскую электронную систему по бронированию. Пока только на бумаге, но уже известно – это будет единая транспортная платформа, которая позволит максимально быстро отследить и забронировать место для поездки на разных маршрутах и разных видах транспорта. 
Подробнее в видеоматериале.