Лукашенко: вторичные ресурсы – это наше золото буквально под ногами

Лес, вода, земля – наше богатство. И как сделать так чтобы это все не утонуло в пластике? 20 мая во Дворце Независимости обсуждали вопросы экологии. Сохранению природы у нас уделяется большое внимание, и здесь важно не только уметь рационально использовать, но и перерабатывать вторичные ресурсы, сообщили в программе «Беларусь.Новости».

Несмотря на то, что более десяти лет пытались решить проблемы переработки отходов, обернуть их в стабильные доходы не получилось. «Далеко не продвинулись», – это оценка от главы государства. Например, отсутствует прозрачная система учета. 

Как будут исправлять ситуацию и какие предложения прозвучали 20 мая – в репортаже Ольги Масловской. 

Мусор

Без малого 440 килограммов – столько твердых коммунальных отходов каждый из нас производит за год, и цифра продолжает уверенно расти. Для сравнения: в 97-м году это значение была в 2,5 раза меньше. Причем, тенденция это мировая. По прогнозам ООН, если ситуация не изменится, будущим поколениям придется жить на свалках. Эксперты призывают снизить потребление пластика, а Беларусь держит курс на цикличную экономику, когда все отходы могут быть переработаны и использованы повторно. 

Лукашенко

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Для каждого состава Правительства эта тема является лакмусовой бумажкой. Почему? У нас нет нефти и газа, я уже об этом говорил. Первичных ископаемых, как вы их называете. Но возобновляемые, вторичные ресурсы – это наше золото буквально под ногами, которым мы очень слабо занимаемся. Эта фраза, которую я произнес, касается не только Беларуси. Я часто привожу в пример Швейцарию, которая также не имеет полезных ископаемых, как и Беларусь. Можно сказать, еще меньше. Но переработка вторичных отходов – они почти все перерабатывают, а мы друг друга собираемся и уговариваем. В связи с этим, я хотел бы, чтобы Александр Генрихович, хотя он у нас не рядовой человек был и вчера, а сегодня премьер-министр, и губернаторы, Минска мэр, запомнили раз и навсегда.

Особенность послевыборного периода, как вы почувствовали, наверное, некоторые, не будет заключаться в том, что мы сначала на уровне Президента собираемся, проводим мозговую атаку на тот или иной вопрос, ту или иную проблему, как вот эту, и потом десять раз еще у Президента собираемся и болтаем языками, як у народзе кажуць, малоцiм языками, убеждая друг друга, что это надо сделать. Собрались, договорились. Не делаете – до свидания.

Мусор

Тема переработки вторичных ресурсов подробно обсуждалась 11 лет назад в таком же составе. С тех пор было принято много программ и вложено бюджетных денег. «Есть ли результат?» – задается вопросом Президент. И, главное, изменилось ли поведение белорусов при сортировке отходов или использовании бумажной упаковки? Давайте честно: не каждый из нас утруждает себя раздельным сбором мусора и, чаще всего, игнорирует надписи на контейнерах: «стекло», «бумага», «пластик». Какой ближе, туда и летит мусорный пакет. В ходе совещания Президент заслушал доклады. Вопрос возник сразу и о самом простом: кто контролирует обращение с отходами?

То, что вторсырье для нас актуально, а мусор – ресурс, лучше всего говорят цифры. В 2024 году мы ввезли в страну 22 тысячи тонн макулатуры, две тысячи отходов стекла и пластмасс. Неужели у нас этого нет или просто мы не знаем как это отсортировать? 

Мусор

Александр Лукашенко:
Прежде всего, хочу от вас услышать, какова у нас система работы в этом плане. Система. Отходы, разного рода, как мы его называем, мусор, кто этим занимается? Какое движение этих отходов? Сортировка, поставка промышленным предприятиям. Как мы это используем, сколько процентов? Пожалуйста, прошу вас, без болтовни. Я понимаю, люди вы грамотные, разумные, можете тут расписать, что и как мы делаем, но при подготовке совещания соответствующего, структуру мне доложили, ситуацию, как мы крепко работаем. Поэтому начнем с системы, как она выстроена. Почему слабо извлекаем вторичные материальные ресурсы и порождаем импорт? Мы все импортируем там, где можем переработать, в том числе отходы, и обойтись без импорта. За 2024 год ввезли 22 тысячи тонн макулатуры, по две тысячи тонн отходов стекла и пластмасс. Миллионы долларов! 

Мусор

В год благоустройства – серьезное внимание к наведению порядка на земле. Чистота – бренд Беларуси и зеркало культуры белорусов. Президент отметил, что пока полностью не решены вопросы контейнерного сбора коммунальных отходов. Отсюда – стихийные свалки вблизи дачных поселков и лесных массивов. 

Александр Лукашенко:
Я, можно сказать, случайно, вот я премьеру говорил, в его области вчерашней, по Минскому району, я проехал и ужаснулся. Минский район – это отхожий район города-героя Минска. Что там творится – это кошмар. Прямо на окраине леса никто, не утруждает себя, заехали, самосвал выбросили эти. Чего только нет. Я специально остановился, посмотрел: старые холодильники, дверь отломана, выброшена туда пластмасса, стекло, разного рода бытовой мусор. Это под Минском. Если кто-то сомневается в этом, могу отвезти и показать.

А бывает и контейнер есть, но стихийная свалка все равно растет. Или забор покосился, а хозяину не до него – тогда перевоспитывать придется рублем. Президент поинтересовался, какие предложения есть у Правительства по мерам ответственности за нарушения правил благоустройства для граждан.

Сивак

Анатолий Сивак, заместитель премьер-министра Беларуси:
Президент жестко обозначил перспективы каждого звена в этом процессе, и спрос с тех, кто создает эти проблемы в виде выброшенного мусора в лесу, возле дачного кооператива. Ужесточение этого спроса, обязательное принятие решений о соответствующем наказании людей, которые этот процесс регулируют. Тоже самое – выполнение ими должностных обязанностей. Вообще, не звучало на совещании, но где-то подтекст такой был: у нас должны появиться регионы, районы, которые стремились бы к вот этой цифре (90 или 100% переработки), особенно в Год благоустройства. И, я вам скажу, это посильно на районном уровне, чтоб у нас этот процесс пошел инициативный и не только под давлением сверху, чтобы мы общество на соответствующий лад настраивали.

Мусор

Один из способов решения проблемы – строительство заводов и линий по переработке и сортировке отходов, в том числе в регионах. В общей сложности в планах возвести 30 подобных комплексов. Осенью 2025 года мощный цех заработает в Новополоцке. Этот объект позволит сосредоточить в одном месте систему сортировки, переработки и захоронения. Он будет обслуживать Полоцкий, Россонский и Ушачский районы, а также города Новополоцк и Полоцк. 

Возводимый объект будет иметь широкие возможности на сравнительно компактной территории. В перспективе его эксплуатация рассчитана на 50 лет. 

Турчин

Александр Турчин, премьер-министр Беларуси:
Отсортировали, забрали вторичные материальные ресурсы, отобрали органику, из которой получили, условно говоря, либо там посыпочный материал, либо какие-то иные вещи. У нас остается процентов 20-25 тех отходов, которые сегодня не подлежат переработке.

Мусор

Сложнее дела обстоят с промышленными отходами. Не теми, которые идут снова в работу, как то стекло или резина, а есть те, перерабатывать которые пока не научились. Так, за 2024-й год накопилось 56 миллионов тонн промышленных отходов. Их них 70% – те, что образуются в результате деятельности Гомельского химзавода и Беларуськалия. У Министерства природы есть предложение, как извлечь выгоду. 

Масляк

Сергей Масляк, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси:
В одной тонне фосфогипса находится, если ее разложить по килограммам, порядка 80-84 килограмм искусственного гипса, который сегодня производится в Российской Федерации, который по своим характеристикам лучше, чем природный. Далее, порядка 12-13-14% – это отходы, которые образуются в процессе производства, и менее половины процента – это та продукция, которая сегодня успешно производится в Российской Федерации. 

С учетом этого, у меня предложение, чтобы все-таки наша Академия наук изучила этот опыт и, в случае необходимости, возможно его реализовать на практике через строительство соответствующих линий на базе Гомельского химического завода. Потенциал экспорта, он гораздо выше. Если взять рынок в целом редких земельных металлов по миру: Китай, понятно, 40%, держит практически весь рынок, 1-2% – это Российская Федерация. Мне кажется, есть ниши и для Республики Беларусь.

Сегодня существует несколько стратегий по обращению с отходами. Их нужно аккумулировать и выработать единый подход – такое поручение дал глава государства, чтобы к концу пятилетки вторично использовать до 64% коммунальных отходов. Пока эта цифра не превышает 40%.