Новые «Дороги Беларуси» – наиважнейший вопрос! Что требует Президент в дорожном строительстве?
Километры комфорта: развитие транспортной инфраструктуры обсудили у Президента. Серьезный разговор глава государства анонсировал накануне. Темы встречи – от ремонта местных дорог до глобальных вопросов расселения. Так, шла речь о создании скоростных путей из городов-спутников к Минску. Все это предстоит отразить в масштабной программе на следующую пятилетку, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Что изменится для жителей сельской местности и какие города свяжет российско-белорусская автострада – расскажет Мария Тройнич.
140 часов в пробке: столько времени ежегодно теряет каждый московский водитель. Столица России на втором месте мирового рейтинга загруженности дорог. Мегаполис уступает лишь Стамбулу. Вместе с количеством машин растет число асфальтовых полос и бетонных путепроводов. Из-за них некоторые мегаполисы и прозвали каменными джунглями. Но все это не про Минск, с его зелеными скверами в самом центре города. О том, как сохранить этот комфорт шла речь на сегодняшнем совещании у Президента. Беларусь выбрала другой урбанистический путь: мы начали развивать города-спутники. У Минска это Дзержинск, Заславль, Логойск, Смолевичи, Фаниполь и поселок Руденск. Добраться оттуда до столицы несложно. Но пора подумать о том, чтобы путь был еще более быстрым.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Да, на автомобилях и автобусах они быстро приезжают в Минск, по крайней мере к линии метро, которая там проходит. Нам надо подумать о строительстве более скоростных, независимых от автомобильных дорог участков. Подробнее читать здесь.
Хорошие магистрали – одно из первых впечатлений иностранцев о нашей стране. Дороги стали брендом Беларуси. Но проблемных вопросов по-прежнему хватает. Поэтому Президент держит тему под пристальным контролем. За последние четыре года объемы финансирования дорожного строительства увеличили вдвое. Если в 2021 потратили чуть меньше 1 миллиарда рублей, то в 2024 году – а он еще не закончился – 2,5 миллиарда.
Александр Лукашенко предложил построить скоростные линии к городам-спутникам Минска
Хорошие дороги нужны также между районными центрами и агрогородками. Это, в том числе, влияет на качество жизни на селе. Требование Президента: люди не должны быть обижены. Ведь, возвращаясь к теме перенаселения, чтобы белорусы хотели жить в малых населенных пунктах – им там должно быть комфортно.
Александр Лукашенко:
Надо отсыпать дорогу, чтобы можно было в любое время года там проехать, подъехать и так далее. То есть мы уже алгоритм действий нащупали в строительстве и поддержании в нормальном состоянии дорог. Осталось действовать. Поэтому, Анатолий Александрович [Сивак, заместитель премьер-министра Беларуси – прим. ред.], учитывая ваш опыт, знания в этом плане, вы человек подготовленный, у нас все не пацаны, неизвестно откуда пришедшие, тоже знающие эту проблему, сделайте эту программу.
Программа рассчитана на пять лет: с 2025 по 2030. На реализацию уйдет немало – это серьезные траты бюджета – а на него работает вся страна. Поэтому вложения должны быть максимально эффективными.
Александр Лукашенко:
Там, где только возможно (и невозможно), мы должны строить дороги с бетонным покрытием. Бетон есть бетон. Я каждый день езжу по логойской трассе – да, она уже трещины дала, так она более 50 лет эксплуатируется. Дала трещины, мы их заделали – и нормально. Когда ты предлагал ее переложить там, я не согласился. Ну вот уже прошло лет 10, и она в таком состоянии, что можно проехать. В этом году, где нужны было подремонтировать, я смотрю, что там подремонтировано. Вам до Хатыни ставилась задача, я так понимаю, что вопрос решен. Ну и потом, 10-15% цемента мы договаривались использовать на дороге. Все для этого есть, поэтому в этой программе красными буквами должно быть определено строительство бетонных дорог, как мы строили вторую кольцевую. А сегодня без второй кольцевой тяжело бы нам было. Хорошая разгрузка. Я смотрю качество, неплохо держится она. Поэтому мы умеем делать бетонные дороги, у нас есть машины соответствующие, разные методы. Это надо использовать.
Кстати, о качестве: в стране становится больше цементобетонных дорог. Как рассказал министр транспорта и коммуникаций, в планах сделать выезды из города с таким покрытием.
Алексей Ляхнович, министр транспорта и коммуникаций Беларуси:
Принято решение основные выходы из Минска сделать в бетоне для того, чтобы в последующем не останавливать движение. Мы видим, что капитальные ремонты уже приближаются по отдельным дорогам. Вот мы со следующего года начинаем делать четвертую дорогу. Это в направлении Могилева, которая до второй кольцевой дороги. Это тоже даст определенный ресурс для жителей, для того, чтобы быстрее и комфортнее. Как правило, там и скорости выше на новых дорогах, и ремонты не будут проходить. Потому что мы видим, бетон положили, и лет 20 мы про бетон забываем. То есть фактически не входим в ремонт.
Для транзитной страны хорошие дороги – это не только про комфорт, но еще и про экономику. Протяженность платных магистралей в Беларуси – 1 700 километров. И они тоже должны быть в порядке.
Александр Лукашенко:
Надо понимать, что мы тратим деньги, которые платят перевозчики, транспортируя грузы в основном по международным магистралям, основным республиканским дорогам. Мы с них берем деньги и вкладываем в дорожную сеть. В том числе и из бюджета. И если мы не будем основные трассы поддерживать в нормальном состоянии, к нам никто не поедет. Значит, не будет денег вообще на дорожное строительство. Поэтому люди должны понимать, что мы торопимся и прежде всего строим, приводим в порядок и ведем ремонт на этих основных трассах. Каждый год. И будем это делать, потому что они приносят нам деньги.
Взяться за все и сразу при самом сильном желании невозможно. Элементарно рабочих рук не хватит. По какому плану работает система – рассказывает профильный вице-премьер.
Анатолий Сивак, заместитель премьер-министра Беларуси:
Премьер-министр мне присылает в этом году фото, говорит: «Я ехал по дороге. Вот фотография. Куда это годится?» Я подхожу к столу, нахожу эту дорогу (в графике плановых работ по ремонту), говорю: «Она в плане. По плану ее тогда-то сделают примерно». Готовится каждый год перечень в начале года. Люди его могут видеть на сайте Министерства, могут видеть в облисполкомах, в районах. И вот заканчивается год, мы должны держать ответ, что из этого перечня мы не сделали. То есть если вы донесете до граждан или сами начнете сравнивать этот перечень, там дорога, ее название, километры от и до, и увидите, что ее не сделали, то, пожалуйста, буду рад, когда вы эти претензии предъявите. Это тоже дисциплинирует.
Во время совещания Президент рассказал и о ближайших планах на дальние дороги. Беларусь и Россия построят скоростную магистраль Москва-Брест. Новый союзный проект лидеры двух стран обсудят уже скоро.