Общались более 5 часов! О чём говорили Лукашенко и Путин в Москве?
Визит Александра Лукашенко в Россию завершен. Позади два насыщенных рабочих дня. В Москве Президент принял участие в обсуждении актуальных вопросов развития атомной энергетики. На глобальном форуме белорусский лидер представил опыт нашей страны и озвучил позицию относительно внедрения передовых технологий и возможностей мирного атома, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Это накануне. А 26 сентября речь о перспективах развития сотрудничества в экономике, сфере безопасности и на региональном уровне с нашим ближайшим союзником. В Кремле Александр Лукашенко и Владимир Путин провели переговорный день. Вернулись и к теме совместной работы в атомной сфере. Будет ли продолжение у успешного проекта БелАЭС.
Почти на 20 млн тонн сократили выбросы углекислого газа, заместили более 13 млрд кубометров природного и полностью обеспечили страну электроэнергией. Все это – заслуга БелАЭС. Это не говоря уже об электродомах или электротранспорте. Так активно и эффективно Беларусь осваивает мирный атом.
25 сентября, на большой площадке ВДНХ, обсуждали перспективы развития атомной энергетики. Участники – порядка 100 стран, в том числе и те, что развивают атомные программы. Популярность надежной, экологичной и эффективной энергетики растет. Полезный опыт в этом направлении есть и у Беларуси. Возведенная с поддержкой российских коллег, атомная станция в Островце для многих интересный опыт. Сегодня наша страна уже обладает достаточными компетенциями в этой области, и работает совместно с «Росатомом». Проект БелАЭС уже можно расширять.
О том, что Александр Лукашенко и Владимир Путин в ходе двусторонней встречи обсудят возможность строительства в Беларуси второй атомной станции стало известно накануне. И вот 26 сентября анонсированные переговоры.
Владимир Путин, Президент России:
Спасибо еще раз за то, что приняли приглашение и приехали к нам в Москву на мероприятия, связанные с 80-летием атомной отрасли России. По сути дела, это наш общий праздник, во-первых, потому что это 80 лет образования атомной отрасли в СССР, а во-вторых, на сегодня Беларусь является, стала нашим серьезным партнером в области атомной энергетики, поскольку создана первая АЭС в Беларуси. Более того, возникла отрасль в Беларуси, специалисты которой сейчас вместе с «Росатомом» работают даже над возведением атомных объектов в третьих странах. И это, конечно, не может не радовать.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
И не приехать не мог. Вы очень правильно сказали. Когда-то мы вместе многое делали для развития атомной отрасли, но и сегодня мы не разбежались. И атомную станцию мы благодаря вам построили. И более того, вы выполнили свое обещание, вы научили нас строить атомные станции. Правильно, мы сегодня с «Росатомом» строим в других странах атомные станции. Единственное, во что мы не окунулись, но если надо будет, мы готовы рассмотреть эти вопросы – сварить реактор, корпус или еще какие-то необходимые детали и комплектующие. Пока такой необходимости нет. Я вчера уже говорил об этом, что поговорим сегодня с вами, если вы одобрите проект расширения или строительства новой атомной станции, может быть, даже на востоке Беларуси с целью, если будет необходимость обеспечения электроэнергией восточных районов, освобожденных Россией. Если в этом будет определенная необходимость, в связи с Запорожской станцией, чтоб там... Но я вам должен сказать, мы тоже переживали. У нас же не было дефицита электроэнергии. Мы переживали, построим станцию, что будет дальше.
Автомобилей с зелеными номерами на наших дорогах все больше. Не так давно презентовали и первый собранный в Беларуси электромобиль. Внедрили практику возведения электрических домов, запускаем майнинговые фермы.
Александр Лукашенко:
У нас станции, которые у нас были на газе, мы эти станции в холодном режиме, как-то они у нас были, мы там как раз разместили эти майнинги, осуществляем и так далее. Иностранцы платят деньги в бюджет, и эти станции работают. В этом направлении будем работать. «Росатом» уже проработал варианты дальнейшего расширения нашей атомной энергетики.
Владимир Путин:
Вопрос финансирования вообще не стоит. Если есть потребитель, который будет брать электроэнергию и платить нужный тариф, это вообще не проблема.
Александр Лукашенко:
Это самое главное.
Не только совместными успехами в атомной энергетике. Наши страны сегодня многим могут похвастаться. В первую очередь экономикой. Взаимный товарооборот свыше 50 миллиардов долларов и продолжает расти. Накапливаются и инвестиции.
Лукашенко заявил о возможности строительства новой АЭС на востоке Беларуси
Вопрос строительства второй атомной станции, как и региональную повестку Президенты оставили для обсуждения тет-а-тет. В целом программа у лидеров 26 сентября была насыщенная. После рабочего завтрака, переместились в кабинет Владимира Путина. Как позже выяснилось, там успели заслушать доклад начальника генштаба Вооруженных Сил России. Что говорит о степени открытости и доверия союзников.
Уже после насыщенных и, вероятно, плодотворных переговоров Александр Лукашенко вышел к журналистам.
Александр Лукашенко:
Закончили двусторонними отношениями, вопросами по нефти, по газу. По нефти мы договорились. У нас серьезные договоренности, проблем никаких нет. По газу вышли на договоренности. Я думаю, после этого разговора мы дошлифуем эти вопросы. И уже на пятилетку практически. Вот в чем был вопрос. Не на один год, а на пятилетку. Много говорили о нашем общем рынке, что греха таить, о защите рынка, какие меры мы можем принимать, чтобы дать возможность работать нашим товаропроизводителям.
По второй АЭС, что меня удивило, Президент публично сказал об этом, что вопрос не в финансировании, мы этот вопрос решим. Но мы сэкономили прилично на первой АЭС. Мы можем целый энергоблок за эти сэкономленные средства первого кредита построить. Если честно говорить, то лично у меня есть некие колебания по поводу того, где строить. Или третий блок в Островце при нынешней станции, или же, может быть, на востоке разместить его. Специалисты и правительство предлагают третий блок строить рядом. Это будет дешевле. Но, с другой стороны, знаете, когда строится такой объект, это дает развитие целому региону. Думаю, мы определимся в ближайшее время. Есть поручения правительству России, с моей стороны – Беларуси. Они эти вопросы урегулируют.
Суммарно Президенты общались более 5 часов. Обсуждали внутреннюю повестку. А что насчет международной?
Александр Лукашенко:
То, что заявляет Трамп, надо понимать. Всесторонне надо понимать. И не надо там на него бросаться после какого-то любого заявления. Там «бумажный тигр», еще чего-то. Не надо. Трамп занял очень хорошую, порядочную позицию. Он говорит там семь войн и конфликтов прекратил. Может быть, и семь, может, шесть. Но главное во внешней политике – «мир, мир, мир!»
Ситуация в этом регионе, безусловно, в центре внимания союзников. Поведение украинской стороны уже ни у кого не вызывает удивления. К угрозам привыкли. Они идут вразрез стремлениям к мирному урегулированию конфликта.
Александр Лукашенко:
Говорить, заявлять можно все. А если Кремль ударит по Банковой, что там останется? Поэтому Владимиру Александровичу надо успокоиться. Есть на столе хорошее предложение. Предложение по Украине, которое на Аляске было услышано Трампом, увезено в Вашингтон для того, чтобы подумать и обсудить. Очень хорошие предложения. Если украинцы не пойдут на эти предложения – будет то, что было в начале СВО. Еще хуже – они потеряют Украину. Тогда надо было остановиться. Весь восток был бы украинский, кроме Крыма. Нет, не остановились, потеряли восток. Сейчас не остановятся – с моей точки зрения – потеряют всю Украину.
Владимир Владимирович ничего не скрывает от меня. Мы заслушали с ним по селекторной связи доклад Генерального штаба. Слушайте, на всех фронтах, и особенно на некоторых участках, россияне практически захватили крупные населенные пункты. И я так смотрю географически: а что дальше? А дальше уже российскую армию трудно будет остановить. Поэтому, чтобы не потерять всю Украину, Владимир Александрович должен не просто разговаривать, а согласиться на выгодные для него условия. Которые, в общем-то, одобрены были американцами. Они взяли паузу, чтобы подумать. Россияне согласились.
Я бы хотел с ним просто поговорить. У меня есть что ему сказать. Думаю, настало то время, когда мы должны вступить в консультации. Я в начале СВО говорил: нам, трем славянским государствам, надо сесть и договориться. Договориться об окончании этой непонятной войны. Не договоримся – будет плохо всем.
Не оглядываясь на все происходящее на внешнем контуре, Беларусь и Россия продолжают укреплять союзные отношения. И здесь нет времени на размышления, нужно действовать. Ответственным за внутрисоюзную повестку Президент дал поручения прямо в Кремле. Понятно, все нацелены на работу без промедления и на результат.