Президент: поддержание межнационального мира – один из приоритетов государственной политики
Поддержание межнационального мира – один из приоритетов государственной политики. Заявил Президент на встрече с представителями разных национальностей, проживающих в Беларуси. Вторую Родину на нашей земле обрели люди 156 национальностей. В мире и согласии, в духе добрососедства они трудятся, создают семьи, растят детей. Так было и так будет, ведь право сохранять свою национальную принадлежность в Беларуси охраняется Конституцией. Встреча, символично, прошла в преддверии Дня народного единства. Идея которого пронизывает всю нашу историю, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Белорусы и не спорят, когда их страну называют маленькой и, кажется, мы сами не всегда осознаем насколько она велика, раз в ней хватает места, чтобы бесконфликтно и в уважении друг к другу жили представители 156 национальностей. В разные исторические периоды территория нашей страны становилась укрытием для тех, кто не мог чувствовать себя в безопасности у себя дома и то, как их приняли здесь и переселенцы, и их потомки не устают благодарить. И на вопрос кто же они отвечают – свои.
Сафи Сайфурахман, председатель Международной благотворительной общественной организации афганских беженцев:
Иногда спрашивают: ты кто? Говорю, белорус. Половина – белорус, половина – афганец. Знаете, когда с 1970-х до 2012 года в Афганистане стало хуже, я со своей семьей, детьми там жил, работал в Министерстве госбезопасности. Видели, что там рядом дети погибают, и жена решила, я решил, чтобы дети и мы остались живыми, переехать в Беларусь. До сих пор, уже 34 года мы здесь, в Беларуси, находимся.
12 сентября представителей разных национальностей, живущих в Беларуси во Дворце Независимости собрал Президент. Александр Лукашенко из тех политиков, которые обладают исключительной интуицией и чувством ответственности, именно поэтому именно сейчас, в преддверии политических кампаний, он выделил время для очень откровенного диалога, который позволит уберечь от чужих посягательств наш мир.
Президент: в нашем обществе нет разговоров о титульной нации
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Идея народного единства пронизывает всю нашу историю. Здесь испокон веков находили приют люди, бежавшие от религиозных войн, междоусобиц, гонений, а в дни лихолетья они объединялись с местным населением, давали отпор врагу, побеждали и сообща строили свое белорусское счастье.
На Конституционном уровне в нашей стране закреплено: межнациональный мир – один из приоритетов государственной политики и мы гарантируем всем, кто приезжает к нам с миром, уважительное отношение. Здесь находят общий язык заклятые. Упреки и распри остаются у порога — по ту сторону нашей границы.
Александр Лукашенко:
Примеров, когда люди со всех уголков мира обретают в нашей стране вторую родину, не перечесть. Подробнее читать здесь.
Полыхающий Афганистан, армяно-азербайджанский конфликт в Карабахе, украино-российское противостояние – вот только несколько причин, по которым в последние десятилетия небелорусы обрели вторую Родину в нашей стране и стали нашими. К своим Александр Лукашенко обращался соответствующе – бережно и искренне.
Александр Лукашенко:
У каждого из вас своя история, своя судьба, у кого-то, к сожалению, своя беда. Пройденные вами испытания, преодоленные трудности, победа над обстоятельствами вызывают глубокое чувство уважения и искренней симпатии. Я очень надеюсь, что на нашей земле вы и ваши семьи обрели мир и благополучие. И коль мы собрались в таком составе, хочу услышать вообще, как вам живется в Беларуси? Есть ли какие-то проблемы? Может быть, системные проблемы, которые мы в будущем должны решить. Вы знаете, что Беларусь, говорят, маленькая, небольшая и прочее. Но, поверьте, здесь места много. Вы – наши люди. Что касается меня как Президента, я это не скрываю, никогда не было случая, чтобы вы где-то меня не поддержали или бросили в одиночку. Вы даже порой задаете тон наши белорусам: и добрым, и хорошим людям, и тем, кто сбежал. Вы для нас – самая настоящая ценность. Поэтому таких, как вы, мы всегда ждем в Беларуси, готовы содействовать вам в вашей жизни. Если случилась беда, поверьте, мы сделаем все, чтобы вы если ее не забыли, то каждое утро не просыпались с этой бедой.
А вопросы действительно были. Ко встрече с Президентом, приглашенные, разумеется готовились, хотя не малую роль в этом сыграли нынешние руководители их стран. Взять ту же Армению. Сначала Никол Пашинян винил весь ОДКБ свет и особенно Беларусь в потере карабахских земель, хотя Александр Лукашенко тысячу раз рассказывал о своих предложениях, которые могли бы помочь этого избежать, но кто-то предпочел слушать других, потом позволял себе вовсе не допустимые высказывания в адрес Александра Лукашенко и бойкотировал Минск. Теперь вот официальный Ереван стал на путь подготовки к референдуму о вступлении в ЕС. Европейского будущего хотят для Армении известные всему миру силы. А люди?
Георгий Егиазарян, председатель общественного объединения «Минское городское армянское культурно-просветительское общество «Айастан»:
Мы с Россией и Беларусью уже долгие годы строили отношения. И так резко повернуться и пойти туда… Будет ли там свет – мы еще не знаем. То, что мы здесь выключаем свет, это очень плохо. И отношение, хочу сказать, армян – я же постоянно общаюсь с Арменией, езжу туда постоянно, вижу отношение – нисколько не изменилось в отношении белорусов, Беларуси. Как было, как всегда – любили Беларусь – так и остается такое отношение.
На встрече во Дворце Независимости Георгий Егиазарян поднял вопрос о появлении в год 80-летия освобождения Беларуси улицы в честь советского маршала Ивана Баграмяна, он командовал первым прибалтийским фронтом – одним из четырех, которые очищали наши земли от захватчиков в рамках операции «Багратион». Пригласил главу государства и на фестиваль культур в Гродно. Оба предложения поддержаны Александром Лукашенко. Эти вопросы решаются в разы легче, чем тот, что витал в воздухе и это чувствовалось. Президент не располагает временем и желанием проводить мероприятия для галочки, поэтому счел необходимым ответить на то, что беспокоит.
Александр Лукашенко:
Неплохо было бы, если бы у нас, как и прежде, при всех недостатках и нюансах, строились добрые отношения с вашей второй родиной, Арменией, или с первой, как вы ее называете. Но, поверьте, нашей вины в этом абсолютно нет. Армения знаете в какой ситуации находится. Мы всячески старались помогать армянам, сотрудничали как с самыми близкими людьми, помогали всячески. И то, что случилось в Карабахе, – это вина только руководства Армении, только. Я их предупреждал лично, когда были все главы государств, или молчали, или против. Зачем воевать? Это была моя линия. Чтобы не подумали, что я в Питере сказал, я в Ереване в закрытом режиме это сказал. Потом попросил Путина, мы уже вдвоем начали просить Пашиняна: реши эту проблему. «Нет, мы будем воевать!» Довоевались? И чего обижаться на Россию, на нас? Ты же сам Карабах признал, что это территория Азербайджана.
Я с Алиевым дружен, он мне говорит: мы думали, как Карабах, как нам сделать так, чтобы мирно все было, чтобы армяне там жили. «Пусть живут», – говорит. А тут бах – заявление Пашиняна, что «мы согласны на территориальную целостность Азербайджана и Карабах ваш». На кого обижаться? Кто тебя за язык тянул? Похоже на нашего друга на Юге. Ты же будь выдержанным человеком, ты руководишь древней цивилизацией, древней страной!
Но если Карабах – это уже вопрос решенный, то за будущее-то еще можно побороться. Президент уже не настаивает и даже не пытается убедить, просто предостерегает ловцов журавлей.
Александр Лукашенко:
Мы не против сотрудничества с Западом, американцами, но вы же видите их политику. Не теряйте то, что у вас есть. У вас в руках эта синица. Ну не гоняйтесь пока за журавлем. Пускай эта синица у вас будет в руках. Не теряйте эту дружбу, это братство. Это единый рынок в экономике, это взаимная помощь. Не теряйте это, потому что вы, это потеряв, можете там не приобрести ничего. Ни нас, ни Армению, ни Украину (посмотрите, на наших глазах будет) никто нигде не ждет. Каждый занят своими вопросами. Армяне очень умные люди. В ближайшее время они разберутся, где их счастье. Они хотят решать свои проблемы за счет других. «Пусть украинцы с русскими воюют, убивают друг друга, няхай яны падохнуць усе», – это их. Я не оправдываюсь перед вами, но чтобы вы понимали, что нашей вины в обострении отношений с Арменией, с руководством Армении абсолютно нет. Армяне очень умные люди, они не потерпят ненормальной политики, которая не соответствует менталитету армянского народа. В ближайшее время они разберутся, где их счастье. Поэтому вы на это даже внимания не обращайте – это никак не повлияет на наше отношение к вам, людям, живущим на территории Беларуси.
Хочется верить: отношения вернутся на круги своя и между Беларусью и Польшей. Такую позицию озвучил глава Союза поляков в нашей стране. Александр Сонгин еще и депутат Палаты представителей. И у кого-то повернется язык сказать, что у нас здесь поляков как-то притесняют?!
Александр Сонгин, председатель общественного объединения «Союз поляков на Беларуси», депутат Палаты представителей Национального собрания:
Я, конечно, не могу говорить за всех, но подавляющее большинство белорусских поляков дышит воздухом родной Беларуси. Мы, белорусские поляки, – граждане Республики Беларусь. Живем и трудимся по законам нашей страны. Общаясь с жителями по обе стороны границы, очень четко понимаю, что простые люди ждут скорейшей нормализации отношений между странами. Уважаемый Александр Григорьевич, позвольте поинтересоваться, идут ли на контакт польские власти по предложениям белорусской стороны в части урегулирования существующих отношений?
Глава государства тоже за всех говорить не стал, как и не стал обобщать, все же Польша сейчас не едина. Политическое руководство там – себе, а народ – себе. И в подавляющем большинстве он к нам ближе: ценностно и ментально. В конце концов не нам ведь приходится чинить препоны для того, чтобы наши граждане в Польшу не ехали... Это с той стороны строят заборы за миллионы долларов и вооружаются. Сомнительно, но ладно, мы стоим на своем.
Александр Лукашенко:
Наша политика не агрессивна по отношению к Польше. Мы не стараемся навязать свою политику, не стараемся воевать с Польшей. Мы прекрасно понимаем, что в этой войне погибнут миллионы и никто не выиграет. И она нам не нужна. Нам нужны мир и покой. Вы, наверное, в этом убеждены. Белорусам больше ничего не надо. К сожалению, Польшу пытаются нынешние руководители, да и прошлые, сделать марионеткой США. Ну зачем 5 % валового внутреннего продукта, миллиарды долларов, полякам сегодня тратить на закупку оружия? Кто собирается нападать на Польшу? Ну а нам что от поляков нужно? Нам ничего не нужно. Что нужно полякам от нас? Ну, понятно, надо опять Западную Беларусь, Западную Украину туда. Кто-то еще вот этими амбициями страдает. Послушайте, это абсолютно невозможно. Вы тоже это понимаете. Покорить Беларусь никому не удастся. У нас достаточно друзей, да и мы не лыком шиты. Тем более на этой территории, как у нас раньше говорили военные, болотисто-лесистая местность.
Невозможно здесь воевать, положишь тучу, миллионы людей погибнут. Время нас рассудит, поэтому мне перед нашими поляками, перед вами абсолютно не стыдно. Мы готовы хоть завтра нормализовать с ними отношения. Зачем закрыли погранпереходы? Ну поляки из Польши, наши поляки, ведь там по живому граница проходила, на могилки ходили, а сейчас же на могилу нельзя попасть. Если наш поляк занимает какую-то конструктивную позицию, он Польше враг. Почему? Я уже не хочу в детали вникать, поэтому вам не должно быть стыдно за ту политику, которую мы проводим в отношении Польши. Мы хотим, чтобы было тихо и спокойно здесь и в Польше. Если, не дай бог, что-нибудь случится в Польше, как в Украине, нам легко не будет. Но они должны понимать, что нас на колени поставить невозможно! Это пустое дело, потратят деньги, и, не дай бог, погубят людей.
Но если хочется устроить скандал, то повод найдется. Сначала польское руководство культивировало историю с мигрантами, предъявив нам претензии за то, что наши пограничники не работают еще и за польских. Потом стали работать над созданием образа агрессора в лице Беларуси. Но вернулись к хорошо забытому старому – кровавая диктатура и политзаключенные. Так и хочется сказать посмотрите в зеркало.
Александр Лукашенко:
Какие права человека? Вы убиваете людей! Внаглую убивают этих мигрантов, которые через забор перелезли, подкоп там организовали. Они их убили и нам через границу выбросили. Или полумертвых, или мертвых. Мы их лечим за свой счет, спасаем этих людей. Какие права человека, какие претензии вы к нам предъявляете, если вы лишаете главного права людей – жить? Почобут, Почобут, Почобут. Слушайте, хорошо, забирайте. Он говорит, а я туда не поеду, мне не надо. Они и не хотят его забирать. Просто это стало политической разменной монетой. И когда мы говорим: забирайте – «нет, нам не надо». И этот говорит: я туда не поеду. Вы, наверное, это уже знаете, это прозвучало и из уст поляков. Вы видите, что используют любой повод для того, чтобы обострить отношения. И полякам это не надо, и нынешнему руководству Польши это не надо. Они это понимают. Но дядя Сэм заставляет. Американцам надо, чтобы здесь, в Европе, была война. Тогда они будут в фаворе. Я понимаю, что не может быть только одна сторона виновата, а другая нет. Поэтому я и своему правительству, и публично говорю: «Не надо ссориться с поляками». Может, мы где-то что-то недоработали. Давайте будем с ними по-хорошему, давайте будем делать шаги навстречу.
Нет, они там крутят-верят: китайцы Лукашенко заставили, чтобы он смягчил политику в отношении Польши. С Китаем мы не обсуждали даже эти темы. Никогда Си Цзиньпин, зная меня, никогда не скажет, что ты там с Польшей что-то сделай. Китайцы умные руководители – и люди, и спецслужбы. Они знают, в чем причина. Но главное, я вам клянусь, мы никогда эту тему с Китаем не обсуждали. И то, что туда идут меньше сегодня беженцы, как они вчера заявили, в два раза меньше, слушайте, ну зачем собачиться все время с ними? Я уже говорю, ну ладно, давайте предупреждать афганцев. Это же афганцы, иракцы, сирийцы бегут. Даже из Африки люди через нас пытаются в Германию пройти, даже не в Польшу. Поляки, руководство на этом зарабатывали деньги. Коррупция там процветала. И сейчас точно так. Давайте поработаем с сирийцами, с афганцами вот недавно встречался госсекретарь, обсуждали вопросы. Предупредите их, чтобы не ехали сюда, не шли в эту Европу. Убьют просто. То есть мы начали за них работать там, в Афганистане, где людям тяжело.
Глава государства прямо сказал: польское направление сейчас под особым вниманием наших военных и спецслужб. И это несмотря на то, что боевые действия идут южнее. Украина истекает кровью не год, не два – с 2014-го к нам едут беженцы. Президент еще тогда принял решение: в своих правах они будут равны с белорусами. Медицина, образование – все бесплатно, как для своих. Не так давно было принято решение об упрощенном получении гражданства, к слову, Владислав Кадира, председатель белорусского общественного объединения украинцев – уроженец Волынской области, совсем близко к нашей границе – им и воспользовался.
Владислав Кадира, председатель Белорусского общественного объединения украинцев:
Сегодня мы собрались в этом зале, представители единой семьи, представители нашей любимой многоликой Беларуси. И мы должны стать, я надеюсь, уже стали, наглядным примером и образцом для всех государств планеты. Мы вместе, плечом к плечу трудимся созидаем. Мы разные, но мы едины. Мы единая семья нашей Беларуси.
Александр Лукашенко:
Говорить по Украине мне какой смысл? Уже столько сказано…
Но все же сказал, потому что болит. Украина имела все шансы остаться мирной и цельной, но кто-то не сдержал своих обещаний. Спустя время их удобно аннулировать, той же Меркель и Олланду, таким образом снимать ответственность с себя и говорить: именно так и было задумано. Но во Дворце Независимости они были не одни, если что.
Александр Лукашенко:
В Минске собрались, вот за этим столом. Оказывается, собрались, чтобы обмануть Россию – они сейчас так говорят на Западе. Все это фигня. Никто тогда не собирался, чтобы кого-то обмануть. Все рассчитывали, что вопрос будет решен. Это уже сейчас модно, поэтому они так заявляют, врут – и Меркель, и Олланд, который француз, приезжал. Все они с серьезными намерениями приезжали. Нормально договорились. Так они же похерили, они же не стали решать эти вопросы по договоренностям, украинцы, и этим гордились. Зеленскому – ну, пацан – ему досталась эта власть с огромными проблемами. Ну так ты их решай, ты же обещал решать! Так он до войны довел.
Президент, в силу своего политического, да и жизненного, опыта, которого очевидно не хватает стоящему у руля Украины, призывает мыслить шире, видеть тех, кто играет, чтобы не стать разыгранной и битой картой. Еще не поздно.
Александр Лукашенко:
Не дай бог, сменится власть, для Украины не дай бог, в Америке, они скажут: мы вас не знаем. Я и Володе Зеленскому об этом говорил. Говорю, Володя, придут новые люди в Евросоюзе, и там проблем будет много, многое изменится, они о тебе забудут. И я с Путиным долго на эту тему говорил. Он мне говорит, передай ему, я готов. Договоримся, и потом мне говорит: послушай, передай это, еще и Порошенко был, я помогу восстановить вот этот Донбасс, помните, Дебальцево там. Вот первые только стычки были. «Я помогу восстановить. Я деньги дам и газ, и нефть, у нас этого хватит». Я побежал как собачонка к ним, позвал Порошенко на Припять, мы с ним встретились. Говорю, вот это, это, Зеленскому об этом говорил. «Нет». А почему, не дураки же? Американцы толкали, толкали. Им надо за наш счет решить проблему с Россией, а потом с Китаем разобраться. Они за счет этого живут. Если они не решат вопрос с нами, Россией, Китаем, с Ираном сейчас и прочее, они богатыми не будут. Они уже печатать свою валюту так не смогут. Новая валюта появится. Вон уже цифровой рубль появляется, еще чего-то. Они уже увидели в мире, что значит Америка с их долларом, если они в ядерной державе золотовалютные резервы забрали. Вы знаете, 300 с лишним миллиардов, которые были размещены за пределами России. Такой был порядок.
С нами так разговаривать никто не будет. То есть мир сейчас пришел в такое шевеление, мир настолько нестабилен, что ни я, ни вы не можете предсказать, что будет завтра. Поэтому надо успокоиться. Нашими руками нас будут убивать. Это и делают. Поэтому надо остановиться. Нам втягиваться в эту бойню не надо, потому что будет нелегко. Хоть кому-то это очень-очень нужно. Нужно выдержать, нужно вытерпеть. Главное, чтобы наши люди понимали, что это не просто сейчас.
За одним столом во дворце Независимости сегодня армяне и азербайджанцы, литовцы, афганцы, украинцы, дагестанцы, казахи, молдаване и туркмены – и все они белорусы.
Александр Лукашенко:
Это наш дом с вами, вы у нас последний кусок не забираете, вы трудяги, вы работаете на себя. А работать есть где, даже не хватает порой рабочих рук. А среди вас и врачи, и учителя, и, самое главное, патриоты. Я своим белорусам часто привожу вас в пример – вот, смотрите, люди приехали, а более патриотичные, чем другие.
Встреча нашим Президентом, а только так все называют Александра Лукашенко, длилась больше, чем позволил плотный график главы государства.
Александр Лукашенко:
Спасибо огромное. Мы заговорились, вы сорвали мне практически рабочий день, но я рад, что с вами встретился.
Но однозначно того стоила. Когда есть понимание и доверие, нужно приложить много усилий, чтобы их разрушить, поэтому так важно не отмахиваться и читать между строк, чувствовать запросы и незаданные вопросы – то, что сегодня и делал Президент страны, которая взяла на себя обязательство быть Родиной для всех, кому это действительно нужно.