Президент рассказал, готов ли он нажать «красную кнопку»: мы ответим мгновенно и адекватно
Войны мы не хотим, но в случае агрессии ответ будет мгновенным и зеркальным. Об этом 15 августа в большом интервью телеканалу «Россия» заявил Президент Александр Лукашенко, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Белорусский лидер встретился с ведущим программы «Большие воскресные вести» Евгением Поповым. После эфира ответы главы белорусского государства традиционно разберут на цитаты, ведь речь шла о событиях, от которых зависит спокойствие и благополучие не только в регионе, но и в мире в целом. Одной из главных, ожидаемо, стала тема Украины. В частности, интервьюер попросил Александра Лукашенко прокомментировать инцидент с украинскими беспилотниками. Напомним, на минувшей неделе силами белорусских систем ПВО были ликвидированы летательные аппараты, вторгшиеся в наше воздушное пространство. Киевские власти отреагировали дерзко, обвинив Минск в нагнетании антиукраинских настроений.
Фото: president.gov.by
Евгений Попов, ведущий телеканала «Россия»:
Вот это хамство со стороны украинских официальных лиц, оно когда-то закончится?
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Женя, оно идет от «95-го квартала». Настоящие дипломаты себе такого не позволят, даже если нечего обсуждать. Это во-первых, а во-вторых, я тебе уже сказал, что не всегда мы, главы государств, а дипломаты постоянно, говорят то, что не думают. Есть что обсуждать. Мы получили сигналы сразу же от тех, кто ответственно ведет политику, и от военных украинских. Они озаботились. А что? А потом же они перебросили подразделения к нашей границе, дополнительно, когда мы увидели, что мы формируем соответствующее подразделение на границе. И они, вот вы видели их, они заняли свои позиции. Позиции, которые нами определены были давно. Я сторонник того, чтобы мы предусматривали все.
Если вдруг момент или время «Ч», каждое подразделение (рота, батальон) должны выйти и стать на свою позицию. Каждому определены. Бригады известны наши, батальонные тактические группы известны, там будет их не менее 20. Не менее, больше будет. И они это увидели. Они постоянно нам говорили, и западники, что им война с Беларусью не нужна. Мы это понимаем и говорим, что не собираемся с сами воевать. Не потому, что вы хорошие а потому что мы с Россией не готовы увеличить фронт на 1 200 километров. И Курск это показал. Что это надо объявлять мобилизацию, чего хочет Запад от нас и прежде всего от России, чтобы изнутри взбудоражить общество. Поэтому мы к этому не готовы, мы это не хотим. Мы не хотим эскалации, и мы не хотим этой войны против всего НАТО. Мы этого не хотим. Но если они это сделают, и на это пойдут, у нас другого выхода не будет. И никаких, Женя, никаких – можешь это прямо в своей передаче подчеркнуть – никаких красных линий не будет. Она есть, эта линия – государственная граница. Как только наступили на нее, говорю как пограничник, ответ будет мгновенный. Он подготовлен, приказы в сейфах, как положено.
Возможно ли разрешить конфликт мирным путем? К этой теме во время интервью возвращались не раз. Вывод неутешителен: благоприятный исход не нужен западным куколоводам. Им война на руку. Но белорусский лидер не раз предупреждал: от этого костра может полыхнуть весь мир. Журналист интересуется: при каких обстоятельствах Александр Лукашенко готов нажать «красную кнопку»?
Александр Лукашенко:
Слушай, «красные кнопки» уже все вокруг понажимали. По периметру Беларуси и России уже понажимали эти «красные кнопки», осталось только самую «красную» нажать. Поэтому в моральном отношении, наверное, нам с Путиным, принимая такие решения, уже даже неудобно об этом говорить. Во-вторых, когда здесь появилось тактическое ядерное оружие, я им прямо сказал… Хоть они там и говорят: он же дурной, применит оружие. Я им сказал: мы не собираемся никакого оружия применять, пока вы не наступите на нашу государственную границу, она же граница нашего Союзного государства. Россия по нашему договору вводит свои подразделения, определено, какие армии, в Беларусь. И мы принимаем первый удар, а дальше нас подстраховывает Россия. Это общая война Беларуси и России против этих зверей. И что, мы должны ждать, пока они, как 85 лет назад, растопчут нашу страну, как это было с Советским Союзом? Нет. Поэтому мы ответим мгновенно и адекватно.
Если они хотят, чтобы этого не было, давайте сядем за стол переговоров и закончим эту драчку. Она ни украинскому народу, ни россиянам, ни белорусам не нужна. Она нужна им. Я не могу привести эти факты, они абсолютно закрыты, где они в открытую говорят, высокопоставленные люди: пусть бьют друг друга, пускай они в этом котле все подохнут. Это высокопоставленные лица об этом говорят. Американского происхождения, чуть-чуть приоткрою вам. Это что, нормально? Они хотят, чтобы мы друг друга уничтожили.
Происходящие в Украине события преподносят урок: не патологическая зависимость, а только сотрудничество на равных – именно на этой основе нужно выстраивать отношения между странами. И белорусско-российское партнерство в данном контексте может служить если не эталоном, то однозначно хорошим примером. Четверть века две страны живут в едином Союзе. Как в любой семье, были сложности и недопонимание, но их преодолевали вместе, тем самым укрепляя доверие друг к другу. Этот диалог продолжается и сегодня. На равных.
Фото: president.gov.by
Александр Лукашенко:
Вы видите наши отношения. Абсолютно близкие. У Президента Путина ни с кем нет таких отношений, как с Беларусью. Это естественно, тут ничего не надо придумывать, никакой конспирологии. Мы союзники – этим все сказано. Даже не в союзе дело. Некоторые говорят: мы русские люди. Чем мы отличаемся, белорусы от русских? Да ничем. Я когда-то в шутку говорил: белорусы – это те же русские, но со знаком качества. Так, в шутку. Ничем мы не отличаемся. Ты говоришь о союзе: мы неугодны были для России, не та политика, шапку Мономаха кто-то хочет схватить в Кремле и так далее, и тому подобное. И в силу этого шел такой прессинг на Беларусь. Но я все равно вместе со своими коллегами проводил ту политику, которая проводится сейчас. И часто даже у нас с Путиным были разногласия, и серьезные. И я говорю: знаешь, мы можем ссориться сколько угодно, но мы должны видеть интересы собственного народа, во-первых. Во-вторых, придет время, когда будем стоять спиной к спине и отстреливаться вдвоем.
Ох, как нас РТР и все каналы тогда критиковали. Возьмите эти материалы и посмотрите: да ну, как, спиной к спине, да не будут такие времена… А военные ваши говорили: да что там Беларусь, подумаешь, тут 800-1 000 километров, мы стрельнем из-под Москвы через Беларусь и поразим любую цель на Западе. Оказалось, это не так. До того, как стрельнуть, и найдутся ли такие люди, которые могут стрельнуть соответствующим оружием… Оказалось, стоим спиной к спине. Когда началась специальная военная операция, я откровенно рассказывал, она началась, и через несколько дней мы с Путиным встречались. И до этого он говорит: я тебя прошу, прикрой нас с тыла. Я говорю: какого тыла? Стык Украины, Беларуси и Польши. Я так подумал: молодец, чувствует же, что эти мерзавцы могут что угодно. И тогда я сказал, что мы не позволим русским в спину стрелять. Мы тогда подняли практически пол-армии и закрыли то направление. Они поняли, что шутки в этом плане плохи. Поэтому вот, стоим. Иногда спиной, иногда друг на друга глядя, и сражайся против этих циников.
А завистники и дальше пытаются вставлять палки в колеса. Интервьюера интересовало мнение белорусского Президента по поводу действия властей Литвы. Уже 16 августа в прибалтийском государстве вступит в силу запрет на въезд для легкового транспорта, зарегистрированного в нашей стране. А те белорусские автомобили, которые сейчас находятся на территории Литвы, обязаны покинуть ее до 18 января 2025 года.
Фото: president.gov.by
Александр Лукашенко:
Я бы на вашем месте многие вопросы, касающиеся Литвы, и не комментировал, потому что они не знают сами, что творят. Если бы там были ответственные политики, мы могли бы обсуждать их политику. Но там ответственных политиков нет.
Евгений Попов:
С точки зрения граждан, наших, белорусских, это повлияет?
– Слава Богу, наши перестанут вывозить деньги за пределы Беларуси и России. Огромные деньги, миллиарды долларов вывозили. Сейчас не будут вывозить – если смотреть с точки зрения экономики. Если смотреть с точки зрения политики, это полное безумство. Они делают все то, что не нравится людям в Литве, гражданам Литвы. Что бы мы о литовцах ни говорили, это очень трудолюбивые с советских времен люди. А они сравнивают то, что было в Советском Союзе, и сейчас. В Советском Союзе та же Украина, Литва жемчужинами были. Я-то это хорошо помню, Литва была очень развитой страной. Можем называть приемники, автомобили и прочее советского времени. Они ведь это могли развить до уровня тех же «Мерседесов».
Сейчас у них вообще ничего нет, на этом месте руины. Поэтому товары они не могут предложить свои. А если так называемые литовские, значит, немцы или еще кто-то построили завод. И вот они со всего Союза вплоть до англосаксов вдоль границы – грубо говоря, магазинов, точек хватало, они их и строили – туда вывозили товары, а мы от своего, точно, бешенства… Обязательно надо было купить что-то импортное. Если не Gucci и Versace, то все, ты уже никакой. Я не знаю, ты какие костюмы носишь, а я ношу белорусские костюмы, сшитые у нас в ателье, что и раньше шили. Я вам просто советую на это бешенство не обращать внимание. Может, где-то через запятую как пример приводить безумства Запада и Европейского союза. И до чего они могут довести своих сателлитов, которые не играли в истории и не играют сегодня никакой роли.
Интервью длилось более двух часов. Российский журналист отметил деловой тон беседы и конкретику в ответах белорусского лидера, каких бы сложных тем ни касались вопросы.
Лукашенко: власти Литвы делают всё, что не нравится их гражданам