В ближайшее время мы уйдём от импорта яиц! Главное из визита Лукашенко на Солигорскую птицефабрику
Вопросы развития отечественного птицеводства 3 октября рассмотрели на самом высоком уровне. Конкурентоспособность продукции, снижение зависимости от импорта, научное сопровождение – эти темы стали ключевыми в ходе совещания с участием главы государства. Александр Лукашенко оценил работу Солигорской птицефабрики, посещая Минскую область, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Президент комплексно рассмотрел состояние дел в центральном регионе. В первую очередь поинтересовался – ходом сева озимых культур. Обсудили также вопросы обращения с энергонасыщенной техникой, говорили и о недопустимости отчуждения сельхозземель. И все же центральная тема – птицеводство. Шла речь о перспективах сферы и вопросах, которые требуют первостепенного решения.
Солигорская птицефабрика – предприятия с более, чем полувековой историей. На начальном этапе десятилетия назад, здесь получали 3,5 миллиона яиц в год. Сегодня такое количество выпускают за три дня. И по этому показателю фабрика крупнейшая в стране. Каждое седьмое куриное яйцо – из Солигорска.
Развитие отрасли птицеводства сегодня в центре внимания на самом высоком уровне. Разговор решено вести на этой птицефабрике. Тем более здесь единственное в стране производство перепелиных яиц. Но прежде, чем перейти к главной теме – ряд вопросов о делах земных.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Вы очень долго засиживаетесь на совещаниях. Надо меньше говорить, а больше делать. Это вам мой совет публичный. Меньше говорить, больше делать. И твое дело: на ухо левое шепнул и пошел. Он пускай решение принимает. В противном случае в чем опасность? Ты его отсекаешь от подчиненных. Он должен управлять, руководить, и подчиненные должны знать, что есть губернатор.
– Он управляет.
– Ничего не управляет. У него характер мягкий, и ты начинаешь там душить. Ну ничего, я тебе скоро такую работу найду, где надо душить. Потому что обнаглели до крайней степени. Отвратительная работа в некоторых хозяйствах. Сидят и чего-то ждут. Ты знаешь, что потом придется закрывать бюджетными деньгами, а где их взять.
В ходе визита в Городец в минувшую субботу глава государства раскритиковал ответственных за положение дел и неисполнительность. 3 октября разговор тоже конкретный и не без замечаний.
Александр Лукашенко:
Не втирайте мне очки. Вы просто позоритесь. Я Александру Николаевичу Косинцу рассказывал, как бывалому мужику. Поле, как я был директором, с тех пор и не пахалось. Выгон. Когда было много в деревне скота. Выгоняли туда скот. С тех пор никто ничего не пахал. Я туда проезжаю – вспахали. Хотите показать? Сделайте по технологии. Пройдите дисковыми боронами, разорвите этот дерн, а потом запахивайте.
Увиденной в Городце – сегодня вспоминали несколько раз. Это красноречивый пример где явно видны системные недоработки.
Работать надо, нужно зарабатывать! – Лукашенко во время визита на Солигорскую птицефабрику
Уже говоря о развитии птицефабрики, затронули ход модернизации. Предприятие расширилось за счет открытия перепиленной фермы – инновационной. Здесь создан замкнутый цикл с автоматизированным сбором и упаковкой яиц. При обсуждении возник вопрос территориальный. Президент озвучил категоричное решение.
Александр Лукашенко:
Чтобы запомнили: никаких новых земель из сельхозугодий мы никому под строительство приусадебных участков давать не будем. У нас огромное количество участков в деревнях, старых, новых деревнях и так далее. Там, где еще можно осваивать, куда мы не влезли.
Вот я говорил о приусадебных участках, которые надо разработать в будущем году. Будет спрос очень серьезный, Косинец будет за это отвечать. Чтоб все распахали, ненужное убрали. Чтоб была деревня как деревня. А у нас так: я хочу что-то построить. Ну иди строй. В деревне же намоленное место, иди строй. Нет, я хочу вылезть на поле, здесь. Это исключено. Это единичные случаи – под инвестицией какие-то и так далее. И то, это все решение Президента: лес и сельхозугодия. Чтоб все понимали, что в будущем году будет полный запрет на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения.
Что касается самой новой фермы. Перепела здесь не отечественной селекции. Будет ли белорусская птица и когда. Ученые и практики поделились ожиданиями.
В настоящее время строительство селекционно-генетического центра продолжается. Птицеводы работают в тесной связке с учеными. Задача: снизить зависимость от импорта.
Александр Лукашенко:
В Великобритании яйцо покупаете?
– Нет, яйцо они не продают. Суточного цыпленка.
– Вы хотели бы яйцо купить, а они говорят: нет, цыпленка покупайте. Завтра скажут, не дадим. Что?
– Вся генетика птицеводческая, она сосредоточена в трех-четырех компаниях, но не у нас. Это в основном Англия, Германия.
– И это их прибыль, и поэтому санкции ввести это себе во вред сильно, поэтому они с нами работают.
Центр начали строить несколько лет назад по указу Президента. Ответственный – агрокомбинат «Дзержинский». У Александра Лукашенко есть вопросы к руководителю. Главный – почему затянули сроки.
Почему он затянулся? Очень много новых технологий здесь применили. Плюс здесь оборудование. Во всех этих зданиях находится индивидуальная клетка. Это искусственное осеменение, это отдельная клетка на каждую курочку. Почему пошли строить вот эту и эту площадки? Для того чтобы ускорить процесс выхода на финальный результат.
У нас генофонд на сегодняшний день сидит в старых зданиях. Мы от этого генофонда отбираем племенное яйцо и инкубируем его на своих инкубаторах, которые сегодня существуют. Затем мы сажаем, первую сдаем эту площадку, сажаем. Здесь птицы растут 4 месяца. За это время, к августу месяца 2026 года, мы выстраиваем вот эту площадку. В 4 месяца она переезжает сюда. И только в 10 месяцев мы можем по технологии отбирать отсюда яйцо. Это уже тот наш генофонд. Затем мы это яйцо направляем уже в свой чистый новый инкубатор. И заселяем опять уже сюда.
И это нам здание нужно в сентябре-октябре 2027 года. Мы отбираем из тысячи курочек одну, отбираем яйцо опять в инкубатор и только здесь мы уже создаем после испытателя новый генофонд. На сегодняшний день наши ученые уже достигли 307 яиц и расход корма 1,36 в год. Мировая практика – где-то 320. Но я думаю, когда мы создадим идеальные условия для нашей птицы и сможем отслеживать все эти направления, мы уже на 310 выйдем после первого круга. И тогда мы в 2029-м – начале 2030 года создаем прародителей. У нас по плану выходит 1 миллион 100 цыплят. Для нашей страны необходимо 250 тысяч. Мы обеспечиваем всю нашу страну. И сегодня уже этим проектом интересуются русские наши братья.
Александр Лукашенко:
Александр Николаевич, мы правильно поступили, что ему отдали этот центр?
– Правильно.
– Компетенции мы могли забрать у него и развивать независимо.
– И кадры, и преемственность, и уже наработанная вся логистика. Мы правильно сделали.
– Вопрос в том, что здесь не будет дополнительных затрат по кормлению, по людям, по содержанию, по работе персонала. Здесь все делаем мы. А научной работой занимаются ученые.
Думать об импортозамещении. И о реализации продукции. Президент ориентирует: отдавать свой рынок никому нельзя. Например, перепелиное яйцо и внутри страны востребовано, хорошо идет и на экспорт.
Александр Лукашенко:
Инна говорит о том, что они не против, чтобы школы больше брали. Дети. Японию приводила в пример, что они пошире это делают. И делали силой. Вот я тебе говорю: душить. Но это образно. Надо проработать из будущего года. А почему нет? Перепелиное яйцо. И вопрос в том, что она, оказывается, его варит и очищенное поставляет. Но так у нас же они перетрудились в школе, чтобы по три этих маленьких яйца сварить и очистить.
– А на 30 % по своим свойствам и качествам лучше придут.
– Тут надо заставить их брать это яйцо. Это с ними договориться надо.
Требования к содержанию и технология выращивания перепелок строгие. В цех пустили ограниченное число людей. А главе государства подарили птиц – двух мальчиков и семь девочек.
– Мальчики, наверное, помельче.
– Бедненькие. Замучили эти девчонки.
– Один к трем обычно.
– А у кур? Один петух на сколько кур?
– На 10.
– Я думал, поменьше.
– У нас один к трем, в нашем селекционно-генетическом центре. У нас все отмаркировано, чтобы понимать, от какой перепелки яйцо снеслось. И смотрим массу яиц. Чтобы отобрать лучших из лучших. В этом состоит селекция.
– Все, спасибо.
Конструктивный разговор продолжили уже на совещании. Глава государства кратко обозначил положительные моменты, однако призвал сконцентрироваться на проблемных вопросах отрасли. Насколько конкурентоспособны небольшие фермы и фабрики, что с падежом? И главное, как уйти от импорта.
Александр Лукашенко:
Для комплектования птицефабрик родителями прародительское стадо мясных цыплят мы завозим. Также и в яичном птицеводстве. Каждая птицефабрика работает напрямую с зарубежными партнерами.
Мы пришли к тому, что в ближайшее время от импорта яиц уйдем. Понадобится еще лет, может, 5-7, если мы с учеными начнем заниматься этим немедленно для того, чтобы уйти от импорта бройлерного исходного материала. Полная зависимость от импорта не гарантирует стабильной работы птицефабрик. Каждый завоз птицы связан в том числе с вероятностью заноса новых инфекций, а также (что очень актуально) со срывом поставок.
Получать свою белорусскую птицу выгодно и решить вопрос поможет еще один репродуктор – это предложение главы Минсельхозпрода.
На одном цыпленке переплачиваем! Президенту доложили об импортозамещении в птицеводстве
В ходе продолжительного разговора поднимали важные для отрасли вопросы. Звучали мнения, предложения. Похоже со стратегией определились. Сегодня Беларусь входит в число лидеров региона по производству продукции птицеводства мяса и яиц. Это то что всегда востребовано. И то, что приносит немалый доход, но важно! При грамотном подходе.