Сменили город на хутор – пообщались с семьёй, которая перебралась жить в деревню
Все наши сельскохозяйственные успехи стали возможны благодаря простым людям: тем, кто не боится тяжелой работы, потому что с детства привык трудиться на земле. «Потеряем деревню – потеряем государство», – Александр Лукашенко повторял эту фразу не раз, сообщили в программе «Акценты» на «РТР-Беларусь».
Старшее поколение хорошо помнит культовый советский фильм «Белые росы». Его снимали в окрестностях Гродно. «Девятовка» стала прототипом многих сел, из которых в 80-х массово уезжала молодежь.
Сейчас же наоборот: перспективу в деревне видят все больше молодых семей. Жить в своем доме, работая «на удаленке», становится модно. Решение переехать за город, конечно, не для слабаков. На участке нужно и траву покосить, и за самим домом сотрудники ЖЭСа ухаживать не будут. А еще там нет всех благ, к которым мы привыкли в мегаполисе.
Ритм города на тишину сельской жизни сменила семья Середа. А со своего хутора теперь ведут блог, который набирает десятки тысяч просмотров. 31 августа они с нами на прямой связи.
Здравствуйте! Вижу, этот воскресный вечер у вас проходит на террасе. В квартире такой романтики, конечно, не устроишь. Ирина, Дмитрий, как вообще отважились на переезд из города? И наверняка после этого жизнь сильно изменилась?
Дмитрий Середа:
Продумывали, конечно, варианты, когда дети разъедутся, чем мы будем заниматься. Жизнь на диване уже наскучила как-то. И вот решили проехать, посмотреть, что вообще сейчас у нас в наших окрестностях, приоритеты какие мы выстраиваем, что можно найти. И вот мы приехали на этот участок, мы сразу влюбились, и как бы сам вопрос решился. Это, наверное, нам было суждено. Екнуло что-то: вот это наше, нам это надо, мы хотим этого.
– Такое решение приняли родители. А как дети? Никита, бытует мнение, что молодежь все же стремится в города. Чем занимаешь себя в деревне?
Никита Середа:
Естественно, по хозяйству: всегда надо курочек покормить, козу вывести. Ну и строительные работы какие-то: стройка идет уже второй год.
– Папа его много чему научил.
– Да. И бесценный опыт, конечно, в строительстве получил.
– Если сравнить жизнь на селе, и в городе. В мегаполисах обычно все под рукой: кафе, школы, транспорт, медпомощь... Всего ли вам хватает в деревне?
Дмитрий Середа:
Какой-то разницы мы не ощутили, потому что у нас два водителя, грубо говоря. В любой момент сел и поехал куда надо: кинотеатр, любой магазин.
– Сейчас деревни так развиваются, сейчас в деревнях есть все. У нас здесь есть частный магазин, есть ФАП.
– Автолавка ездит два раза в неделю.
– Как-то мы не ощутили каких-то таких потребностей.
– На сегодняшний день, я скажу, деревни развиваются. Вот ездим-ездим, наблюдаем пустырь – потом фундамент, домик появляется.
– Значит, будущее у белорусских деревень все же есть. Спасибо! Это была семья блогеров, которые решилась на переезд из города в деревню и не прогадали.
В принятии таких серьезных, практически судьбоносных решений, очень важно не разочароваться. А что государство делает для того, чтобы жизнь на селе была комфортной?
На неделе эту тему обсуждали у Президента. Да, белорусское село удалось спасти, но проблемы еще остаются.
Задействуйте любые ресурсы! Лукашенко потребовал создать эффективную систему торгового обслуживания
Серьезный разговор по работе Белкоопсоюза, что называется, назрел. Организация сдает по многим позициям, а убытки покрывают за счет бюджета.
Александр Лукашенко:
Как мне докладывают, положительных подвижек в финансовых потоках от торговой деятельности нет. Убыток – 33 миллиона рублей. А вот они себя не забыли: зарплата у руководства Белкоопсоюза выше, чем у министров, в полтора раза.
А вот обычные продавцы о министерских зарплатах и не мечтают. Магазины на селе часто закрываются из-за того, что в них некому работать: не хотят из-за мизерных окладов. Но людям обещают улучшить условия труда.
Инесса Короткевич, председатель правления Белкоопсоюза:
У нас более четырех тысяч, если быть точной – 4171 стационарный объект, 482 автолавки, которые обслуживают сегодня почти 13 тысяч населенных пунктов. И мы проезжаем ежегодно более 14 миллионов километров, не имея таких условий поставки по основным нашим товаропроизводителям, как имеют сетевые структуры.
У нас, журналистов, тоже «разъездной» характер работы. В командировках по стране часто проезжаем мимо таких маленьких магазинчиков в деревнях. Мы попросили несколько съемочных групп, которые на этой неделе работали в разных регионах, побыть «ревизорами», чтобы узнать, как реально обстоят дела с торговлей на селе. И вот что из этого получилось.
Деревня Засовье Логойского района и ее единственный магазин. Не супермаркет, конечно, но все необходимое есть. На прилавках, кроме продуктов, можно увидеть и промышленные товары, да и покупателей немало.
Но это недалеко от Минска, а если проехать вглубь страны? В Сенненском районе Витебской области мы застали более печальную картину. Амбарные замки, разбитые окна. О том, что здесь когда-то были продуктовые магазины, напоминает лишь вывеска.
Сиротливо стоит у дороги и бывшая торговая точка в деревне Ясиновка Каменецкого района Брестской области. Здание пустует уже несколько лет. И больше в деревне магазинов нет.
Тема болезненная, и обстоятельный разговор у Президента длился больше двух часов. Глава государства поставил задачу: выработать вертикаль торгового сервиса и создать эффективную модель торговли в регионах. Но комфорт – это ведь не только про магазины в шаговой доступности. Доступными должны быть и медицина с образованием. Еще один острый вопрос – закрытие детских садов и школ.
Президент – управленцам: разбрасываете эти деньги, как будто нам нечего больше покупать
Не закрывать детсад в Толочинском районе местные жители попросили у Президента, сняв обращение в TikTok. Родителей не устроило решение возить детей в соседний населенный пункт.
Население около 400 человек составляет, агрогородок, но, к сожалению, в последнее время в нашем агрогородке закрываются многие учреждения, организации. Закрылась школа, закрывается. Один из магазинов закрылся.
Это практически умирает деревня. Если не будет детского сада, школы нет, даже просто не будет слышно ни одного детского голоса в ней.
Президент просьбу услышал, детский сад сохранят, но хочет, чтобы и его услышали чиновники на местах и «жалобщики» из TikTok. Проблема проблеме рознь. То, что можно решить без вмешательства главы государства, нужно урегулировать локально. Иначе зачем тогда местные исполнительные власти?