Проекты / «Акценты» / 8 декабря 2024 22:08

Лукашенко об учёных: я не против того, чтобы люди получали, но деньги должны быть заработанными

Оценивая результаты периода между двумя президентскими выборами, серьезный прорыв случился с запуском БелАЭС, колоссальный вклад в экономику страны. Возможно, когда-то мы будем думать об атомной энергетике, как о чем-то само собой разумеющимся. Как об электрической лампочке, например. Кстати, именно так ведь в мультфильмах изображают, когда на ум приходит идея. И больше всего таких озарений ждем от наших ученых, сообщили в программе «Акценты» на «РТР-Беларусь».

Отдельные успехи Академии наук бесспорны, но этого недостаточно, считает Президент. Государству нужны разработки, которые будут приносить реальную прибыль. Непростая дискуссия прошла во вторник во Дворце Независимости. Александр Лукашенко встретился с рабочей группой по анализу деятельности НАН.

Будет результат – в долгу не останемся! Какие предложения по улучшению работы НАН озвучил Президент?

Сегодня в структуре НАН – около 10 тысяч сотрудников. А что с эффективностью? Если говорить о важнейших задачах экономики, только 8 %  разработок НАН смогли заместить импорт. Вторая трудность – низкая коммерциализация. Бюджет в основном распределяют по тем программам которые даже изначально не нацелены на получение прибыли. Проблему результативности Академии наук поднимают не в первый раз, только это говорит о сложности вопроса, в котором предстоит разобраться. Глава государства уже встречался с учеными. А полгода назад подключили Комитет госконтроля. Рубить с плеча никто не собирается.

НАН

Ведь главное – найти ответ на вопрос: что делать? Как выстроить работу НАН, чтобы та давала больший результат для экономики страны? И в конечном итоге улучшала нашу с вами жизнь, комфорт и достаток. Да, у нас немало исследователей, которые науке посвящают всю жизнь. И это достойно уважения. Но от высоких целей – к более земным. Время сейчас такое. Выживает экономически сильнейший.

Поэтому и сравнение с шахтерами. В ответ на предложение мотивировать ученых зарплатами, пусть грубое, зато – с трезвой оценкой реальности.

Александр Лукашенко

Фото: president.gov.by

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Дело не в зарплатах. Подождите, у нас что сегодня, все на окладах будут сидеть, по 8 тысяч, по 10 тысяч? Мы будем докторам и кандидатам платить, ну и все хорошо. Ну а за что платить? И потом, Александр Николаевич, вы что, не понимаете, как у нас защищают докторские и кандидатские? При том жестком контроле, который сегодня осуществляется со стороны Президента. ВАК практически подчинен Президенту. И я иногда требую, дайте мне тематику какую-то. Я когда тему посмотрю этих докторских наук, мне страшно становится. Хотя мое железное требование: докторская – это новинка, это изобретение, это что-то новое. Кому нужны эти докторские диссертации? И мы потом, вы говорите, вот надо платить как шахтеру. Но шахтер накопал и на-гора поднял, можно посчитать. А здесь можем, вот если сейчас платить по вашему раскладу, ни доктора, ни кандидата ничего не будут делать наполовину. Наполовину ничего делать не будут.

При этом Президент обозначил: он не против, чтобы у наших ученых была достойная, высокая зарплата. Но ее нужно заработать... С этим согласны и в самой Академии наук. И как наука должна работать под потребности экономики? Только практик знает, какой именно станок ему нужен, чтобы увеличить производство. И оказалось, причина не в том, что белорусские ученые не могут ответить на запрос промышленников. Часто проблема в запросе или вообще – в его отсутствии.

Василий Герасимов

Василий Герасимов, председатель Комитета государственного контроля Беларуси:
Академия наук сама заказчик, исполнитель, сама оценивает и сама же осуществляет бюджетное финансирование. Конечно, здесь очень много соблазнов. Поэтому фактически все темы, которые предлагаются, потом принимаются, и сами же ученые говорят, что результат есть, которого на самом деле нет. У нас целый список работ, которые просто сделаны и положены на полку. Конечно, мы не можем сказать, что наша наука ничего не делает и мы ничего не достигли. Конечно, достигли. Но мы за это время могли сделать больше.

Чтобы преодолеть сложности и монетизировать работу ученых, нужен новый механизм взаимодействия экономики и ученого сообщества. Его планируют создать к новой пятилетке. Предложения обсудят в ближайшее время.

Люди в материале: