Лукашенко обсудил безопасность и сотрудничество с руководителями спецслужб СНГ
14 декабря во Дворце Независимости глава государства встретился с руководителями спецслужб СНГ. По сути, тезисы, озвученные Александром Лукашенко, определяют не просто политику Минска, но содержат ключ к сохранению мира и стабильности в странах Содружества. Надо работать сообща и ни в коем случае не терять контакты. На фоне печального примера Украины объяснять «почему?» – никому не приходится. По крайней мере, представителям силового блока, сообщили в программе «Акценты» на «Россия-Беларусь».
В начале этой недели в экспертных кругах обсуждали масштабную командировку Президента. Она получилась интенсивной и не менее продуктивной. На лицо – укрепление международных связей, новые точки развития экономики, словом очередной басни Запада про изолированную Беларусь. Тем не менее командировка главы государства тесно связана и с темой безопасности, когда Александр Лукашенко встретился с руководителями спецслужб СНГ.
Иван Тертель, председатель Комитета государственной безопасности Беларуси:
На территории Польши в настоящее время семь так называемых хоругвей готовятся к терактам и захвату объектов на белорусской территории. Наиболее агрессивная хоругвь тренируется в Белостоке на улице Кардинала Вышинского, дом 6а. Известны имена сотрудников польских спецслужб, которые курируют деятельность этих хоругвей. Мы считаем, что это недопустимо. Мы такую практику не используем и не считаем, что это хорошо. Украинские, польские, прибалтийские коллеги должны смотреть, чтобы это оружие не повернулось против них.
От шпионажа Запад перешел к подготовке террористов. Но Мачулищи и подрывы на железной дороге – это отчаянные шаги, инструмент слабости. Потому что другие западные формы воздействия – санкции, цветные революции – результата не дали. А тем временем интеграция на постсоветском пространстве крепнет.
Сергей Нарышкин, директор Службы внешней разведки России:
Западный блок во главе с США расценивает Беларусь и Россию как единый геополитический центр силы, который способен противостоять внешним угрозам. В фокусе нашего внимания находятся те вызовы, угрозы, которые исходят от группы тоталитарно-либеральных режимов Запада.
По сути, СНГ сегодня – одна из немногих международных организаций, чья работа отражена в конкретных действиях. Да, есть нюансы. Но мы не просто говорим, а действуем. В отличие от других структур, которые создавались как мирный регулятор отношений, если хотите – объединяющее ядро для решения кризисных моментов, но превратились в площадки для демагогии. Достаточно вспомнить итоги климатического саммита в Дубае. Он завершился со скрипом и затяжными спорами, по результату которых так и не был достигнут компромисс. Ситуация печальная: даже когда мир движется к глобальной экологической катастрофе, отдельные страны ставят свои интересы выше общего блага.
Вадим Боровик, политолог:
Позиция США, где они имеют монополию на контроль международных расчетов в международной торговле позволяет им оказывать влияние на голосование в международных организациях, избирательно применять положения уставов, манипулировать решениями этих организаций. Деятельность организаций носит бутафорский характер, когда к нам приезжали представители отдельных организаций, таких как БДИПЧ ОБСЕ – мы знали заранее, какие итоги они подведут в ходе наблюдения за выборами. В этом процессе глобальной трансформации международной политической системы мы статистами не будем. Задача Беларуси – ответственно включиться в ту коалицию стран, которые озабочены судьбой человечества, ответственно подходят к этому вопросу, и делают все для гармонизации системы международных отношений, создание сбалансированной системы международной финансовой торговли и системы. Мы должны приходить к многополярности.
Такой финал климатического саммита Александр Лукашенко предвидел еще на старте конференции. Многолетний опыт в политике как-никак. Потому сегодня эксперты, кто внимательно слушал речь Президента касательно украинского кризиса, не удивляются, что очередное предположение оказалось правдивым. Речь о конфликте Зеленского с военными. Но договариваться не пришлось бы, будь украинские политики более дальновидными. В свое время Александр Лукашенко предупреждал не торопиться выходить из СНГ, совет проигнорировали. Результаты печальные.
Олег Гайдукевич, председатель либерально-демократической партии Беларуси:
Все, что происходит в Украине с 2014 года – это гражданская война. В том числе и сегодняшние события – это последствия гражданской войны. И если будет конфликт с военными, то тут несколько сценариев: первый сценарий – военные будут пытаться заключить мир с Российской Федерацией. Но все это кровь. Но а причина проста: в Украине уже у самих военных усталость от войны. Все понимают, что никогда Украина не победит. Цели СВО Россия достигнет, просто больше погибнет людей. Все это ради того, чтобы американцы заработали еще несколько десятков миллиардов долларов на продаже оружия и бонусы от ослабления ЕС. Украинцы ничего не получили с 2014 года и ничего не получат и дальше, если будут следовать курсу Вашингтона.
Но надо смотреть шире. СВО превратилась в войну России с цивилизованным Западом. Про Украину Вашингтон давно забыл и воспринимает ее как площадку для реализации своих геополитических амбиций.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Эта мерзкая ситуация никому не нужна. И вы знаете, что сегодня Россия готова. И никогда не отказывались от переговоров. Тогда Зеленского сдерживал Запад, сейчас они кивают на Зеленского: «Если он согласится на переговоры, мы тоже готовы». Возникла новая ситуация – и кинули. Как в Афганистане: будут цепляться за шасси и падать на аэродром.
Конечно, сегодня даже в СНГ хватает внутренних споров. Но сломать проще, чем построить. Отказываться от формата сотрудничества в рамках Содружества или того же ОДКБ нельзя. Структуры надо совершенствовать. И не забывать, что во многом Россия – гарант суверенности соседних стран. Как подчеркнул Александр Лукашенко, мы поддерживали и будем поддерживать своего главного союзника, несмотря на то, что за эту поддержку на нас пытаются отыграться.
Александр Лукашенко:
Я недавно общался с вашими коллегами из всех ведущих стран, руководителями спецслужб. Я им задавал прямо вопрос: вы от нас чего хотите? Вы что, не знали, что мы с Россией заключили договор, что у нас самое тесное военно-политическое сотрудничество? А они говорят: вот, вы там помогаете России. Я говорю: помогаем и будем помогать. Мы это откровенно говорим, мы никогда это не прятали. Это наш союзник. С тех пор, когда я сказал, что в спину русским мы стрелять не позволим через территорию Беларуси. Мы этого принципа придерживаемся. Что тут не было ясно до конфликта в Украине? Все было ясно и понятно.
Схожей политики придерживаются и другие страны СНГ. Сегодня у всех есть понимание, что без России не будет силы. Не потому что руководители каких-то государств плохо справляются со своими обязанностями, а потому что не даст Запад эту силу обрести. После развала СССР, США не хотели чтобы было 15 сильных независимых стран. Была нужна раздробленность.
Олег Гайдукевич:
Президент сказал правду: Россия – это гарант суверенитета и независимости постсоветского пространства. Те, кто думают иначе, – пусть посмотрят на примеры тех стран, которые проводили противоположную политику этим мыслям. Например, Грузия. Ее взяли кандидатом в ЕС. Залог грузинской независимости – это хорошие отношения с Российской Федерацией. Я думаю, что все равно все к этому придет.
Подводя итоги. Много ошибок было сделано, но сегодня на эти самые ошибки попросту нет права. Уж слишком многое на кону. А главная задача – деэскалация обстановки, коль довели до такого градуса обострения. И роль спецслужб СНГ – одна из первостепенных – вовремя выявлять угрозы и противостоять им, где-то действовать на опережение. А вот перед руководителями стран Содружества стоит иная задача, к которой глава белорусского государства из раза в раз возвращается не просто так.
Александр Лукашенко:
Мы потеряли свое государство, которое способствовало удержанию многополярного мира. Не такие мы сегодня сильные как ранее. Поэтому нам противостоять этим схваткам в районе Тихого океана, Индийского, Атлантики очень сложно. Просто по-житейски вам говорю: нам надо это пережить. Мы ведь не хотим воевать. Навоевались, хватит. Нам надо экономику держать нашу, чтобы они могли поднять изнутри людей. Если не будет внутренних причин, никто к нам не полезет. А внутренние причины – это экономика.