Может быть, поможем и Украине – Беларусь присоединилась к Совету мира
Прорыв в одном месте и сбой для всех присоединенных участков. Полностью устранить поломку можно. Но если таких локальных пробоин становится слишком много, тут уже вопрос: а не поизносилась ли вся сеть? И что делать дальше: пытаться временно латать дыры, но ждать, где лопнет в следующий раз, или полностью сменить систему? Для укрепления международной безопасности глобальные решения назрели давно, ведь прежний каркас не выдерживает напора новых военных конфликтов. Старые заплатки в виде резолюций и санкций не держатся. Все равно что пытаться починить изолентой, в каких бы количествах ее не клеили, что-то перекрывает, но очаг не устраняет. Хотя когда-то были вполне себе рабочие инструменты, сообщили в программе «Акценты» на «РТР-Беларусь».
Организация объединенных Наций. 193 государства на одной площадке, которая должна была стать гарантом международной стабильности. Во всяком случае, такой ООН задумывалась еще при создании после Второй мировой, когда наша страна стала одной из основательниц. Да, в остановке некоторых конфликтов были ощутимые результаты. Близкий для нас пример: на постсоветском пространстве, где прошла самая кровавая гражданская война. В Таджикистане миссия ООН в качестве посредника смогла погасить пламя: наладила диалог между правительством и объединенной оппозицией. Как итог – мирное соглашение в Москве, а наблюдатели контролировали выполнение условий.
Пусть для нас не самые говорящие, но на взгляд самой Организации, образцовые операции. Например, в Камбодже, где временная миссия помогла разоружить группировки и провести выборы. Аналогичное после-военное восстановление в Мозамбике. Или вот, в Сальвадоре. Там после внутреннего противостояния ООН внедрила реформы для армии и полиции.

Куда более сомнительный результат – Афганистан. После Женевских соглашений при участии ООН советские войска вышли, но одна из конфликтующих сторон – моджахеды, которых прежде поддерживали Штаты, в переговорах не участвовали, никаких документов не подписывали. В общем, лишь временное затишье с последующей 20-тилетней операцией и позорным бегством американских военных. Какая тут эффективность ООН?

Такая же, как во время вторжения в Ирак? Ну, не получили США мандат, провернули все в обход. А Ливия? Это позже ООН осуждала, а прежде принимала сомнительные двусмысленные резолюции, которые американцы интерпретировали как им выгодно, хотя многие страны посчитали это нарушением устава.
В общем, если подвести черту под всеми примерами, именно с 2000-х годов особенно ощутим кризис международных организаций: они остаются гуманитарными коридорами, но не способны останавливать конфликты. И об этом наш Президент с высоких трибун сигналил систематически.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Неужели ООН за надуманными проблемами не видит настоящих бед и катастроф, которые никто, кроме ООН, сообщества цивилизованных наций, решить не сможет? А Ирак за лит кровью, растерзан, люди доведены до предела отчаяния.

Александр Лукашенко:
Потеря взаимного доверия между глобальными игроками. Отсутствие готовности к компромиссам, возврат к элементам блокового противостояния по сути поставили мир на грань новой войны. Неуязвимых стран больше не существует. Мы должны честно признать: сейчас нет эффективной системы сдержки противовеса.

Александр Лукашенко:
С тревогой воспринимается развитие ситуации у нашего ближайшего южного соседа. Механизмы поддержания международной безопасности практически не работают. В этих условиях особое значение приобретают союзнические отношения нашей страны.

Александр Лукашенко:
Ирак и Афганистан обошлись агрессору около 2 триллионов долларов. Те ораторы, которые выступали в первых рядах, говорят о мире, чтобы планета была чистой, а в то же время развязали и ведут самую страшную войну на планете.

Александр Лукашенко:
Полностью деградировали иные международные структуры, от ОБСЕ и Организации по запрещению химического оружия до Международной Организации Красного Креста. Докатились до абсурда. Европейский фонд мира выделяет средства на войну в Украине.

Александр Лукашенко:
Присвоив самим себе после развала, не только Союза, но и всего социалистического лагеря, звания лидера свободного мира, Соединенные Штаты, несмотря на весь свой потенциал, оказались не способны быть одной глобальной опорой и гарантом безопасности в самом широком смысле этого понятия. А международные институты, спросите вы, они, призванные быть универсальным медиатором или арбитром, зачастую демонстрируют полный паралич, ограничиваясь лишь пустыми заявлениями и представительскими функциями.

Александр Лукашенко:
Необходимо выстраивать подлинную и неделимую глобальную безопасность. Инициативу должны взять на себя страны глобального большинства, поскольку самовлюбленный эгоистичный Запад на такое оказался не способен.

Александр Лукашенко:
Нам нужен диалог. Нельзя смотреть друг на друга через прицел автомата. Ни в коем случае нельзя. Надо всегда разговаривать. Когда не разговариваем, тогда война ближе.
И вот альтернатива, которую уже официально учредили на этой неделе на полях Всемирного экономического форума в Швейцарии. Там официально подписали Устав Совета мира. Создание нового международного органа – инициатива Президента США Дональда Трампа, причем впервые идея была озвучена во время представления плана по урегулированию в секторе Газа. Собственно, тогда же, минувшей осенью, резолюцию одобрили на уровне Совбеза ООН. Лидеры около 60 государств получили личные приглашения для участие от главы Белого дома, в том числе наш Президент. Александр Лукашенко уже подписал документ о присоединении.
Почему Беларусь предложение поддержала? Призывы сесть за стол переговоров для достижения мира звучат от нас все время боевых действий в соседней Украине. «Нормандская четверка» в 2015-м, два раунда переговоров в Беларуси после начала СВО, да и аналогичные заявления на всех возможных площадках и в интервью зарубежным СМИ.
Посол Беларуси принял участие в церемонии утверждения Устава Совета мира правительством США
Конкретно по Америке здесь мы лично убедились в договороспособности Штатов: с нашей страны после ряда двусторонних встреч сняли санкции на «Белавиа», позже – отменили ограничения для калийной отрасли. Есть, конечно, серьёзные вопросы к действиям Америки в Иране, Венесуэле, нашу позицию Президент озвучивал прямо и однозначно. Но Трамп ведь в деле показал, сколько уже смог остановить военных конфликтов. И если есть шанс, что пушки смолкнут и в нашем регионе, Беларусь его не упустит.

Фото: president.gov.by
Александр Лукашенко:
Я же объективно понимаю наши возможности. Что мы там для Газы слишком поможем? Ну, не очень, наверное. Если и поможем, то не очень. Но меня прельщает то, что этот Совет, Совет мира, может его какие-то действия, возможности распространиться на другие части планеты. Ну, а прежде всего, может быть, и в Украине что-то мы поможем, обсудим как-то, продвинем мир, можем приблизить, повлиять на руководство украинское. Вот это меня больше всего прельщает, а не то, что мы там сильно поможем Газе. Я знаю свои возможности и возможности нашей Беларуси.
Еще когда документы о создании Совета мира даже подписаны не были, тут же начались домыслы вокруг условий для присоединения. Мол, за членский билет нужен серьезный куш. По миллиарду долларов от страны. Наш Президент все разъяснил!
Александр Лукашенко:
Эти больные люди в очередной раз опростоволосились. Просто надо читать документы. Никаких денег не нужно. Но если ты там вот на три года учредитель, работаешь, но если ты хочешь через три года еще, чтобы тебя там не избирали, не приглашали, не назначали, миллиард заплатил долларов – и через три года работай дальше. Вот миллиард нужен, если ты через три года захочешь работать. Но есть еще условия: если будешь сотрудничать, хорошо работать во имя мира, то ты и без миллиарда можешь дальше работать.
Я ориентируюсь на второе. Поэтому вранье это все. Если бы было за что заплатить миллиард долларов, я бы заплатил. Но если хотят мою услугу получить, как и от других, кого пригласили, и еще и миллиард доллару получить, ну это уже даже Трамп себе такого не позволил.
Никаких денег не нужно – Лукашенко прокомментировал слухи о вступительном взносе в Совет мира
Больше половины приглашенных Трампом в Совет мира свое участие подтвердили. А вот отказавшиеся, в том числе европейские страны, ссылались на опасения, что американский Президент, как глава новой организации, получит колоссальные полномочия. Или что площадка вытеснит с мировой арены ту же Организацию Объединенных Наций.
Вот в этом вопросе Беларусь не отказывается от инициатив ООН. И мы хорошо сотрудничаем с разными институтами, от вопросов атомной энергетики в эксплуатации БелАЭС, которая признана одной из самых безопасных. Успешно выполняем цели устойчивого развития. Многое делаем в решении климатических вопросов. В нашей стране открыты офисы организации для оказания помощи разным категориям: детям, женщинам, беженцам... Только вот в урегулировании конфликтов рычаги ООН давно не работают. Среди критики нового Совета мира со стороны отдельных стран – недовольства приглашением конфликтующих сторон за один стол. Но как же тогда договариваться в обход? То есть снова упереться в те же тупики?