На спецтехнике по безжизненной степи. Как эвакуационные миссии забирают космонавтов?
Космос – наш, и об этом точно не поспоришь. Вчера в 10 часов 17 минут спускаемый аппарат корабля «Союз МС-24» с Олегом Новицким, Мариной Василевской и Лорел О’Хара на борту благополучно совершил посадку в степи Карагандинской области Казахстана. В общей сложности белоруска провела на орбите 14 суток. Позже она признается, что это ее любимое число – родилась 14 сентября. Но все же полет не статуса ради, его практическая составляющая – 7 научных экспериментов, которые она тоже успешно выполнила, сообщили в программе «Акценты» на РТР-Беларусь.
Сейчас Марина проходит реабилитацию в подмосковном Звездном городке и готовится к встрече с белорусами. Но чего это стоило? Наша съемочная группа на протяжении последних двух месяцев наблюдала за рождением первого космонавта независимой Беларуси и даже отправилась в ту самую степь – навстречу истории.
Константин Герцев, корреспондент:
Где-где – в Караганде. Именно из этого казахского города за сутки до приземления стартует первый отряд эвакуационной миссии. Впереди 500 километров степи, сегодня она больше напоминает водную гладь, ночевка и полные штаны впечатлений, чтобы в тот час X быть свидетелем триумфа белорусской космонавтики.
Это путешествие не обещало быть простым, нас предупреждали и отговаривали, ведь казахская степь после зимы – сплошь грязь и трясина, с которой не всегда по силам справиться даже «Уралам», поэтому любой поворот надо предусмотреть заранее. Колонна выдвигается еще до рассвета, чтобы успеть в пункт назначения до заката, поговаривают, здешние духи ночных пассажиров не жалуют.
Сергей Самойленко, руководитель эфирной группы:
Космические традиции очень важны, как вы поняли, на Байконуре. Поэтому у нас тоже есть традиция. Мы в этой точке, перед съездом в степь, задабриваем степных духов, чтобы у нас все получилось, штатно встретились и вернулись назад благополучно.
Константин Герцев:
Крайняя остановка на связи. Впереди 200 километров без малейшего намека на цивилизацию.
Первый рубеж не заставил себя долго ждать. Идем по порядку, не спеша, чтобы самому не сесть, а в случае чего, и застрявшего вытянуть.
Олег Погорелов, водитель:
Не каждый согласится, именно фанаты космоса и дорог. И чуть-чуть люди, двинутые на этом. Кому интересны путешествия, кому интересно что-то новое. Кому интересно поднять пятую точку с дивана, я бы так сказал.
Степь всегда может преподнести сюрпризы, даже там, где, казалось бы, ничего не предвещало.
Через десяток метров – не опять, а снова.
Вокруг пугающая тишина, десятки километров ни души, лишь изредка мелькающий скот и пастухи-кочевники.
Константин Герцев:
Чего только не найдешь в бескрайней казахской степи. Вот обтекатель космического грузового корабля «Прогресс».
Наша цель – 6-й район посадки – площадка еще советской эпохи. Она полностью соответствует требованиям генерального конструктора Сергея Королева: отчужденность и относительно ровный ландшафт. Но даже несмотря на опыт, а где-то и обыденность, к спасательной операции готовятся со всей ответственностью. Прорабатывают основной и два запасных маршрута. Всего в эвакуационной миссии задействовано порядка 300 специалистов.
Сергей Семченко, представитель Федерального агентства воздушного транспорта России в Казахстане:
12 вертолетов, 4 самолета, 4 поисково-спасательных машины. Так все и работает. У нас посадка в двух зонах. Под Аркалыком точка, посадка, а вторая – под Жезказганом. Но под Аркалыком полностью залито – полтора-два метра воды.
Спустя 10 часов мы на точке. А по соседству степной некрополь – могилы кочевников, которым более двух веков.
Константин Герцев:
Космонавтика – это всегда драйвер развития промышленности, в том числе и автомобилестроения. Позади нас поисковые машины, первые в Советском Союзе, соответствующие трем требованиям: высокая проходимость, плавучесть и аэромобильность. Из-за своей специфической окраски в народе они получили название «Синие птицы». А отрядом руководит однофамилец легендарного конструктора.
В 1994-м по инициативе все того же генерального конструктора Королева КБ ЗИЛа получило задание разработать автомобиль, который был бы способен вывезти космонавтов из самых труднодоступных уголков Земли. И он до сих пор в строю. Под капотом шестилитровый двигатель мощностью 150 лошадиных сил, расход – один литр на один километр. Опытный образец лично принимал Юрий Гагарин. В серию запустили сразу несколько машин, объединенных в единый комплекс: грузовой, именуемый «Краном», для капсулы и пассажирский – «Салон» – который и эвакуирует звездных пассажиров.
Евгений Королев, специалист по организации поисково-спасательных работ:
Рассчитано время «Ч» – так называемое время открытия основной парашютной системы. В этот момент на спускаемом аппарате будет включен аварийный радиомаяк. С помощью радиотехнических средств, которые находятся на борту этих машин, определяем азимут на спускаемый аппарат и выполняем выдвижение. Также в процессе продвижения вперед по радиосигналу визуально определяем направление, а далее по визуальному контакту двигаемся к месту приземления спускаемого аппарата.
Ближе к девяти часам утра в небе над лагерем уже появились самолеты. А это значит, что спускаемый аппарат успешно отстыковался от МКС, совершил два витка вокруг Земли, сошел с орбиты и уже входит в атмосферу. С минуты на минуту мы должны услышать голос экипажа.
Космос открывается только для избранных. Узнали подробности посадки «Союза МС-24»