Шевелите Трампа! О чём Лукашенко говорил с журналистом Time – основные тезисы
Интрига последних нескольких недель: интервью Александра Лукашенко журналу Time. Скажем откровенно, даже мы, журналисты, узнали подробности только в день публикации. Но такова была просьба издания, чтобы сохранить эксклюзивность, сообщили в программе «Акценты» на «РТР-Беларусь».
Да, это мнение хотели услышать многие. И не только из-за личности самого спикера. Видимо, запрос на мудрость и взвешенный рационализм в политике, а не истеричные выкрики вырос.
Вот и говоря о руководстве США, наш Президент предложил Дональду Трампу определиться, кто он на самом деле. Государственный деятель, готовый взять на себя ответственность за будущее планеты и предотвратить Третью мировую? Бизнесмен, для которого главное заключить выгодную сделку, или же шоумен, играющий на публику?
За почти три часа интервью было затронуто много тем. Только в числе основных – около десятка. Мирный процесс между Россией и Украиной, санкции, белорусско-американские переговоры, ядерное оружие. И если эти вопросы были вполне ожидаемы, они сейчас у всех на слуху, то диалог о философии суверенитета Беларуси стал особняком.
Time – самый читаемый в мире еженедельный журнал, его аудитория 26 миллионов человек. И то, что простым американцам интересен путь Беларуси и наш взгляд на фундаментальные вопросы безопасности, говорит о многом. Коллеги в СМИ, да и простые зрители, читатели других стран назвали это интервью Александра Лукашенко посланием мира во имя мира. И судя по тому, как уже в первые часы ключевые тезисы разлетелись на цитаты – его услышали.
Шевелите Трампа.
Этими словами Александр Лукашенко закончил интервью с американским журналистом издания Time. В сеть двухчасовое общение выложили в 14 часов по минскому времени, в США было семь утра. А дальше события развивались стремительно. Уже после обеда 8 августа ведущие американские каналы сообщали главную новость дня.
Трамп только что сделал важное заявление. Долгожданная встреча с Путиным состоится на следующей неделе в пятницу на Аляске.
К скорейшему миру и переговорам наша страна призывала еще в первые дни конфликта. Не слышали или не хотели. Позади уже 1200 дней боевых действий и к чему все идет? Правильно, к мирному процессу.
Лукашенко рассказал, каким хочет видеть своего преемника – большое интервью журналу Time
Тогда днем в пятницу еще гадали, где же возможна встреча лидеров двух стран. Объединенные Арабские Эмираты, Венгрия, Италия. Версии и предложения звучали самые разные – только вот этот информационный шум не стихает три года. А конфликт все продолжается.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Надо сегодня Зеленскому остановиться, чтобы и Киев был столицей Украины. Так могут потерять вообще Украину.
– Если продолжать воевать.
– Если продолжать воевать. Тем более, Саймон, сейчас ситуация непредсказуемая. Вот, кажется, украинцы держатся. Они в обороне. Конечно, обороняться проще, чем наступать. Они на своей земле. Но завтра может ситуация колебнуться в такой степени, что украинцы не справятся. Поэтому надо рассчитывать на то, что может быть хуже.
Ставки высоки. Эксперты гадают, политики выстраивают стратегии. Закулисные игры похлеще, чем в шпионских детективах, да вот только эта миссия может быть еще как выполнима. Есть и те, кто заинтересован максимально в продолжении боевых действий.
Александр Лукашенко:
Поражения у России не будет. Понимаете? Поражение очень дорого обойдется всем нам, вам прежде всего, в том числе людям за океаном. Поэтому у ядерной этой страны первое место по ядерным запасам. Поражения не будет. Не будет. А вот Украина может потерпеть поражение. Не надо этого допустить. Давайте договоримся сейчас.
Вот только российско-украинский конфликт давно стал противостоянием крупных мировых держав. Потому и за стол переговоров сначала сядут США и Россия, а накануне общую позицию будет вырабатывать ЕС и Великобритания. Так что вполне очевидный вопрос журналиста о современном суверенитете. На него гостя подтолкнул плакат еще на пути к Беларуси.
Саймон Шустер:
Да, это было колоритно. Особенно видеть, как литовская сторона проверяет автобусы. Там я тоже заметил эту вывеску, официальная, как государственная. И там написано: вы едете в Минск (или Беларусь), и там в кавычках «Оккупирована Кремлем».
На границе журналисту пришлось простоять, кстати, пять часов. Наверное, чтобы у всех была возможность оценить творчество соседей.
Александр Лукашенко:
Ну, допустим, литовцы считают, как вы сказали...
– Оккупирована Кремлем
– Слушайте, а Украина сегодня кем оккупирована? Богатая, мощная, в три раза богаче Беларусь, кем она оккупирована? Она что, не оккупирована? А Польша кем оккупирована? А страны Балтии, которые ползают там, даже не у американцев. Американцы уже, наверное, презрительно на них смотрят. У европейцев, у тех же поляков. Ползают там, со стола крошки сбросили, они хватают, чтобы их поклевать, как куренки. Они не оккупированы, если под таким углом рассматривать.
– Ну это парадигма сфер влияния.
– Совершенно верно. Это вопрос такой философский. Все мы от кого-то зависим, особенно средние, малые государства, и все мы стремимся к кому-то прислониться, быть в союзе, чтобы обеспечить в том числе свою безопасность.
Распространить свое влияние и на территорию нашей страны западные соседи и заокеанские партнеры пытались не раз. Президент рассказал и о такой закулисной политической кухне.
Александр Лукашенко:
Это чья-то мечта. Это было всегда, со времен первого приезда ко мне Сороса. В 1994 или 1995 году он приехал ко мне и предложил, но я был перед ним честен…
– Предложил что? Стать частью западного мира или как?
– Да, оторвать от России. Я ему честно сказал о его политике, он сидел, слушал меня, изучал, это совсем молодой, еще 40 не было. Я говорю: «Джордж, ты меня извини, я эту политику проводить не буду, это я делать не буду, поэтому это, наверное, наша с вами последняя встреча». Я дал понять, что мы сотрудничать не будем, и с тех пор я придерживался этой линии.
Но чтобы не ждать милости от соседей и обезопасить себя, необходимые решения Беларусь уже приняла. И теперь уже надо считаться с тем, как наша страна готова ответить на агрессию.
От переговоров и диалога западные страны сегодня перешли к санкциям, тарифам, ограничениям. И теперь уже в обмен на снятие барьеров готовы снова дружить и торговать. Конечно, звучат и некие условия, но готова ли на это пойти Беларусь?
Лукашенко: все договоренности с Россией мы будем соблюдать неукоснительно
Откровенный и обстоятельный разговор продолжался больше двух часов. Александр Лукашенко ответил на самые острые вопросы. Обсудили и Китай и Ближний Восток. Ключевая тема, конечно, наш ближайший союзник. И кому-то очень выгодно нас сообща выставлять большой восточной угрозой.
Интервью это еще одна возможность быть услышанными и укрепить свои региональные позиции, уверены эксперты.
Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности:
Беларусь – это не просто там какой-то перекресток путей, маршрутов, транзитов. Это еще плюс ко всему самый короткий путь для контактов Вашингтона с Москвой. И как уже в интервью видно, рассказывал Президент о том, что американцы частенько просят белорусскую сторону, его лично какие-то вопросы доконтактировать, допередать, договорить. Именно с российским лидером. Поэтому Беларусь не просто посредник, она участник многих важных, критически важных моментов и позиций в нашем регионе.
К военному конфликту у наших границ приковано внимание всего мира, Президент погружен во многие детали, мы участвуем в обмене военнопленных, принимаем детей Донбасса на отдых и помогаем воссоединяться семьям. При этом у наших западных границ строятся военные полигоны, казармы и заборы. Потому мы, как и прямые участники конфликта, заинтересованы в скорейшей нормализации ситуации, даже учения перенесли вглубь страны. Но и сами не стоим в сторонке и не ждем, когда помирятся сильные мира: за последнее время уже около пяти раз представители американской администрации прилетали в Минск на переговоры.
Юрий Шевцов, политолог:
Без Беларуси сложно представить себе урегулирование украинского конфликта вообще. Почему? Беларуси нужны гарантии, что кризис не распространится после Украины на территорию Беларуси. И если искать долгосрочного урегулирования украинского кризиса, то его невозможно урегулировать без гарантий для Беларуси. Это очень сложная международная проблема. Тут обойти Беларусь невозможно.
Потому за ответами на многие вопросы американский журналист приехал в Минск. Аудитория этого издания десятки миллионов людей по всему миру, но главный зритель, конечно, США. Ежегодная награда этого журнала приковывает внимание всего мира. Вручают ее самому влиятельному человеку на земле. В 2024 году это был Дональд Трамп. Сейчас многие говорят он уже нацелился на другую награду – Нобелевскую премию мира.
И когда кажется, что осталось всего несколько шагов, вот их сделать и не получается. Попыток усадить стороны за стол переговоров было уже несколько, главный результат пока – обмен военнопленными. На горизонте очередные инициативы, и здесь уже замечание от белорусского лидера, он в политике давно: видел и не такие выкрутасы.
Пока на фронте продолжают греметь взрывы, а ракеты и дроны берут курс на крупные города. Но эту неделю мир проживет с надеждой на скорую остановку боевых действий. Голоса за скорейший мир начинают звучать громче, нашу позицию слышат и поддерживает все больше стран.