Сотни белорусов становятся жертвами инфоцыган. Кто это такие и как не дать им себя обмануть?
Спортивные машины, яхты и отдых в Дубае. Такую красивую жизнь в своих социальных сетях показывают блогеры, продающие «успешный успех». И это вовсе не хвастовство, а хорошо продуманный маркетинговый ход, благодаря которому покупателя прогревают на онлайн-покупку. Несколько сотен белорусов стали жертвами успешных белорусских предпринимателей, медийных личностей, рестораторов. Людей обманули на миллионы. Сейчас по факту резонансного дела о мошеннических схемах создателей криптопирамиды идет проверка, сообщили в программе «Акценты» на «Россия-Беларусь».
Еще один свежий случай – белоруски подали в суд на создателей курса по настройке рекламы. Блогер продавала инфопродукт через свою страницу в соцсетях, обещала научить зарабатывать. Но покупатели остались недовольны и потребовали вернуть деньги. Сегодня в нашей стране уже более 4 тысяч случаев мошенничества посредством продажи товаров и услуг, а также проведения интернет-розыгрышей.
Прилететь на свадьбу на личном вертолете – не каждый может позволить себе такую роскошь. Но белорусские предприниматели и блогеры в одном лице не стесняются показывать красивую жизнь в своих соцсетях. Еще бы, ведь именно на крючок «успешного успеха» они и ловят своих покупателей.
А по факту обман и мошенничество в особо крупном размере. Белорусы потеряли огромные деньги в мошеннических схемах создателей так называемой криптопирамиды.
Золотые горы, которые обещают блогеры, по схеме напоминают пирамиду МММ. В чем суть? Людям предлагают вложить деньги в оборот платформы. И привести знакомых, которые тоже сделают инвестиции. Заработок якобы будет идти с процентов от продажи криптовалюты, которой в автоматическом режиме торгует бот. Каких-либо чеков, договоров на оплату не давали, часто деньги передавали лично в руки. Сначала сомнений у потребителей не было – они точно будут в плюсе, более того, знаменитые блогеры и рестораторы активно прогревали на успех.
Но в один день все средства вывели, а сама платформа закрылась. Как оказалось, даже лицензия на программное обеспечение было фальшивкой. Жертвами мошенников стали сотни белорусов. По всему миру счет идет на тысячи.
Для убедительности они дорисовывали цифры, показывая, что им доверяют. Люди туда входят и велись, потому что были большие обороты. Они забрали с терминала денег больше, чем вложили. Это было написано в официальном заявлении. Началась паника, но создатели сказали, это техническая ошибка, мы все решим.
Мгновенно зачистили все чаты, удалили зум-каналы. Уже сейчас жертвы мошенников понимают, вся эта картинка была лишь фейком и те деньги, которые они вложили, на их счета никто не зачислял, они сразу автоматически уходили на чужие кошельки. Нам удалось найти фрагменты экспертного видео одного из участников аферы, там молодой человек активно советует прямо сейчас заходить на рынок криптовалюты.
И при этом блогеры не говорят, что заниматься криптовалютой физические лица не могут: в Беларуси это незаконно. В декрете о развитии цифровой экономики прописано – проводить сделки с криптовалютой в нашей стране могут лишь резиденты Парка высоких технологий. А стать участником ПВТ непросто.
Андрей Арловский, заместитель начальника управления уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома:
Мы настоятельно призываем людей внимательно относится к сделкам посредством онлайн. В первую очередь прочитайте отзыв о сайте или контакте, с которого поступило выгодное предложение. Найти их можно в закрепленных сторис или в поисковой строке любого браузера.
Да, вам дадут знания, главное – заплатить, иногда суммы немалые. Но часто все эти мастермайнды, практики, марафоны касаются даже не денег. Влияют на сознание, умы, и в большинстве своем женщин, которые ведутся на успешный успех, красивую картинку.
Екатерина Мишанина, психолог:
Идея доносится какая, что ты самодостаточная, ты личность, ты должна это взращивать, ты можешь все сама, тебе необязательно быть привязанной к мужчине. Идея, в принципе, неплохая, пока это не переходит в крайность и пока женщина не говорит, что она пошла зарабатывать свой первый миллион.
Из-за своей «юности», а инфобизнес относительно молодой рынок, он не имеет жестких правил, не знает границ. В социальных сетях и мессенджерах продают все и все. И вот в чем трудность, ни в нашей стране, ни в России законодательно не регулируют качество инфопродуктов, да и лицензия не нужна. Потребитель ведь сам выбирает, где ему получать знания (в интернете или в университете) и у кого учиться. А значит – ответственность на его плечах.
Глеб Колесников, юрисконсульт ОО «Региональное общество защиты прав потребителей»:
Именно отдельно какой-то лицензии на оказание блогерских информационных услуг нет. Очень тяжело в таких услугах доказать качество. Даже были курсы по астрологии, как здесь доказать качество, ведь есть разные трактовки и мнения.
Получается, весь бизнес основан на совести эксперта и интуиции покупателя? А что если «седьмое чувство» подводит, но интерес и жажда знаний заставляют даже влазить в долги.
100 рублей я оставляла предоплату и далее курс через банк брала в рассрочку.
Так минчанка купила курс по настройке таргетированной рекламы, но той базы, о которой говорила блогер в прогревах, так и не получила. Как и остальные 25 девушек – покупателей инфопродукта. Начали стандартно – с проработки страхов и карты желаний. А закончили…
Та информация, которая давалась на курсе, имела общедоступный формат. Мы просто были в диком ужасе, что техническая часть была просто скопирована у какого-то российского специалиста, просто слово в слово.
Девушки просили вернуть часть денег, но создатели курса взяли паузу. Спустя 12 часов добавили в обучающий чат остальные материалы, написали «услуга оказана в полном объеме» и закрыли доступ. Пострадавшие быстро приняли решение – идти в суд и возвращать потраченные деньги. Собрали более шести томов доказательной базы.
Наталья Гурневич, юрист:
Суд присудил с учетом всех штрафов, компенсаций порядка 60 тысяч рублей, каждому из потребителей была соразмерно уменьшена сумма курса, присуждена неустойка, а также компенсация морального вреда.
Ответчики не согласны с вердиктом и подали апелляцию. Нам удалось связаться с создателем курса, девушка утверждает: сам продукт в судебном порядке прошел экспертизу и специалисты подтвердили его качество. А значит, о каких претензиях вообще идет речь?
Да, блогеры умеют прогревать на успешный успех: они покупают квартиры, машины, устраивают пышные вечеринки и демонстрируют это в соцсетях. По данным американской исследовательской компании, через 4 года объемы мирового инфорынка могут достигнуть цифры в более чем 300 миллиардов долларов. Но есть вопрос: а все ли доходы видит налоговая?
Татьяна Герасимова, юрист, бизнес-консультант:
Для того чтобы у нас легализоваться в качестве эксперта и консультанта, нужно быть ИП. Если образовательные продукты, то ИП либо юридическое лицо. Невозможно работать в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
Татьяна Герасимова – создатель самого крупного юридического блога в Беларуси с числом подписчиков более 35 тысяч. Она тоже продает услуги в социальной сети, запускает интенсивы, марафоны и дает бесплатную информацию. А до этого больше 10 лет проработала в юридической сфере. Но сама делает это легально и учит экспертов такому же принципу. Другой момент – сегодня в нашей стране и в России пока нет лицензии на такого рода инфопродукты и образовательные услуги. Как тогда доказать свою экспертность?
Татьяна Герасимова:
Каким образом упростить систему и дать ей развитие, то, наверное, нужно было бы пересматривать недавно обновленный Кодекс об образовании. И вот поменять немного или пересмотреть и иначе трактовать все информационные продукты в Сети, было бы более справедливо по отношению к потребителю, потому что потребитель часто формирует завышенные ожидания к продукту.
Блогеры давят на боль, закрывают возражения и дают мечту. Это самая простая, но эффективная схема сетевого маркетинга. Нас прогревают на красивую жизнь: но главное, в онлайн-потоке не забыть простую истину, что счастье не в деньгах.