У вас нет элементарного – дисциплины! Главное из совещания Лукашенко по развитию Витебской области
Если к свежему молоку добавить немного скисшего, испорченным окажется весь продукт. Но другое дело, если тот, кто умеет производить много и качественно, научит и поделится технологиями с отстающими, сделает прежде слабенькие хозяйства сильными звеньями своей цепи. Таким «антикризисным планом» в отрасли Витебской области должны были стать агрохолдинги. Их еще 5 лет назад узаконили президентским указом, сообщили в программе «Акценты» на «РТР-Беларусь».

На примере лидеров в этом деле. В Брестской области давняя практика, если у кого-то вдруг просели показатели, это «пятое колесо» прикручивают к большой и работающей машине. Надо ли это самому молочному гиганту? Они ведь и так заправлены по полной, в склад не отгружают, сразу на полки, и прибыль приносят серьезную. Но все ведь понимают: этим результат важен, а значит, будут крутиться, вкладываться и в итоге вытянут!

Но почему в Витебской области эта «формула успеха» большого успеха так и не принесла? Треть хозяйств в составе агрохолдингов убыточные, а сам регион в антилидерах страны по молоку. А с кого выдаивать, если из сельхозрекордов – ужасающие цифры гибели скота! За это «прилетело» не только Витебской области. Но это у нее мясокомбинаты даже наполовину не загружены. Такое разве спишешь на сложные климатические условия для АПК?

Хотя где точно умеют «доить по полной», так это в вопросах бюджета. Во время большого и громкого совещания в Витебске Президент напомнил, сколько раз предприятия воспользовались господдержкой. Но что парадоксально – промышленность теряет, а зарплаты, еще и при оттоке кадров, как-то растут. В экономической задачке, где минус на минус дает плюс, куда важнее, что потом получится в конце уравнения.

Есть, конечно, и вполне успешные предприятия, которые даже Президента обувают, в хорошем смысле! И в то же время другой витебский обувной бренд, который еще чуть-чуть – и сам останется босым. Снова почему у одних получается, а у других нет.
Александр Лукашенко предупредил руководителей, что сделает все, чтобы заставить работать тех, кто не хочет и не может. Без всяких отговорок железный порядок должны навести до нового года.

Эти кадры сняты на сельхозпредприятиях Витебской области. Датируются 2024–2025 годом. К этому моменту аграрный эксперимент, за которым следила вся страна, продолжается 10 лет. В 2015-м в регионе впервые заговорили о создании крупных структур по принципу агрохолдингов. Во главе – предприятие-переработчик, а под крылом – несколько десятков производителей зерна, молока, мяса. Цель – замкнуть цепочку «от поля до прилавка» и получить максимальную выгоду от сельхозродукции через развитие сырьевых зон, снижение себестоимости продукции и закрепление молодых кадров. Пилотный проект должен был стать образцом и для других областей.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Приняли, помните, по вашему настоянию, указ №70. На базе перерабатывающих предприятий создали так называемое агропромышленное объединение. Для снижения финансовой нагрузки реструктуризировали долги на сумму более 2 миллиардов рублей.
Помните, я Шерстневу говорил: Николай Николаевич, не дай бог это ради того, чтобы глоток воздуха. Пеняйте сами на себя. Я за то, чтобы был этот глоток воздуха. Но вы должны выполнить свои обещания. Создали эти агропромышленные объединения и потихоньку возвращайте долги. Вернули?
Ставилась жесткая задача – нарастить объем производства, загрузить мощности, из полученной выручки платить по отсроченным долгам. Так, Николай Николаевич, было? Так точно. Что имеем на сегодня? Вот, говорят, все в графике. Выпуск продукции сельского хозяйства по сравнению с 2020 годом снизился аж на 5%. Это вы тогда имели уровень, сейчас на 5% упали. В 2025 году падение продолжается. За 9 месяцев 98,1% в хозяйстве всех категорий.
Идея появилась не в верхах. То, что так АПК региона поднимется на качественно новый уровень, решили местные управленцы. Они тоже в зале.

Николай Шерстнев, заместитель главы управляющего делами Президента Беларуси:
Один из основных вопросов и проблем – это, конечно, кадры и те управленческие решения, которые были не совсем профессионально приняты. Я и та команда, с которой работал по формированию Указа № 70, это абсолютно грамотный документ. А по большому счету нужно сказать так: это документ, инструмент, которым нужно пользоваться, работать. Он сам по себе не работает, ни один документ, в том числе и указ. Это механизм для воплощения идей в реальную жизнь.

Жизнь с чистого листа удалась не у всех. Уже на начальном этапе закрылось предприятие «Молоко». Оно возглавляло одно из агропромышленных объединений. Что до остальных холдингов, уверенно себя чувствуют только два: с Верхнедвинским сырзаводом и Поставским молочным. Условия для всех одинаковые. Тогда почему кто-то болеет, а кто-то ставит рекорды? Причина стара как мир.

Александр Лукашенко:
Негативную тенденцию вы не переломили. Главное – у вас нет элементарного, что мы всегда умели делать – дисциплины. Поэтому запомните – дисциплина. Ты пришел работать, утром тебе задание поставили, выполнили. Не выполнил? Почему? Трактор сломался? Иди-ка сюда, завмастерскими или инженер. Доложите, почему это так.
Всякое бывает. Понимайте меня как хотите. Пьянство, безответственность. Вы не знаете технологии содержания скота? Вы не знаете технологии возделывания растениеводческой продукции? Какие технологии вы не знаете, которые я от вас требую? Вы все знаете, вы все умеете, вы просто безответственные люди.
Дисциплина, технологическая и трудовая – в основе любого дела. Реальный пример – успешное сельхозпредприятие «Юбилейный» Оршанского района. Курить нельзя на территории всех объектов холдинга. Запрет ввели не только для здоровья хлеборобов, но и чтобы рационально использовать рабочее время. Меньше перекуров – больше КПД.

Александр Фирсин, директор предприятия «Агрокомбинат «Юбилейный»:
У нас нет курилок нигде. Я не знаю, как это назвать – нарушение чьих-то прав. Но я думаю, что это дисциплина. У нас бывали случаи, когда бутылка той водки, которую они выпили, и появились на рабочем месте в алкогольном опьянении, им обходилась, допустим, 5 тысяч рублей. Это деньги очень большие. И поэтому люди это все понимают.
На селе и так кадровый голод. С такими подходами последние работники разбегутся. Но, как сказал Президент, пусть останется пять человек но лучшие, те, кто хотят работать и зарабатывать.

Александр Лукашенко:
Разобраться надо в каждом хозяйстве с людьми. Пусть у вас пять человек останется. Вы будете знать, кому вы зарплату платите, и что этим людям вы скажете, они все сделают. Вы же понимаете, что происходит? У вас в половине в коллективе 30 механизаторов, 15 нормальные или 10, а 20 шалтай-болтай. Как будут работать эти 10? У нас же уравниловка везде. Эти 10 посмотрят, которые хотят работать, бездельники ничего не делают, а практически получают то, что мы. Понимаете, я вынужден, сегодня откровенно скажу, что будем привлекать людей из-за границы. Думаю, надо в общество забросить это, может работать начнут. И что вы думаете? Квокат начали не только в тиктоках. Письма начали писать. Как это так? К нам приедут. А что будет? А что случится? Особенно крестьяне и в тех хозяйствах, где людей не хватает.
Пять человек направил в Лясковичи. Спрашиваю через три месяца, как работают и какова обстановка в коллективе? Я это прогнозировал. А наши, которые работать не хотели, начали бурчать. Через месяц притихли. Эти пашут день и ночь. Скажи это, и телята перестали погибать и прочее. Вот как скажешь, так и не делают. Пять человек атмосферу в хозяйстве перевернули. Полешуки люди умные, хитрые и так далее. Они поняли, а нет, надо работать.

В регионе с кадрами работают. Открыли агроклассы, в которых школьники углубленно изучают профильные предметы и знакомятся с работой сельхозпредприятий. Чтобы после окончания аграрного вуза или ссуза не было разочарования. Молодым ветврачам и зоотехникам дают доплаты. В области есть своя ветеринарная академия. Но даже при всем этом вакансий по профильным специальностям в хозяйствах хватает.

Владимир Пушнов, первый заместитель председателя – начальник управления по сельскому хозяйству и продовольствию Шумилинского райисполкома:
Есть вопросы по зооветспециалистам. Работаем, выезжаем в учебное заведение, разговариваем с ребятами, агитируем. Каждый молодой специалист у нас на счету.
– Приезжают и остаются или нет?
– Есть, которые остаются, но основная масса, которая уходит – это поступление в высшее учебное заведение.
– А сколько на сегодня не хватает ветврачей и зоотехников?
– Если брать вместе с главными и второстепенными – в районе 5 зоотехников и 4 ветрачей.

Только человек или его отсутствие на рабочем месте – становится причиной гибели животных. Если новорожденного теленка в течение 40 минут не напоить нужным количеством молозива, в 70 % случаев он будет болеть или даже погибнет. Потому что не приобретет иммунитет. Цифры падежа ужасают. Причем эта картина характерна не только для севера страны, констатировал генеральный прокурор.
«Вы просто безответственные люди!» Президент отчитал чиновников в Витебске
Вот и ответ на вопрос, почему мощности перерабатывающих предприятий в области загружены на половину. Еще одной причиной специалисты называют устаревшие технологии содержания животных. Это не картинка из эпохи застоя: видео снято на днях в одном из хозяйств Шумилинского района.

Ольга Масловская, корреспондент:
В Витебской области только треть поголовья буренок содержатся на современных молочно-товарных комплексах с доильными залами. Остальные по большей части вот на таких фермах. Это здание было построено за 10 лет до Олимпиады-80. Технологии тоже не отличаются новизной.
В соседней деревне МТК по всем правилам. Только выполняют ли их работники? Это доильная установка, которая после использования должна сиять чистотой. А на самом деле...

Дмитрий Давыденко, первый заместитель председателя Комитета государственного контроля Витебской области:
Загрязнение сосковой резины доильного оборудования. Это ведет прежде всего к снижению качества получаемого молока, а также к распространению болезней среди животных.
Отсюда низкое качество молока. И стоит оно гораздо дешевле, чем то, что идет классом «экстра». Но хозяйству, видимо, деньги не нужны. К 2030 году в области планируют построить 63 современных комплекса. 16 уже почти готовы. Доить, кормить и даже создавать настроение животным будут роботы. Решит ли это проблему?

Дмитрий Давыденко, первый заместитель председателя Комитета государственного контроля Витебской области:
Яркий пример – этот комплекс, где нет технологии. На сегодня кормится не в соответствии с рационном кормлениея, травяной корм плохого качества. Комплекс заполнен наполовину. Удой на корову – 4 литра, среднесуточный удой. Какая эффективность работы этого комплекса может быть? Построить новый комплекс – не главное построить, а главное – в нем работать хорошо.

Однако и это огромная ложка меда. Помним, что именно витебский сельхозпроизводитель поставил республиканский рекорд по надоям молока. В хозяйстве «Лариновка» от коровы получают без малого 14 тысяч литров в год. Получается, в регионе могут работать на результат?

Александр Лукашенко:
Мы не можем допустить стагнацию региона и спокойно смотреть на рост нарастающих негативных тенденций. В связи с этим опять откровенно вам говорю: я сделаю все, чтобы заставить вас работать. Кто не может, кто не хочет. Отговорок, ссылок на что-то не принимается.
Я, конечно, помню, что мы с вами победили на прошлых президентских выборах, показав всему миру, что мы здесь хозяева. Но только если вы думаете, что в связи с этим – а вы играли, наверное, решающую роль в этом – в связи с этим я буду вам чем-то обязан, а я вам обязан, круговой поруки, ребята, не будет.

Понять и простить можно. Только те, кто придут следом, наши дети и внуки, с чем будут работать? За последние 4 года организации области воспользовались господдержкой 1285 раз! Фактически каждый день кому-то выделяли средства из бюджета. Только деньги как песок сквозь пальцы?
Статистика показывает: да, в регионе растет заработная плата, строится много жилья. Но как это стыкуется со спадом промышленного производства, недоумевает Президент. Некогда успешные предприятия сегодня в аутсайдерах: «Белвест», «Витебскдрев». Не все гладко у флагманов легкой промышленности «Оршанского льнокомбината» и «Витебских ковров». Деревообработка и вовсе «на лопатках». Сегодня область – это сырьевой придаток других регионов.

Александр Лукашенко:
Устойчивости в экономике области нет. Свежий пример вашей «разворотливости», если бы, как я сказал, не интерес Омана в строительстве в Беларуси второго целлюлозного комбината и выбор места размещения на Витебшине, вы бы остались вообще единственной областью страны без крупных деревообрабатывающих производств. Хотя, я так посмотрел, противоречие опять в докладе, который мне предъявили. А зачем вам деревообрабатывающие производства? Потому что вы живете в лесу? После «модернизации имени Косинца – Семашко» последнее предприятие, к примеру, «Витебскдрев», благополучно остановлено в феврале этого года. Вот вице-премьер у нас здесь присутствует. Вы что, назначены для того, чтобы производство останавливать? Вы знаете, я по-крестьянски, по-деревенски так думаю. Вы гробите скотину в железобетоне, не убирая вовремя навоз, и они там тонут. И в это время на опушке леса у вас тысяча кубов пропадает. И в это время «Витебскдрев» остановлен. Так завезите на «Витебскдрев». Пусть вам выпилят все, что необходимо для строительства этого дощатого телятника. Тысячу раз об этом говорю.

В половине районов Витебской области провалили программу «Один район – один проект». Таких успешных примеров, как в Глубоком, где с нуля построили завод по производству масел и смазочных материалов, или в Чашниках, где добывают сапропель и продают комплексное удобрение в страны арабского мира, немного. Работать надо на опережение. Готовы ли к этому в регионе?

Андрей Сидоров, член Совета Республики Национального собрания Беларуси:
Акцент ставился не так, как на каких-то программах импортозамещения, как на новых инновационных товарах. Именно тех, которые не везде есть. Еще продукта нет, но уже надо смотреть для кого, надо искать уже заказчика. Если раньше производили, а потом представляли его. Сейчас вот такая интересная ситуация меняется совершенно.

Эмоциональное замечание Президента, но это факт: область утонула в массе пустых обещаний. Среди них – красные по цвету и золотые по цене коровы в оршанском хозяйстве «Устье», которые должны были обеспечить молочные реки. А еще прорывные вакцины «БелВитунифарма», которых до сих пор нет, и Оршанский мясоконсервный комбинат, который предлагают передать комбинату «Дзержинский». Да, сельское хозяйство не конек Витебщины. Но только ли дело в широтах? Отрасли нужны структурные изменения! Снова! Президента просят рассмотреть возможность создать уже не семь, а два холдинга: молочный и мясной. Если бы сюжет писал Гоголь, здесь была бы ремарка: «немая сцена».

Александр Лукашенко:
Долг области на 1 сентября он составляет 1,6 миллиарда рублей, 500 миллионов долларов в эквиваленте – ваша одна область. Из них почти 1 миллиард 950 миллионов рублей необходимо выплатить в ближайшую пятилетку. Вы потянете? При таких темпах – нет! Как до этого достукались?
По долгам АПК Витебщины уже дважды на уровне главы государства принимались решения об их реструктуризации. Два раза я вам выделял деньги, реструктуризируя ваши долги в 2016 году и 25 февраля 2020 года. Теперь вы снова пришли и просите продлить выплаты аж до 2045 года. То есть никогда? Возможно, руководство облисполкома потеряло рычаги управления регионом? Или в области происходят непоправимые процессы, требующие срочного вмешательства извне, вплоть до силовых структур.
И о ботинках кожаных. Той самой марки, что в банкротстве. Через дорогу в том же Витебске проект успешный. Президенту обувь отшивают, не стыдно и перед коллегами похвастать. Так почему можем, но не делаем?