Узнали, как в Беларуси решают проблему с нелегальными перевозчиками такси
Дорожные войны разгораются на белорусском рынке перевозок. Чтобы получить как можно больше клиентов, таксисты-нелегалы сбивают цену и тем самым создают неравную конкуренцию, сообщили в программе «Акценты» на «Россия-Беларусь». Из-за обкатанной серой схемы страдают водители, которые работают честно и платят налоги.
В Беларуси создадут электронную систему по бронированию маршруток.
Открываем приложение, бронируем авто и спустя пару минут садимся. Перед поездкой просим у водителя чек, но, увы, разочарование. Таксометров нет. Но мы не теряем надежды и кликаем на оформление следующей поездки. Подъезжает старенькая иномарка, спрашиваем сразу перед поездкой:
– Чек дадите в конце?
– Чек? Нет.
– Чек нужен будет в конце обязательно, потому что заказ будет за наличные. Чека не будет, и все вопросы к организации моей.
Звоним перевозчику, ведь водитель здесь лишь наемное лицо и пришел в такси всего три недели назад и, мол, спрос не с него. Слышим:
– Скажите водителю пусть он вас завезет бесплатно.
– А как же чек?
– Ну штрафуют меня постоянно, много плачу.
Оказывается, схема «требуют чек, не даем, но везем бесплатно» – стандартная на рынке «черных» перевозок. И очередной водитель уже согласен доставить нас безвозмездно.
– Кассового аппарата нет, так как все в основном безналично оплачивают, но если за наличку, то он говорит везти просто так.
Мужчина, который сидит на пассажирском сидении, знает всю кухню такси изнутри. Больше 10 лет работает водителем, и который год борется с нелегалами.
Они конкурируют нечестно, конкуренция неравная, поэтому в какое-то время суток у них цена ниже. Допустим, сегодня в 9 утра – 15 рублей, а в 16 вечера – 6 рублей.
Похоже брать пассажира «рублем» – главный девиз нелегалов. Оно и понятно. Снижение цены особо не сказывается на выручке, ведь доходы от поездок не видит никто – они уже в «чужом кармане» или выведены на счета иностранных банков.
Екатерина Станкевич, председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров:
Недобросовестные участники уже научились настолько обходить закон, что налоговая цифры видит, по-прежнему все предоставляется, а взыскать их невозможно, потому что фирма оформлена на нерезидентов, на подставных лиц. То есть цифры есть, денег нет.
Водители твердят в один голос: все поездки проходят по безналу. А что тогда с расчетом наличными? Тут уже вопрос! И еще один: кто тогда отвечает за качество и безопасность поездки? Водитель, который отправляет к перевозчику? А перевозчик?
– Я тебе сейчас по-человечески объяснил, у меня и так проблемы.
– Так будет еще больше, скажи как называется твой парк, причем тут парк?
А перевозчик, и в приложении он указан как партнер, прекратил деятельность еще в сентябре. Но электронный сервис до сих пор дает возможность заказать эту машину. Куда обращаться тогда пассажиру в случае форс-мажорных ситуаций?
Юрий Костюк, первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси:
Когда кто-то пытается защитить свои интересы и права, будучи неудовлетворенным оказанной услугой, он не может осуществить защиту своих прав в связи с тем, что ему просто некому предъявлять свои требования.
В одной из главных норм нового проекта указа о пассажирских автоперевозках прописано: иностранные компании, которые оказывают услуги диспетчера нерегулярных пассажирских перевозок и такси, должны находиться на территории нашей страны и создать здесь юридическое лицо. Сегодня государство достаточно четко регулирует вопросы пассажирских перевозок. Но комфортные условия для работы многие восприняли как возможность обойти закон.
Юрий Костюк, первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси:
Прошли определенные стадии либерализации в законодательстве, и, к сожалению, ряд перевозчиков воспринял это как возможность для нарушения законодательство. Таким образом они пытаются использовать какие-то послабления для недобросовестной конкуренции и получения дополнительной выгоды.
Владелец электронной системы и диспетчер (часто это одно лицо), дальше – перевозчик, затем водитель и как получающее услугу звено – пассажир. Это замкнутый круг, здесь один зависит от другого. Проект указа готов четко регламентировать работу первого – диспетчера, ведь от него, как говорится, «все и пляшут».
Юрий Костюк:
Регулировка дополнительная именно диспетчерской деятельности позволит распределять в законном русле те заказы, которые наши пассажиры в настоящее время осуществляют, в том числе посредством сети Интернет.
Активисты акцентируют: здесь было важно признать и владельцев электронных систем диспетчерами, ведь так можно будет полноценно урегулировать деятельность перевозчиков. Но пока речь идет лишь об обязанностях диспетчера хранить и предоставлять государственным органам информацию о переданных заказах в автоматическом режиме. Вот здесь-то логично и подходим к реестру.
Все водители такси, которые работают легально, ждут этого реестра, ведь там есть главный момент, где будет добавлена ответственность диспетчера за передачу заказов нелегальным автомобилям.
В реестр включат сведения о всех диспетчерах нерегулярных маршрутов и такси, самих перевозчиках, водителях, транспортных средствах. По сути, этот ресурс «даст зеленый свет» и ГАИ, и налоговым службам, и транспортной инспекции. Ведь сегодня они не видят все машины, которые работают в городе и не могут в полной мере наказать нарушителей.
Павел Ангарьян, начальник отдела ГАИ Ленинского РУВД г. Минска:
Они, по сути, не являются такси, это больше аренда авто с водителем, поэтому к категории таких участников не распространяется наличие путевого листа. Вот в чем загвоздка. У данной категории водителей проверяем стандартные документы. У таких водителей достаточно часто отсутствует допуск к участию в дорожном движении. Это, как правило, одни и те же марки автомобилей, неприметный цвет и, как правило, установлен на ветровом стекле авто мобильный телефон с приложением.
Отсутствие специальной оклейки «от борта до борта», конечно, усложняет работу. Но зоркий глаз и опыт позволяют быстро увидеть нарушителя в потоке. Негласный контроль на дороге – к такой мере преследования таксистов часто прибегают автоинспекторы. Ведь одно нарушение – лишь капля в море, часто таксисты действительно «жестят» на дороге.