Проекты / «Акценты» / ВОВ 23 июня 2024 21:05

Видел, как началась война! Живой свидетель событий в Брестской крепости поделился воспоминаниями

Звуки мирной размеренной жизни, где офицерские семьи и гражданские спокойно прогуливаются по городу, вчерашние советские школьники прощаются с детством на выпускных вечерах… Каждый год 21 июня Брест снова и снова проживает этот мирный день… И всю его ценность понимаем уже мы, потомки, которые знают, какой ужас ждет их завтра...

«Мажорные мотивы» прервет грохот войны на рассвете 22 июня 1941-го. И в годовщину Брестскую крепость вновь атакуют оружейные залпы, но уже реконструкторов. И эту пластинку на Западе хотели бы сменить… Но мы не просто бережем правдивую историю, но и дополняем новыми фактами, сообщили в программе «Акценты» на «РТР-Беларусь». 

Казалось бы, прошло 83 года… Слишком много, чтобы говорить о живых свидетелях… Это звучит почти невероятно, но команда «Акцентов» разыскала того, кто застал войну в Бресте и видел, как подступала армия вермахта, когда крепость еще спала. Он рассказал, что видел даже расстрел одного из руководителей обороны...

Ветеран ВОВ

Перед его глазами – экранизация, а в памяти – детали, что видел своими глазами 10-летним мальчишкой. Фильм «Брестская крепость», сцена расстрела комиссара Ефима Фомина, одного из руководителей обороны. Со своими бойцами до последнего сопротивлялись врагу у Холмских ворот. Но как именно погиб Фомин? И сегодня версии разные. Неужели спустя 83 года перед нами живой свидетель, который может рассказать больше?

Владимир Андрейчев

Владимир Андрейчев, участник ВОВ, узник фашистских концлагерей:
А мне кажется, что он вышел в форме. Отглаженной, и вот тут шевроны даже. 4 шпалы на погоне. Ну, он полковой комиссар был. И это я 100% помню, что когда окружили – он же вывел женщин и детей, первая группа там. Тяжелораненые, дети маленькие были. И когда там обер-лейтенант подошел немецкий, он сказал, как обычно: «Коммунисты есть? Выйти из строя! Комиссары есть? Выйти из строя! Иуды, евреи есть? Выйти из строя!» И это-то я помню – что он вышел из строя и сказал: «Я коммунист, я комиссар, я еврей». И его тут же расстреляли, его же не водили никуда.

Сейчас Владимиру Андрейчеву 93 года и воспоминаниями делится с опасением: как бы с возрастом случайно не напутать факты, чтобы невольно не переписать историю. Сейчас живет в родном городе отца – в Краснодаре.

Ветеран ВОВ

Как с семьей летом 1941-го оказались в Бресте? Сперва командировали папу, военного строителя, а в крепости как раз возводили укрепрайон. Не вспомнит точно – был конец мая или начало июня, на каникулах приехали вместе с мамой Евгенией и 3-летней сестренкой Неллой.

Владимир Андрейчев

Владимир Андрейчев:
Мы же даже не в Брестской крепости жили. Участок был такой, по сути дела, прямо на границе. Так я видел, вот представляете, как эти цепи немецкие еще со своей территории, еще границу они… Ну, это было было начало 4-го, может 3-го. Я вышел, а уже горело и бомбили. И я у папы спрашивал что такое, а он говорит: ничего, это гроза. Мне казалось, что небо закрылось самолетами. Они еще ни крепость не бомбили, ничего.

Если искать в интернете информацию про Владимира Андрейчева и Брестскую крепость – выдает лишь несколько местных материалов.

Бресткая крепость

В самом мемориальном комплексе его имя пока не вписано! А ведь десятилетия поисков главного летописца истории Брестской крепости Сергея Смирнова. Это он разыскивал участников обращением по радио «Защитники крепости, отзовитесь»… Встречался, записывал и рассказывал так громко, что, фактически, присуждал звание Героев… И во многом благодаря ему руины превратились в мемориальный комплекс, где встречались и выжившие в пылающем котле защитники, участники обороны... Как вышло, что герой нашего сюжета в архивных списках никогда не значился? Или значился? Но не в списках живых…

диалог

Во времена Смирнова была такая практика: нужно было 2 подтверждения живых свидетелей. Сейчас прошло слишком много времени, нереально! Вот как быть, как проверять эти факты?

Лариса Бибик

Лариса Бибик, ученый секретарь мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»:
А вы знаете, у нас есть специальные фонды. В данном случае, у нас в нашем списке членов семей, расстрелянных в годы оккупации, такая есть ссылочка под шестым номером – Андрейченко Евгения и двое детей. Сведений, кто сохранился из семьи, у нас нет. Место расстрела указано – Жабинковский район. И не случайно: мы сразу же посмотрели Книгу памяти Жабинковского района. «Расстреляны 27-го сентября 1942-го года на окраине города Жабинка» – тоже стоит фамилия Андрейченко Евгения и 2 детей.
– Фамилия Андрейченко? Не Андрейчева? 
– Вероятно, фамилия русская, да. Мы говорим Андрейчев, да. Здесь немножечко созвучней возможно и запомнить было легче.
– Со слов свидетелей?

Лариса Бибик

– Со слов свидетелей. Я не исключаю, что сегодня можно будет говорить после вашей передачи, после выхода в эфир материала, что мы сможем с этим человеком завязать более тесную переписку и будет заведено личное дело и мы все-таки узнаем, кем был его отец. 

Владимир Андрейчев объяснил, как удалось выжить и почему ошибочно в списке погибших. Он вместе с мамой и сестрой попал в гетто под Брестом, в Жабинке. Там морили голодом и издевались. А рассказывая, что отправят в Германию, сводили на расстрел.

Владимир Андрейчев

Владимир Андрейчев:
Там еще семья – армянка. И у нее четверо детей. Маленький ребенок умер на руках. И она подошла, она по-немецки говорила неплохо.  И она говорит, что «гер-офицер, кляйне киндер капут» – значит, похоронить, а он ее сапогом ударил. И я понял, что расстрел. И я говорил маме, чтобы мы начали бежать.

Цитадель

О тех, кто был замучен и не выжил… О тех, кто стоял насмерть с оружием… О тех, кто после первых фашистских ударов по крепости так и не застал освобожденную в 1944-м Беларусь, не разделил радости Великой Победы… Ночь памяти и скорби встречают в Цитадели два десятка тысяч – не только белорусов, жителей стран, что также не забыли…

женщина

Наши защитники первыми встретили удар и первыми показали тот подвиг, когда надо сражаться, даже тогда когда на тебя падает плавленый кирпич. Это мужество надо помнить, надо гордиться.

мужчина

Воевал мой отец, который остался жив. Война отняла у меня дедушку и бабушку по материнской линии. Память – это первое, что должно быть у нас.

мужчина

Чтобы никогда не было геноцида, нашего белорусского народа особенно. И пусть наши детки видят только мир, солнце, счастье.

Дмитрий Мезенцев

Дмитрий Мезенцев, государственный секретарь Союзного государства:
Пусть те люди в Европе, кто занят сносом наших памятников, стиранием нашей истории, призывами в наш адрес не говорить больше о войне, вслушаются в то, как сегодня здесь тысячи сердец бьются в одном ритме.

Цветы, лампады, слезы, тишина со всебелорусской минутой молчания…

Память ВОВ

Страна молится о погибших…

Память ВОВ

Проносит боль сквозь музыку и воспевает подвиг народа-победителя…

Память ВОВ

Музыка даже в тяжелые минуты защитников крепости, когда те укрывались в казематах, поддерживала боевой дух. Из воспоминаний в дневнике Гаврилова он особенно запомнил песню «Черный ворон»…

А наследники Победы проносят память через искусство. Концерт-реквием «Каждый третий». Дебют прозвучал в Москве, в музее Победы.

Андрей Гузель

Андрей Гузель, организатор мероприятия:
Казалось бы, между мероприятиями чуть-чуть больше месяца. Мы его презентовали в Москве 6 мая ко Дню Победы. А в Минске мы представляем 22 июня. У нас поменялась информация по сценарию, у нас увеличилось количество людей. Буквально за месяц благодаря работе Генеральной прокуратуры появились более уточненные данные о том, сколько белорусов погибло во время Великой Отечественной войны.

Владимир Перцов

Владимир Перцов, заместитель главы Администрации Президента Беларуси:
И в рамках расследования находят все новые и новые захоронения. Наверное, даже это страшная цифра – каждый третий – может быть пересмотрена в ближайшее время, к сожалению, в худшую сторону.

концерт

В день годовщины начала Великой Отечественной с минской сцены – трагедия нашего народа. В каждой ноте, в актерских этюдах, в каждом кадре хроники.

Анна Благова

Анна Благова, певица, композитор:
Песни писались со слезами и когда у нас проходили сводные репетиции, даже дети, выходя на сцену, у них были слезы на глазах, и не только у них. Дай бог нашей стране и всему миру жить под мирным небом.

Поезд памяти

История живет, пока о ней говорят… И главное, что говорят юные потомки победителей. В большой марафон по мемориалам отправился «Поезд Памяти». И состав пополнился еще на четыре страны. Впервые присоединились Азербайджан, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан.

Наталья Кочанова, председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси:
Мы очень надеемся, что в год 80-летия Великой Победы в 2025 году география расширится еще больше. И все 15 стран, бывших стран Советского Союза, станут участниками этого проекта. Потому как это та история, которая объединяет наши народы. Та история, которую нельзя предавать и забывать нельзя. И поэтому символично, что старт этой акции молодежной всегда проходит здесь, в городе Бресте. В том месте, которое стало первым на пути врагу в том далеком 1941 году.

реконструкция

И вновь страшный сценарий, от которого содрогается земля Брестской крепости. С исторической точностью воссоздают бои на Кобринском укреплении. На месте первого сопротивления на рассвете 22 июня 1941 года, символично, и капонир, где немцы взяли последнего известного защитника крепости Гаврилова... Он продержался больше месяца... Оживают кадры, как красноармейцы пытались спасти женщин, раненых и детей... Их решено сдать в плен. Надеялись хоть на какую-то воинскую честь, даже не предполагая: враг не знает пощады.

мужчина

Каждый раз переживания, как в первый. К этому невозможно привыкнуть. Переживается реально, особенно когда в казематах большие взрывы – казалось бы, они ненастоящие. И представляешь, насколько это на самом деле, когда гибнут люди. Переживания настоящие, до слез.

реконструкция

На трибунах – рекордные 40 тысяч зрителей. И это точно не назвать спектаклем, шоу. Из года в год события проигрывают вновь, чтобы напомнить – такой сценарий впредь допустить нельзя. Как много уже знаем, и как много еще неизвестно. И эти белые пятна мы продолжаем заполнять.

Вот и герой нашего сюжета Владимир Андрейчев надеется вновь побывать в Брестской крепости, а значит, в этой истории мы расставили еще не все «Акценты».