Вместо кладбищ – безымянные ямы. Поисковые отряды продолжают раскопки под Витебском
На местах боев Великой Отечественной сейчас в разгаре Вахта памяти. Поисковые отряды и бойцы 52-го батальона Министерства обороны работают в полях, болотах и лесах. Они ищут тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее, но до сих пор остается без вести пропавшим или неизвестным солдатом. 80 лет спустя установить имя каждого защитника Отечества, к сожалению, невозможно. Сегодняшний выпуск о том, почему поисковую работу необходимо продолжать, сколько имен в итоге не появилось бы на воинских мемориалах.
Проект «Вернувшиеся герои» в программе «Беларусь.Новости» на РТР-Беларусь.
Начало мая у поисковиков – самое горячее время. Трава еще не успела вырасти, присмотревшись опытным взглядом, можно увидеть практически неразличимые рубежи обороны.
Александр Каролевич, старший инструктор специализированного поискового взвода 52 ОСПБ Вооруженных Сил Беларуси:
Вот шла линия окопов. Это конец 1943-го – начало 1944 года. Зима. В прошлом году проводилась совместная Вахта на этом же месте. Было поднято около 30 бойцов. Отрабатывались дополнительно архивные данные, аэрофотосъемки.
Декабрь 1943-го – это начало боев по освобождению Витебска. Советские войска тогда вплотную подошли к городу с северо-запада и с юго-востока, но сопротивление Вермахта было отчаянным.
– Андрей, смотри. Видимо, голова там.
– Да, похоже, направление туда. Надо там откапывать, расширяться.
Татьяна и Андрей из Каргополя. Это город в Архангельской области. Под Витебском в 1943-1944 годах погибли или пропали без вести около двух с половиной тысяч уроженцев Поморья.
Андрей Трофимов, руководитель православного отряда «Дружина» поискового движения России:
Здесь и личная история. Мой дед прошел через 3-й Белорусский фронт. Воевал он в Минской области, точно знаю, потом они воевали в Восточной Пруссии. Все ребята сейчас изучают свои локальные истории, истории своих семей. Они тесно связаны с Беларусью.
Николай Васильев, ведущий:
Можно было бы сказать, что поисковики сейчас работают на месте боя. В районе Погостино и Жерносеки. Только этих деревень, как и сотен других, в годы войны не стало. В январе 1944 года фронт ушел дальше – на запад. А погибших здесь бойцов похоронили прямо на этой высоте. Конечно, безымянной.
Светлана Комогорцева, руководитель полоцкого поискового отряда «Разведчики воинской славы»:
Эту высоту искали долго, отрабатывали 158 стрелковую дивизию. Проведена кропотливая работа ребятами. Сопоставлены данные архивные. С аэрофотосъемкой. Предполагаем, что списки и поднятые бойцы будут соответствовать. Я думаю, что более ста бойцов.
В составе 158-й дивизии сражалась рота лейтенанта Ивана Бесхлебного. Как сказано в документах о присвоении званий Героя Советского Союза, в ночь на 26 декабря 1943 года лишь 27 наших бойцов захватили господствующую высоту, где оборонялись более сотни гитлеровцев. Рота Бесхлебного отбила 6 вражеских атак, но, когда спустя сутки подошло наше подкрепление, выяснилось, что все 27 погибли. Где похоронены герои, до сих пор подлинно неизвестно.
Среди останков и клочков амуниции добровольцы из Полоцка и Каргополя нашли офицерские погоны. Здесь действительно воевал капитан Андрей Ворвулев. Он погиб за два дня до подвига роты лейтенанта Бесхлебного и числится захороненным в другом месте. Значит, поиски будут продолжаться. У военных, которым помогают кадеты и волонтеры из Полоцка и Подмосковья, тоже, казалось бы, удача.
– Вот личный номер.
Кому принадлежала эта медаль, пока сказать нельзя. Оказалось, найти награду – еще недостаточно.
Александр Каролевич:
Одна фамилия, но получается, что две учетные карточки: одна на старшего сержанта, а другая на офицера. Поэтому проводится более доскональная работа по уточнению данных по этой медали.
Александр Лугин, ведущий специалист управления по увековечению памяти ВС Беларуси:
Основная задача – это вернуть погибших защитников Отечества с войны. Торжественно, с почестями воинскими перезахоронить на мемориалах и братских могилах, чтобы мы с уважением могли приносить туда цветы, преклонять колени.
Поисковики обращают внимание: поля и леса, где они находят останки советских бойцов, конечно, в годы войны называли братскими могилами. Однако достойным погребением это назвать, как правило, очень сложно.
– Просто яма, в которую скидывали бойцов. Здесь практически все вперемешку. Одни конечности. То есть мы до черепов не добрались.
Теперь найденные солдаты и офицеры, пусть их имена и остаются пока неизвестными, будут торжественно перезахоронены с воинскими почестями на мемориалах под Витебском.