Проекты / «Акценты» / 8 октября 2023 23:00

Заменителей белорусским калийным удобрениям в Европе нет – доктор экономических наук

На фоне накала политической ситуации еще и голод. Инициаторы санкций обрекли на него многие страны. Белорусские калийные удобрения. Поставкам перекрыли воздух и это привело к удорожанию продуктов питания. Вот интересный факт: каждый второй человек в мире заинтересован в производстве сельскохозяйственной продукции, для которой нужны именно удобрения, сообщили в программе «Акценты» на «Россия-Беларусь». Доля белорусского калия на мировых рынках до санкционной блокады составляла 22 %. Удалось ли восполнить такие потери – мнение эксперта.

экспорт, калий, европа 08_10_2023 (2).jpg

Галина Шмарловская, доктор экономических наук, профессор кафедры международного бизнеса БГЭУ:
Заменителей калийным удобрениям – нет. Снова по оценкам экспертов зарубежных: заменить объемы экспорта, которые шли из Беларуси, невозможно. Если рассматривать вопросы появления новых производителей. Во-первых, это очень большие финансовые расходы. И по подсчетам, для строительства новой шахты необходимо где-то пять-семь лет. То есть это тоже не совсем реально.

И что мы видим сейчас: на мировом рынке цена на удобрения подскочила, хорошо если вдвое. А Беларусь? А Беларусь уж явно не в слезах дожидается милостивой отмены санкций. Мы диверсифицировали поставки и выстроили новую логистику. Помощь оказал ближайший союзник – Россия. Открыв морские пути, сейчас в перевалке белорусских грузов задействовали 19 российских портов: в Санкт-Петербурге, Новороссийске, на Дальнем Востоке. В городе на Неве и Мурманске есть перспективы создать уже собственные портовые мощности. В целом, Беларусь достаточно уверенно работает на международных рынках. Это отметил Президент во время совещания, где расставили акценты экспортных поставок, в том числе и калийных.

экспорт, калий, европа 08_10_2023 (3).jpg

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Расслабляться нельзя. Слишком много препонов, барьеров, которые нам приходится преодолевать. Узкое место, особенно, при работе через порты, да и вообще – это железная дорога. В направлении Санкт-Петербурга, думаю, там можно по крупняку идти, прокладывая 170 или больше километров вторую ветку. А можно вернуться к тому, что было в советский период – разъезды восстановить. Восстановив разъезды, мы значительно увеличим на ближайшие годы поставки нашей продукции. Мы ушли из прибалтийских портов, работаем в районе Питера. Смотрим на более северные порты Мурманска. А это миллионы тонн грузов, которые мы должны поставлять.

Что касается подходов к экспортным решениям – они должны быть оперативными, своевременными и грамотными. Перед страной открыты новые горизонты – не без трудностей, но новые рынки и партнеры есть и будут. И если в Европе на фоне санкций наблюдается волна деиндустриализации. То мы, напротив, кооперируемся, развиваем поставки в сторону партнеров по интеграционным объединениям и не только.