Лукашенко устроил разнос в образовании: надо встряхнуть вузы!
Обеспечение качества в высшем образовании. На это ориентирует Президент руководителей вузов. В этой сфере к 1 сентября предстоит принять ряд необходимых решений. Такую задачу сегодня, 13 февраля, поставил глава государства во время совещания с представителями Республиканского совета ректоров, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Александр Лукашенко назвал главные проблемы, характерные для всей системы. В частности, обратил внимание на разрыв между спросом и предложением на рынке труда. Устранить пробелы предстоит в сжатые сроки – проверкой займется специальная рабочая группа.
13 февраля во Дворце Независимости элита высшей школы. На разговор к Президенту приглашен ректорат страны – более 50 человек. В центре внимания – качество подготовки специалистов. Эту встречу Президент анонсировал ранее. Глава государства ожидает услышать от присутствующих, как будут решаться накопившиеся вопросы.
Качество образования – вопрос стратегический. Дефицит профессиональных кадров актуален, и это мировая тенденция. Увеличивается запрос на интеллектуальный ресурс. И главный потенциал роста – человеческий.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Вопросов, согласитесь, накопилось достаточно. И мы должны выйти из этого зала с четким алгоритмом их решения.
Советская школа – именно на ее фундаменте в нашей стране выстроили современную систему. В непростые 90-е сделали невозможное. И сегодня гордимся созданными лабораториями и аудиториями, технопарками, студенческой деревней. Высшее образование стало доступнее в регионах. Количество вузов в стране выросло до 50. Важно то, насколько качественная отдача.
Александр Лукашенко:
Самое важное – мы сохранили преемственность и качество классического образования. Был риск кинуться в реформы и эксперименты. Нас очень активно пытались втянуть в них деятели различных зарубежных фондов. Делалось это не случайно, но давайте откровенно говорить: кое-где мы туда вступили. Будем честными, советская высшая школа дала миру гениальные открытия, прославленные на весь мир имена. Тогда полученные в наших вузах знания были на вес золота. И сейчас в Беларусь едут учиться, потому что мы сохранили лучшие советские традиции. Сделано для сферы высшего образования много, созданы условия, научные школы. Интеллектуальный потенциал сегодня бережем как зеницу ока. Поэтому мы все: абитуриенты, студенты, их родители, наши предприятия и организации, да и я в том числе, вправе ожидать отдачи.
Молодежь, конечно, наиболее прогрессивная, но и уязвимая часть общества. Здесь легко посеять протестные настроения. Совсем недавно о пристальном внимании именно к работе со студентами глава государства говорил, посещая ведущий вуз страны. Тогда прозвучали требования к высшей школе, качеству образования, организации учебного процесса, преподавательскому составу. Сегодня обозначено – выполнение будет проверено. Займется этим специальная рабочая группа.
Александр Лукашенко:
К 1 сентября ректорам вузов вместе со своими коллективами нужно принять необходимые решения. Как результат – качественные выпускники и отсутствие всякого бегства за пределы страны. Ваши выпускники должны четко осознавать и понимать, что наше вузовское образование в Беларуси лучшее. Многие сбежавшие туда (за рубеж. - Прим.) за образованием быстро начинают понимать разницу. Многие возвращаются, но не все. Этого шатания быть не должно. Но до сентября, предупреждаю Правительство, Администрацию и министра, мы, как по школе, соберемся и спросим с каждого. Задачу знаете: наша молодежь должна учиться и работать здесь. И прекращайте бегать ко мне с какими-то очередными новациями. Народ разброда и шатания в образовании не примет. Программы, учебники, преподаватели. И выходит здоровый нормальный выпускник, который может работать в тех сферах производства, где он мечтал до поступления.
Александр Лукашенко ориентирует собравшихся на острый разговор. Обозначать проблемы, чтобы эффективно их решать. Это привычная тактика главы государства.
Александр Лукашенко:
Вопросы жизнь ставит нам с вами принципиальные и острые. Вы люди умные, ученые со степенями, понимаете и меру своей ответственности, и суть исторического момента. Знаете, как важно не упустить его в эпоху смены поколений. Треть века назад нам удалось пройти по краю пропасти, не свернув с дороги, которую прокладывали наши предки. Посмотрите на тех, кто свернул с этой дороги, – Прибалтика, Украина и другие. Загублены промышленность и сельское хозяйство. Куда готовить кадры? Понятно: для тех стран, на чьи подачки живут. Вот такая национальная идея. Это не наш путь. Я только сейчас вернулся из Узбекистана. Богатая, продвинутая в данном случае страна. И вопрос № 1, сколько я там был и встречался с Президентом: помогите с образованием.
Детально изучив тему, Президент обозначает минусы в работе. Первое – разрыв между спросом и предложением. Вузы должны готовить нужных для экономики специалистов.
Александр Лукашенко:
Упаси вас Господь готовить то, что нам не нужно в стране. Мы как будто забыли, как в 90-е начали готовить толпы юристов, экономистов, которые, получив диплом, пошли работать таксистами и разносчиками пиццы. Да и сейчас после окончания вуза многие выпускники работают не по профилю. Неоднократно обращал внимание на эту тему. Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии – это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление?
Хотел бы услышать, как вы объясните факты уклонения от отработки, а еще хуже – «договорняки» между нанимателями и вузами. Причем на бумаге не подкопаешься. Где ваш контроль? Получается: выпустили и забыли. Так дело не пойдет. И напомню: вы не коммерсанты – вы ректоры вузов и мыслить обязаны по-государственному. В первую очередь, вы должны готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока системные работы Минэкономики, Министерства труда, образования, да и губернаторов в этом вопросе не видно.
В вузовские аудитории должны приходить мотивированные выпускники, точно понимающие, какой профессии посветят жизнь. Для этого в Беларуси работает система профильных классов.
Андрей Иванец, министр образования Беларуси:
Проводим раннюю профориентацию школьников, с прошлого года вернули допрофильную подготовку в 8-9 классы. Уважаемый Александр Григорьевич, развиваем профильные классы. Процент поступления после профильных классов сегодня находится на уровне 20-30 %. Наиболее высокие результаты у педагогических классов. Сегодня мы видим, что благодаря вашей поддержке это дало свои результаты. Только в наш ведущий педагогический вуз в эту приемную кампанию на дневную бюджетную форму получения образования половину приняли из числа медалистов и успешных выпускников педагогических классов. Эту работу надо продолжать и по другим профилям: это аграрный профиль, спортивно-педагогический. В этом году создали инженерные классы.
Говорили и про модернизацию учебных пособий. Стараются идти «от земли», привлекают специалистов-практиков. Но нарекания все же остаются. В нынешний раз Президент снова раскритиковал.
Александр Лукашенко:
Совершенно случайно вчера, я же опять обучаюсь в силу семейного положения, думаю, дай, по своему профилю посмотрю философию. Слушайте, какой кошмар! Это такого кошмара – я не хочу даже фамилии называть, некоторые известные – я не видел. Что они написали? Это ужас! Советские учебники давали четкие структурированные ответы на все вопросы! Такой хлам! Ни один студент это не выучит. Это кошмар!
И я из года в год говорю: школьные учебники приведите в порядок, напишите нормальным языком. Запомните, пока вы не положите мне новую методику преподавания, новые программы, новые учебники и преподавателей, желающих работать, о зарплате забудьте разговоры. Дайте качественный результат. Спокойной жизни с сегодняшнего дня у вас не будет. Начинайте вертеться, крутиться! Вы знаете самые современные образцы и уровни образования. Сделайте у себя лучше.
Личный пример, живое слово, вовлечение в общественную деятельность – вот эффективные инструменты в работе с молодежью.
Александр Лукашенко:
Или-или стоит вопрос. Почему я жестко с вами разговариваю? У нас идет смена поколений. Все, сидящие здесь, рано или поздно уйдут. А кто придет за нами? Не будем ли мы себя корить, что что-то не сделали? Одеться наша вся молодежь хочет, причем как? Я Президент так не одеваюсь. Я одеваюсь, как обычные молодые люди. А у нас уже сегодня молодой человек, если он не оденется как телеведущий – где-то это надо может быть – он уже плохо живет. Молодежи надо откровенно об этом говорить, особенно студентам. Они же лучшие среди молодежи. Что ж мы обманываем сами себя? Хотим допрыгаться до Украины? Поверьте, это легко. Вот еще один неосторожный шаг – и мы там.
Вы говорите, что мы отстали. Может быть и отстали, дело не в этом. Поймите, интернет – это еще семечки или цветочки. Искусственный интеллект – как мы будем завтра бороться против этого?
Диалоговые площадки – живое слово. К людям надо идти. У нас управляемая страна, мы можем достучаться до каждого. Прийти и опровергнуть то, что они увидят в своих смартфонах. В это поле переходит борьба. Там и политика, и финансы. Все будет там. И выборы, и не выборы. Поэтому нам надо готовиться здесь работать.
Никакого формализма – это требование Президента. И касается оно всех направлений – процесса вузовского образования, отбора перспективных студентов, закрепления кадров, в целом работы с молодежью.
Александр Лукашенко:
Прекратить этот формализм. Никому ничего для галочки не нужно. О чем говорить, если отдельные преподаватели, мягко говоря, сами не являются образцами патриотизма? Что мы можем требовать от студентов, если, например, профессор не может или не хочет компетентно ответить им на сложные жизненные, политические вопросы? Никакие концерты, шоу-программы и прочие флешмобы не научат детей искренне любить Родину, уважать старшее поколение, беречь историческую правду. Да и ярких мероприятий на уровне вузов, которые бы стали событием и сплотили молодежь, я не вижу. Все думают, что на стадионах сейчас соберем молодежь, придет Президент, что-то скажет, покричим, потанцуем и разойдемся.
Зачастую увлекаетесь статистикой и самоотчетами. Образование никогда не было и не может быть вне политики. Вы не просто даете профессию, вы формируете мировоззрение молодых людей. Скажу прямо: вы первые отвечаете за национальную безопасность и несете ответственность за сохранение суверенитета страны. Если среди вас до сих пор работают люди, которые не разделяют наши подходы, политику и государственную идеологию, если вы трудоустраиваете вчерашних шатателей режима, то какие выводы я должен делать о вас? Вопрос для размышления и принятия решения. Это ваших студентов, одурманенных западными ценностями, мы видели на площадях в 2020 году. И многие «смыслы», которые их вывели на улицу, были заложены, к сожалению, в ваших аудиториях.
В Год качества все должно превзойти себя. И образование тоже. Сегодня оно пользуется спросом и среди иностранцев – у нас обучаются порядка 30 тысяч студентов из-за рубежа. А значит, оно привлекательно, и эту планку нужно только повышать.