Лента новостей / Общество / 17 августа 2024 22:01

Маршрут выходного дня. Побывали на Детской железной дороге

Прокатиться по узкоколейке на мини-поезде. Увидеть первую белорусскую железнодорожную станцию в миниатюре, а также попробовать себя в роли машиниста – отправляемся на Детскую железную дорогу, сообщили в программе «Беларусь.Новости». В 2025 году она отметит 70-летие. Как все начиналось? Где находилась первая детская стальная магистраль в нашей стране? И почему это не просто аттракцион?

Детская железная дорога

В эфире маршрут выходного дня с Анной Меркушевич.

Малая Белорусская. Именно так называют железнодорожники Детскую стальную магистраль. Она носит имя легендарного партизанского комбрига Героя Советского Союза Константина Заслонова и находится недалеко от парка Челюскинцев в столице.

Детскую стальную магистраль носит имя легендарного партизанского комбрига Героя Советского Союза Константина Заслонова

Заходим внутрь вокзала. Здесь все по-настоящему – билетная касса, зал ожидания… и огромный макет.

Никита Тройновский, юный железнодорожник

Никита Тройновский, юный железнодорожник: 
Это макет железнодорожного транспорта. Изображен на нем первая станции БЖД – станция Поречье, была открыта в составе участка первой БЖД в 1862 году. Всего здесь три состава ходит – грузовой, пассажирский и Штадлер.

Миниатюрные поезда

Первое, что сразу бросается в глаза, – это миниатюрные поезда, которые деловито снуют по путям, ныряют в тоннели и под мосты. Наблюдая за ними, чувствуешь себя Гулливером. К слову, такие макеты ребята создают сами на специальных занятиях моделирования при учебном центре. Да-да, все проводники, дежурные по станции, дикторы радиоузла – это дети, которые знакомятся с железнодорожными профессиями на занятиях, а после практикуются на малой Белорусской. Так что для одних это развлечение и аттракцион, а для других – работа.

Наталья Саевич, заместитель начальника Детской железной дороги

Анна Меркушевич, корреспондент:
Наталья, Насколько я знаю знаю, первая железная дорога детская появилась в Грузии в Тбилиси, а у нас в Гомеле. Или не так?

Наталья Саевич, заместитель начальника Детской железной дороги:
Да, все правильно. В Грузии – 1935 год, у нас в Беларуси – в 1936 году в Гомеле. После Великой Отечественной войны она не сохранилась. И решили, что восстанавливать ее нецелесообразно. И в 1955 году в Минске появилась Детская железная дорога. 

К середине 80-х в Советском Союзе работало не менее 50 детских железных дорог. По их примеру аналогичные объекты открывали в Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Китае, на Кубе. Однако не все из них были долговечными. Многие функционировали только 10–15 лет, а затем их закрыли либо превратили в парковые аттракционы. А малая Белорусская продолжает развиваться. За год ее посещает около 60 тысяч человек. И это только летом. А ведь она работает и в зимние праздники.

А этот игровой тренажер с рычагами управления и множеством различных кнопок интересен тем, кто хочет попробовать себя в роли машиниста. Не упускаю возможности. Усаживаюсь в кресло. Выбираю локомотив, время суток и даже сезон. Эх, прокачусь-ка и я на паровозе.

Игровой модуль

Понеслись. Дым из трубы, такое чувство, что я перемещаюсь в прошлое. Освоить игровой модуль мне помогает дежурный по залу. А в этом помещении трудятся поездной диспетчер, диктор, оператор. У каждого свои обязанности: следить за движением состава за монитором, чертить схемы и заполнять специальные бланки. Максим Дюбайло сегодня здесь самый главный. Он исполняет обязанности начальника станции.

Максим Дюбайло, юный железнодорожник

Максим Дюбайло, юный железнодорожник: 
В мои задачи входит следить за безопасностью работников, следить за всеми их должностными обязанностями и отправлять поезда с дежурным по станции.

Максим Федоринчик, юный железнодорожник

Максим Федоринчик, юный железнодорожник:
В руках у меня находится диск дежурного по станции. Он имеет две стороны. Белая – это я разрешаю поезду отправиться со станции. Вторая сторона – это красная сторона – я либо запрещаю отправиться поезду со станции либо принимаю поезд на станции с остановкой.

Сегодня Детская железная дорога имени К. С. Заслонова отличается от старшей сестры не только возрастом, но и шириной колеи (почти вдвое уже «взрослой») и длиной – только четыре километра.

Анна Меркушевич, корреспондент:
Сегодня Детская железная дорога имени К. С. Заслонова практически ничем не отличается от своей старшей сестры. Разве что колеей, которая в два раза уже, и протяженностью, которая всего 4 километра. А в остальном она повторяем все то лучшее, что присуще присуще Белорусской железной дороге, а еще является кузницей молодых кадров стальной магистрали.

Подробнее в видеоматериале