Мирный план США и обращение к Зеленскому. Президент ответил на вопросы СМИ
Мы являемся свидетелями тектонических сдвигов в международных отношениях. Поэтому нужно постоянно адаптировать ОДКБ под меняющиеся вызовы и угрозы безопасности. Об этом заявил Александр Лукашенко на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ, которое 27 ноября прошло в Бишкеке, сообщили в программе «Беларусь.Новости».

Лидеры стран Организации обменялись мнениями по большому количеству вопросов. Ситуация, которая складывается на внешнем контуре ОДКБ, заставляет думать над превентивными мерами. Особенно напряженная ситуация на западном направлении. Страны Старого Света наращивают боеспособность, увеличивая траты на оборонную промышленность. При этом нарастает враждебная риторика. Глава белорусского государства констатировал, что многосторонние механизмы контроля над вооружениями либо полностью разрушены, либо утратили свою эффективность из-за конфронтации и отсутствия доверия. На этом фоне для ОДКБ вопрос укрепления коллективной безопасности становится не просто важным – определяющим.
По словам Президента, имеется ряд вызовов и угроз как военного, так и невоенного характера, требующих особого внимания и реагирования по линии ОДКБ уже сейчас. Это искусственный интеллект, беспилотные летательные аппараты и смертоносные автономные боевые системы, обладающие алгоритмами к самообучению, кибер-терроризм, обеспечение безопасности жизненно важных объектов энергетической инфраструктуры, в первую очередь АЭС и гидроэлектростанций. Эти вопросы предстоит решать в ближайшем будущем и уже под председательством России. К ней этот статус в 2026 году перейдет от Кыргызстана. Также в Бишкеке главы государств ОДКБ подписали ряд стратегических документов, направленных на укрепление механизмов коллективной обороны и расширение кооперации в военно-политической области. По итогам саммита Президент пообщался с журналистами. Они поинтересовались мнением Александра Лукашенко касательно ситуации в Украине и видением белорусского лидера относительно мирного плана, предложенного Дональдом Трампом.

Александр Григорьевич, как вам мирный план Трампа?
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Жаль, что вы на закрытых не присутствуете. Во-первых, вчера мы очень долго говорили на эту тему с Владимиром Владимировичем. Я так понимаю, и он, и я видим пока неокончательный вариант. И, если можно сказать, неофициальный вариант. Когда он будет передан по официальным каналам россиянам, там можно будет говорить о конкретных каких-то вещах. Но я сегодня сказал, что план работоспособный. И Владимир Владимирович признает, что это хорошая основа для переговоров.
Сразу хочу сказать, что пусть на меня не обидится команда Трампа, он составлен в спешке. Не хочу сказать, что уже совсем на колене, но в спешке. Его надо представить в удобоваримом варианте. Его надо представить без широкого толкования, чтобы все было конкретно. Но если там территориальные какие-то решаются вопросы, то все должно быть прописано до метра, километра, какие войска, где войска, кто должен быть, кто не должен и так далее. Все должно быть до мелочи прописано.
Широкое толкование позволит потом в каком-то периоде времени – по-своему каждый будет толковать те или иные пункты. Поэтому должно быть абсолютно все конкретно. Не хочу вдаваться в детали, наверное, не к месту, это сейчас. Американцы над этим работают. Проведена колоссальная работа.
Но хочу обратить ваше внимание, особенно журналистов. Отслеживая заявления журналистов и экспертов российских, и белорусских, они часто говорят: вот, вы знаете, там американцы учли требования России. Встречались в Анкоридже, на Аляске – учли требования. А Украины требования не учитываются, так говорят европейцы. Вы слышали это расхожее мнение.
Должен в этом плане сказать, что американцы встречались с Путиным в Анкоридже, на Аляске. А сколько раз они встречались с украинцами? И тот же Трамп с Зеленским, с европейцами. Вы что думаете, они просто чай попили? Или то, что вы видели за столом переговоров вначале, протокольную съемку? Нет! Трамп и его команда провели очень большую работу. И с украинцами, и с европейцами, и с россиянами. И надо Трампу отдать в этом плане должное. Поэтому говорить о том, что с россиянами встречались, чего-то там россиян учли, мнение России, позицию, а Украины нет – это неправда, это неправильно. Вопрос в том, что Россия оказалась более договороспособной, нежели Украина. Это надо признать, ну а потом уже вглубь лезть.

А если бы Украина выполнила Минские договоренности, войны бы не было. И Украина была бы в границах, как они хотят, 1991 года. Но если Володя Зеленский хочет посмотреть на реалии, я сейчас ему еще раз, оказавшись тогда прав, хочу не совет дать (он лучше меня, может быть, знает ситуацию) – хочу просто сказать то, что вижу я. Если ты хочешь, чтобы Украина сохранилась в тех границах, в которых она сегодня есть (с учетом реалий на фронте), нужно договариваться, не надо торпедировать переговорный процесс.
Если где-то что-то не можете договориться, а я из этого предложения не увидел, что там нельзя договориться по каким-то вопросам. Ну если вдруг там какая-то демилитаризованная зона, кусочки и так далее, на Донбассе. Ну оставьте на потом, прекратите войну, где гибнут чужие дети. Вот в чем главная проблема того же Зеленского. Гибнут другие люди. Это надо иметь в виду. И самое главное – ты потеряешь страну. Поэтому подумай, исходя из реальной обстановки, как сохранить то, что у тебя есть. А у тебя есть все – и выход к морю, и Одесса твоя, и Николаев. А этого может не быть в один миг, в одно мгновение. Поэтому надо все взвесить и принять взвешенное решение. И Трамп тут прав, когда он поджимает одну и другую сторону.

Из Бишкека Александр Лукашенко отправился в Мьянму. В центре внимания Минска и Нейпьидо – сотрудничество в сфере АПК, промышленности и фармацевтики. В переговорной повестке также вопросы гуманитарного взаимодействия.
К слову, борт №1 приземлился в Мьянме буквально несколько минут назад. О том, как встречали белорусского лидера, расскажем в следующих эфирах.