Интервью с Президентом Беларуси. Что услышали миллионы по всему миру?
Когда Минск уже крепко спал, в США солнце только близилось к закату, в самый прайм-тайм в крупной социальной сети и вышло интервью с Александром Лукашенко. С титрами и переводом, чтобы никаких вырванных слов из контекста и кривотолков, сообщили в программе «Акценты» на «РТР-Беларусь».
На платформе Х блогер выложил все полтора часа беседы. Темы разные: и события 2020-го, и отношения с Китаем. Но главное, о чем шел разговор – это мирные инициативы, почему конфликт перерос в военное противостояние и какие силы теперь нужно приложить, чтобы остановить боестолкновения.
Александр Лукашенко призывает не искать виновных в украинском конфликте, а двигаться к миру
Почему интервью с Президентом Беларуси, блогер объяснил в подписи к этому ролику. Союзник Путина номер 1. Детали двусторонних встреч и планы, интересно все. Никаких запретных тем – вот и откровенный ответ, а на сколько мир был близок к ядерному конфликту. Россия обладает одним из самых мощных потенциалов, а тут такая угроза.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Путин убежден в том, что сегодня нет крупных причин для развязывания ядерной войны. И он, как никто другой, понимает, к чему это может привести. Поэтому вот вам абсолютно точно заявляю, что Путин никогда не держал пульт с красной кнопкой в руках, чтобы через несколько минут нажать эту красную кнопку. Если только будет совершена агрессия против Беларуси и России, тогда будут использованы все методы борьбы.
Немало и скрытых противостояний. Мировые державы делят экономические рынки и степени влияния на целые отрасли, снова разворачивается война тарифов, ограничений, санкции на любой вкус. Но победить в противостоянии с Китаем США вряд ли получится.
Лукашенко: Я готов делать всё, что необходимо для прекращения войны и улучшения жизни людей
Новый глава американской администрации уже отличился и заявлениями и скандалами, но сделать для установления скорейшего мира тоже успел многое. И прямо во время беседы из Минска для Вашингтона поступило предложение.
Тема мира, сейчас звучит с самых высоких трибун. Во вторник вечером, когда оставалось еще 4 часа до публикования интервью с Александром Лукашенко, Дональд Трамп выступил в конгрессе. И говорил о том, какие колоссальные деньги прежняя администрация тратила на сомнительные проекты, причем по всему миру. Сразу никто даже не мог сказать Лесото – это где? Но туда ушло 8 млн, столько же на создание мышей-трансгендеров. А вот проекты в Молдове оценили в 4 раза дороже – выделили целых 32 миллиона. Знаменитый мультфильм для Ближнего Востока еще плюс 20 – это все в долларах. Аудит показал, что сомнительные платежи неизвестным составили примерно 100 млрд.
Я бы Трампу прямо в глаза сказал, как нельзя делать – Лукашенко о политике США
Похоже, сейчас Белый дом нацелен на скорейшее окончание украинского конфликта. На поддержание боеспособности украинских войск США тратили в три раза больше чем Европа. И штаты это намерены прекратить.
Дональд Трамп, Президент США:
2000 человек погибают каждую неделю. Молодые россияне, молодые украинцы. Я хочу, чтобы это остановилось. И за это же время Европа потратила больше денег, закупая российские нефть и газ, чем они потратили на поддержку Украины. Нас от России отделяет океан. Их нет. Но мы, тем не менее, ладим с Россией. Байден выделял миллиарды и миллиарды на этот конфликт. Сегодня я получил важное письмо от президента Зеленского. Там говорится, что Украина готова сесть за стол переговоров как можно скорее. Мы проводим консультации и с Россией, получаем сильные сигналы, что они готовы к миру. Ну разве это не прекрасно?
Тезисы Президента эксперты разложили по полочкам. Вопросов блогер задал всего 10, но круг тем оказался куда шире. Ключевые – те, что беспокоят людей на разных континентах. Мир и развитие ради общего прогресса, не давление и не деление стран на хорошие и плохие. Белое и черное – не Америке ли знать, к чему это приводит.
Стив Самарин, политолог США:
Президент Беларуси многократно, в общем-то, делал колоссальные усилия, чтобы был мир в Европе. И было сделано им так много, чтобы этот мир состоялся и, самое главное, чтобы война не началась.
Мы помним все Минские договоренности. И, в общем-то, было бы, наверное, правильным, чтобы Минские договоренности возобновились. Это идеальное место для проведения таких переговоров.
Грег Вайнер, политолог-американист:
У него очень хорошая позиция. У него позиция нейтрально дружеской страны. Он избежал всех конфронтаций, которые ему навязывали. Навязывала ему Польша конфронтации, Литва ему навязывала конфронтации. И он выдержал, он смог сохранить нейтралитет. Я думаю, он заслужил то, о чем он говорит. Минск может стать площадкой для дальнейших переговоров. Это вполне реальная тема.
Интервью получилось открытым и откровенным, хоть собеседник напротив значительно моложе и от дел политических далек. Но это голос нового поколения. Каждый день платформу Х посещают 250 млн человек. Она одна из самых популярных в США. Тексты этой соцсети читают больше 110 млн американцев – это самая массовая и активная часть аудитории. В лидерах также Япония и Индия, Индонезия и Великобритания, всего пользователи из 200 стран. Александр Лукашенко изложил свое видение мира и мер для того, чтобы он наступил как можно быстрее.
Александр Шатько, политический аналитик:
Он прагматичен, он видит ситуацию, он разложил ее по полочкам. В этом интервью Александр Григорьевич не раз говорил о том, что каждый Президент думает о своей стране, о своем народе, точно так же, как и думает наш Президент. Главное, чтобы в нашей стране было мирно, для того, чтобы экономические связи крепли. Как они могут крепнуть, если есть конфликты между Китаем и Соединенными Штатами, между Россией и Украиной, между Европой, Российской Федерацией и Китаем в том числе. Когда вот такая неразбериха, а мы находимся как раз в таком центре, мы страна транзитная, мы очень много теряем.
Эдуард Северин, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
Четко обозначена была повестка и в том, что Республика Беларусь, являясь сердцем Европы, действительно может выступить площадкой, точкой соприкосновения интересов западного мира и Востока, площадкой для ведения мирных переговоров, площадкой для введения любого конструктивного разговора.
Чем может закончиться борьба могущественных стран, Президент кажется объяснил ну куда уж проще. Когда мир уравновешен и много точек опоры, а если у стула отпилить три ножки. Что тогда?
Александр Лукашенко:
Любая система устойчива, если она опирается на несколько опор. У нас в мире, для нашей планеты, Соединенные Штаты Америки являются одной опорой, Китай является второй опорой, Европейский союз (мощный был союз, 600 миллионов населения, технологически очень продвинутый) – третья опора. Россия, Индия – пусть поменьше опоры, но они удерживали нашу планету на этих опорах. Если мы сделаем так, что останется одна опора в виде США, большой шанс, что эта система, наша планета, рухнет. Будет держаться на двух опорах – Китай и США – тоже сложно удержаться.
Поэтому эта третья опора в виде Европейского союза очень важна была для всего мира. И я считаю, разрушать нельзя эту третью опору.
Интервью это еще одна возможность быть услышанными. Президент всегда открыт для СМИ, находит время общаться и в перерывах на крупных саммитах и даже в основой день голосования дал длительную пресс-конференцию. В одном известном кинофильме, счастью дали такое определение – это когда тебя понимают. Только в таких условиях возможны мир и крепкая дружба.
Николай Межевич, президент Российских ассоциаций прибалтийских исследований:
Очень важная прозвучала оценка Президента Трампа 2.0 из уст Президента Республики Беларусь. Но я, прослушав внимательно этот отрывок, пришел к выводу, что с одной стороны это высокая оценка, а с другой стороны это оценка с авансом.
Интервью с блогером продолжалась всего полтора часа, среди предложений и видения развития отношений еще один главный тезис – странам надо быстрее приступать к практическим действиям, время уходит.
Александр Лукашенко:
Вы совсем молодой человек, а я уже сложившийся политик, уходящий политик. Взрослый человек, у меня есть дети, у меня есть внуки. Почему я должен делать плохо? Я должен делать и призываю европейцев, американцев к тому, чтобы нашим детям и внукам жилось нормально. Хотя бы так, как нам. Это главное. Может, это пафосно звучит, но я об этом думаю.
Пусть и такой небольшой шаг к миру, но шаг. Так, постепенно, навстречу другу к другу и конфликтующие стороны возможно, придут к правильному решению. Чем раньше тем лучше. Именно переговорами заканчиваются все конфликты – все равно ведь придется договариваться.